Тема «Понятие, модели, критерии и признаки модернизации»




ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

 

Лекция 1.

Тема «Понятие, модели, критерии и признаки модернизации»

 

 

Модернизация – разносторонний процесс. Какие стороны она охватывает? (Где она виднее? Где нагляднее проявляется?):

= в технике и технологии,

= в народном хозяйстве,

= в общественной жизни.

Какую цель преследует Модернизация?

Цель: преобразование наиболее архаичных элементов традиционных социально-экономических и общественных структур.

А зачем?

для последующего качественного прорыва (в ликвидации нищеты и отсталости).

Модели модернизации:

 

- этатизм и защита национального интереса с учетом своеобразия и нац. традиций, и с соблюдением принципа социальной справедливости;

- неолиберальная транснациональная экономическая модель, наиболее полно отвечаю­щая интересам олигархии, готовой вступить в любые альянсы и компромиссы с транснациональным капиталом.

 

 

Модернизация – многосто­ронний комплексный процесс, затрагивающий экономическую струк­туру, технику и технологии, социальную структуру и общественные процессы. Её содержание состоит в обновлении (осовременивании, улучшении), усовершенствовании, отвечающем современным требова­ниям, в прибли­жении к уровню наиболее развитых государств мира, ли­квидации хрони­ческого отставания от них, в ликвидации зависимого по­ложения от ведущих мировых центров.

Следовательно, цель модернизации – достиже­ние уровня мировых стандартов.

Однако достижение уровня мировых стандартов – это цель лишь для более развитых государств.

Перед менее развитыми странами стоит иная задача – преобразовать, как мы только что говорили, наиболее архаичные элементы своей социально-экономической структуры для последующего качественного прорыва.

Критерии модернизации:

Если понимать под критерием средство суждения и мерило оценки, то искомые критерии будут выглядеть так:

Экономические: сдвиг в сторону рыночной экономики, научно-технического прогресса (НТП), индустриализация.

Политические: строительство либерально-демократического государства.

Социальные: появление и развитие гражданского общества, выделение различных социальных институтов, усиление автономии индивида.

Культурные: распространение рационального взгляда на жизнь.

Признаки модернизации:

Экономические: внедрение в процесс производства научных технологий, замена ручного труда машинным, использование неодушевленных источников энергии, рост специализации экономических ролей и кластеров (производства, потребления и распределения).

Политические: становление и укрепление национальных суверенных государств, правовых структур государственности, реального разделения основных ветвей власти, политической демократии, активизация политического участия населения, развития многопартийности, становление и развитие открытых плюралистических политических систем.

Социальные: формирование устойчивой равновесной социальной стратификации общества, высокая степень социальной мобильности, становление среднего класса, достижение массового потребления, высокого уровня и продолжительности жизни, появление и развитие гражданского общества и всех его основных социальных институтов, становление и укрепление «государства благосостояния или благоденствия» или социального государства.

Культурные: распространение грамотности среди населения, секуляризация образовательной системы, религиозно-конфессиональная толерантность, распространение либеральных ценностей, плюрализм гуманитарных течений в науке, художественном творчестве, искусстве, появление автономной свободной личности.

 

Таким образом, м одернизация – это научно-технический, народнохозяйственный и общественный процесс.

Кто или что в состоянии начать и успешно провести модернизацию?

Инициаторы М. – любые (!) политические режимы. Почему?

Потому что действительным основанием для трансформационного процесса можно считать необходимость выйти из структурного кризиса, ликвиди­ровать «выпадение» из общества нищенствующей части населения, сократить отставание в технологическом отношении и умень­шить разрыв (не догнать) с развитыми странами в уровне обеспечения благо­состояния если не всего, то подавляющей части населения.

Что для этого сделать?

Осмыслить и сформулировать основные принципы экономической политики, которые могут выглядеть следующим образом:

1) природные ресурсы и ос­новные богатства должны принадлежать государству;

2) экономическое разви­тие должно служить удовлетворению интересов нации в целом, а не стремлению к наживе отдельных лиц и группировок;

3) иностранные ка­питаловложения должны использоваться в национальных интересах, спо­собствовать росту национальной экономики;

4) целью вышеназван­ных поло­же­ний является укрепление экономической независимости любой страны и улучшение условий жизни её населения;

В экономике должны соседствовать и процветать различные формы собственности – частные предприятия, кооперативы, самоуправляю­щиеся предприятия, государственные предпри­ятия, индивидуальные предприятия и хозяйства и т.п. Мировая экономическая практика показывает, что в развитых странах наиболее распространенным видом организации собственности является смешанная собственность.

Понятно, что модернизация – это далеко не быстро текущий процесс. На модернизацию понадобится время – так называемый переходный период (транзит).

Переходный период – это особый период, обозначен­ный границами того исторического состояния, от которого преобразую­щейся экономике надлежало уйти, до того состояния, к которому ее могли привести объявленные реформы. Суть переходного периода можно понимать как совокупность преобразовательных мер.

Определить исход­ную границу переходного периода не сложно, т.к. она хронологиче­ски связана с исторически предшествовавшим типом экономики.

Началом переходного периода могут стать: конституционный (мирный) приход к власти политических сил, стремящихся и способных осуществить модернизацию; государственный переворот; наследование короны. Т.е. «кто-то» приходит к власти и ЗАЯВЛЯЕТ отрицание характеристик предшествовавшего строя, отрица­ние, об­леченное к тому же в опреде­ленную политико-идеологиче­скую форму.

Во время переходного периода приступают к масштабным систем­ным преобразова­ниям, вплоть до попытки поколебать формационные стержни сущест­вующего строя. И хотя переходный пе­риод вбирает в себя несколько линий развития, о которых речь пойдет далее, системные преобразо­вания проявляют себя более явно, сконцентрировав вокруг себя все ос­тальные.

Более сложным следует считать вопрос о фиксации границ заверше­ния переходного периода. Во-первых, потому, что развитие экономики переходного периода бывает сопряжено с кризисными явле­ниями то в одном, то в другом ее секторе на протяжении всего переходного периода. Во-вторых, возникают определенные затрудне­ния с выбором критерия, с помощью которого можно говорить об окончании переходного периода и оценить его результаты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: