Критерии определения рамок переходного периода




При опре­де­лении КРИТЕРИЯ, на мой взгляд, наиболее близкой к нашей проблематике является система критериев, используемая коллек­тивом российских ученых-экономистов кафедры политэко­номии эконо­мического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Они считают наиболее прием­лемыми следующие группы критериев.

Первая группа имеет концептуально-содержательный харак­тер (формационный, эконо­мико-технологический, цивилизационный).

Вто­рая группа соотносит (чаще всего в рамках критериев первой группы) моменты формального и ре­ального ста­новле­ния нового общественного строя.

Третья группа критериев может охваты­вать более конкрет­ные признаки и показатели, в том числе в их сравнении с общемировыми по­казателями, либо по от­но­шению к однородным группам стран (африканских, азиатских, латиноамерикан­ских, СНГ, восточно-европейских), либо в сравнении с определенными этапами исторического развития какой-либо отд. страны.

Наиболее оптимальным вариантом подбора оценочного критерия для нас является поликритери­альный вариант. С точки зрения поликритери­ального варианта, о границе завершения переходного периода можно говорить в следующем случае: созданная в результате преобра­зо­ваний, экономика приобретает вид совре­менной смешан­ной экономики, вбирает в себя сочетание глобальных тенденций развития и нацио­нальных особен­ностей страны, и обеспечивает более высокий уровень развития производитель­ных сил и основных социально-экономических показателей по сравне­нию с предшествовавшим типом экономики.

Таким образом, историческая практика трансформации традицион­ных структур 60-х–70-х годов в западных странах выдвинула в качестве ведущей мо­дели модернизации модель экономического национализма, основным со­держанием которой явилась импортзамещающая индустриализация, рост государственного сектора, протекционистский таможенно-тарифный курс, социальная ориентированность. Здесь агентом модернизации выступило государство.

Экономиче­ский на­ционализм сменила неолиберальная модель свободной рыночной эконо­мики 80-х–90-х годов, агентом модернизации которой выступили финан­сово-промышленные, или олигархические, кланово-корпоративные группы.

Обе модели в универсальном варианте представляют собой ограниченные абстракции. Перевод их в практическую плоскость требует анализа вопроса о лимитах и значении обеих моделей для выбора наибо­лее оптимального, перспективного варианта.

На наш взгляд, наиболее перспективным вариантом развития можно признать своеобразный синтез этатистских и неолиберальных методов, удельный вес каждого из которых определяется особенностями исторического развития страны. Заметим при этом, что ряд методов государственного регулирования не противоречит развитию свободной рыночной эконо­мики, государство может сконструировать оптимальную модель для всестороннего развития частных интересов. На свободном рынке, как по­казывает исторический опыт развитых демократий, государство может выступить гарантом свободы предпринимательства и конкуренции, субъектом регулирования и стабильности в условиях стихийно разви­вающегося свободного рынка, может послужить препятствием для антинациональной практики ТНК и ТНБ, способно внедрить социальные ориентиры в механизм рынка. Результаты использования смешанного моделирования будут зависеть и от того, насколько государство действи­тельно будет ориентироваться на стратегию модернизации с учетом национальных интересов.

Скорее всего, проблема модернизации должна стать ключевой проблемой развития вышеназван. стран, но таковой, на наш взгляд, еще не стала. До науко­ёмких и высокотехнологичных отраслей производства ещё далеко. Не произошло и смены доминирующего фактора производства, страны как бы «зависли» в поступательном развитии общемировых процессов, сочетая в развитии своей экономики черты различных факторов произ­водства (и земли, и капитала, и незначительных элементов информаци­он­ных технологий). На повестке дня продолжает стоять вопрос о необхо­ди­мости выхода из эк. стагнации. И еще более важный вопрос о том, кто в состоянии это сделать?

 

Заметим при этом, что ряд методов государственного регулирования не противоречит развитию свободной рыночной эконо­мики, государство может сконструировать оптимальную модель для всестороннего развития частных интересов. На свободном рынке, как по­казывает исторический опыт развитых демократий, государство может выступить гарантом свободы предпринимательства и конкуренции, субъектом регулирования и стабильности в условиях стихийно разви­вающегося свободного рынка, может послужить препятствием для антинациональной практики ТНК и ТНБ, способно внедрить социальные ориентиры в механизм рынка. Результаты использования смешанного моделирования будут зависеть и от того, насколько государство действи­тельно будет ориентироваться на стратегию модернизации с учетом национальных интересов.

Говоря об успехах и противоречиях модернизации западных стран к началу ХХ века, необходимо подчеркнуть следующее.

  Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека. Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме. Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизация», был отмечен возникновением основных ценностей западного типа общества: частнособственнических отношений, частного производства, ориентированного на рынок; первого образца народовластия – демократии, правда, ограниченной; республиканской формы правления. Следующий этап развития западной цивилизации связан с Европой и христианством. Важнейшей самостоятельной ценностью Запада стала рациональность (М. Вебер). Рассматривая этапы развития западной цивилизации до XX в., мы видим, что основные ценности ее взаимосвязаны и взаимообусловлены, но взаимосвязь их носит весьма противоречивый характер. Тот тип современного общества, который первоначально сформировался на Западе, был создан не просто на основе преобладания определенных противоречий, а на базе безусловного доминирования господства человека над природой, индивидуалистического начала над общественными интересами, инновационной стороны культуры над традиционной. Названные противоречия были и остаются основными источниками развития человечества. Но для того, чтобы противоречие подобного типа могло выполнять свою функцию, сохраняться, обе стороны должны быть достаточно сильно выражены. Чрезмерное преобладание одной из сторон в ущерб другой ведет в конечном счете к пересыханию источника развития и усилению разрушительных тенденций (в результате нарастания диспропорций в процессе развития цивилизационной системы). Такова самая глубокая основа цивилизационного кризиса XX в.   Еще одна грань подхода к характеристике процессов модернизации.   Граждан волнуют вопросы участия в общественной жизни: СТРЕМЛЕНИЕ ОБЛАДАТЬ ПРАВАМИ + ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ В СПРАВЕДЛИВОМ МИРЕ. Это определяет драматургию отношений между властью и её подданными. Становление постиндустриального общества потребовало изменений (модернизации) в параметрах общественной жизни.   Данный вопрос связан с процессами политической и социальной мо­дернизации. Фрагментами политической модернизации можно считать: *копирование президентской республики, *многопартийной сис­темы, *унитарного государства, а также *возрастающее участие в политическом процессе различных социаль­ных групп, например, крестьянства.   Вместе с тем остаются сферы, не подверг­шиеся политической модернизации. Это *парламента­ризм и *группы интересов. Группы интересов – это непартийные объединения, занимавшиеся артикуляцией интересов «старой» и «новой» олигархии, т.е. формулировавшие свои требования и переносившие их в сферу принятия политических решений.   Для более успешной модернизации, по-видимому, понадобятся: А) в политич. плане – учет на­ционально-государственных интересов, патриотизм, формирова­ние гражданского общества, ликвидация авторитарной политической куль­туры. Защита чести национального мундира не выходит из политической моды!! Б) в экономическом аспекте – это поиск и создание оптимальной пропорции в сочетании законов развития свободного рынка с этатизмом; целесообразный, взвешенный вектор отношений национального капитала с ТНК и ТНБ, способствующий динамичному развитию национальной эконо­мики с учетом современной науки и информационных технологий в интересах подавляющего боль­шинства населения. В) в социально-психологическом плане – это чувство сопереживания, сострадания к миллионам обездоленных и воля к созда­нию социально-ориентированной экономики. Г) в социокультурном плане – это консолидация усилий по защите и сохранению национальной культуры и национальных языков, национальных традиций и цен­но­стей (в РФ, например, 193 нации и народности). Д) внеш­неполити­ческий компонент, в условиях взаи­мозависимости и целостно­сти мира, должен базироваться на суверенитете и взаимо­действии стран в поисках решения проблем глобализации неравен­ства, внешней задолженности, массовой нищеты, терроризма, дефицита продовольствия, охраны здоровья и среды обитания.     МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — в широком смысле глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований.   В более узком смысле под модернизацией общества понимается процесс перехода от аграрного общества к индустриальному через промышленный переворот, индустриализацию, развитие частной собственности, национального рынка, социальной и производственной инфраструктуры, через создание адекватной либерально-демократической политико-правовой системы (правового государства и гражданского общества).   В настоящее время термин чаше всего употребляется в связи с переходом ряда стран в постиндустриальное состояние. И здесь различают два вида модернизации: органическую и неорганическую.   Органическая является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капиталистическая модернизация в этом случае возникала как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей (Англия, США, Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Италия и пр.).   Неорганическая — ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Это модель «догоняющего развития », предпринимаемая сверху правительством с целью преодолеть историческую отсталость, избежать иностранной зависимости и сохранить традиционные институты власти. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики (ведущих отраслей) и в меньшей степени – с политики. Принципы модернизации не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Во многом именно так происходило в России, в Германии и Японии в XIX — начале XX в. В последних двух странах неорганическая модернизация в начале XX в. переросла в органическую. (Словарь терминов и понятий по обществознанию. М., 2013, с. 219-220.)   Кризисы, разразившиеся в мировой экономике в 70-е–80-е и особенно в 90-е годы, продемонстриро­вали неправомерность и даже опасность «забве­ния» роли ГОСУДАРСТВА, которое, как показала историческая практика ХХ века, продолжает оставаться субъектом регулирования и гарантом стабиль­ности в условиях стихийно развивающегося свободного рынка и интервен­ций международных финансовых спекулянтов.   Подлинная глобализация требует не насильственного навязывания одной модели потребления и государственного устройства другим, а равноправного диалога культур и цивилизаций в целях нахождения между ними оптимального modus vivendi.   Этатистская модель оставляет после себя национальное имущество, хотя бы в форме ликвидной госсобственности, находящей покупателя. А развернувшийся процесс глобализации означал полный или частичный демонтаж государственного сегмента экономики, общее сужение рамок вмешательства государства в экономику. Отсюда главный невралгический узел – приоритетная ориентация на внешние факторы развития. Существует огромная зависимость от внешней торговли, от поступлений из-за рубежа инвестиционных средств. Собственно современные модели развития даже крупных стран могут успешно функционировать лишь в условиях регулярной финансово-инвестиционной подпитки извне. Невозможность трудиться и неуверенность в завтрашнем дне породили невиданный взлет преступности. Криминальность подпитывается имущест­венным расслоением, которая, в свою очередь, является результатом распро­странения субкультуры богатства, успеха, гедонизма, для достижения чего все средства хороши.   Осознание: справедливое устройство жизни – не столько проблема соб­ственности, хотя она и остается важной, сколько вопросы правопорядка и морально-этических норм, компетентного и нравственного управления обществом и экономикой по всей вертикали.   *Стоит ли считать суверенитет государств устаревшим? Тезис о главенстве суверенитета личности по отношению к национально-государственному суверени­тету стал «троянским конем», игнорирующим суверенитет слабых государств бо­лее силь­ными. Этот тезис толкает сильных совершать вмешательство во внутренние дела менее развитых стран, вводить против них санкции и осуществлять «гуманитарные интервенции» под предлогом защиты прав человека.   Политология о типах модернизации:   1). Спонтанная и органическая (Европа и Северная Америка). 2). Догоняющая и неорганическая (в странах «Второго» и «Третьего мира» Европы, Латинской Америки, Азии, Африки). 3). Догоняющая и неорганическая часто является авторитарной 4). Форсированная – ставка делается на ускоренное развитие экономики и экспорта (30–35 лет) при сохранении «узкого характера» внутреннего рынка и преимущественно традиционных (авторитарно-патриархальных политических отношений (страны Юго-Восточной Азии – Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.) 5). Частичная 6). Тупиковая или так называемая тоталитарная модернизация.   Мировые структурные кризисы 70-х гг. – энергетический, сырьевой и ва­лютный – потребовали модернизации экономик как индустриальных центров, так и периферийных стран и изыскания крупных источников финансирования для вхождения в новую технологическую фазу. Эти кри­зисы ознаменовали значительную исчерпан­ность этатистской, национально-замкнутой модели вообще, и Бреттон-Вудской финансовой системы, в частности, и соответственно потребность в ином, более открытом, конкурентном курсе, новой роли гос-ва. Развернувшийся процесс глобализации означал полный или частичный демонтаж государственного сегмента экономики. Главный невралгический узел моделей развития периферийных и «бывших» стран – это приоритетная ориентация на внешние факторы развития, на регулярную финансово-инвестиционную подпитку извне.   ВЫВОД: все виды и направления модернизации, в том числе в интересующей нас общественной модернизации, являются глубокими, взаимосвязанными, долгосрочными, порой болезненными, но необходимыми процессами развития человечества.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: