ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Лекция 1.
Тема «Понятие, модели, критерии и признаки модернизации»
Модернизация – разносторонний процесс. Какие стороны она охватывает? (Где она виднее? Где нагляднее проявляется?):
= в технике и технологии,
= в народном хозяйстве,
= в общественной жизни.
Какую цель преследует Модернизация?
Цель: преобразование наиболее архаичных элементов традиционных социально-экономических и общественных структур.
А зачем?
для последующего качественного прорыва (в ликвидации нищеты и отсталости).
Модели модернизации:
- этатизм и защита национального интереса с учетом своеобразия и нац. традиций, и с соблюдением принципа социальной справедливости;
- неолиберальная транснациональная экономическая модель, наиболее полно отвечающая интересам олигархии, готовой вступить в любые альянсы и компромиссы с транснациональным капиталом.
Модернизация – многосторонний комплексный процесс, затрагивающий экономическую структуру, технику и технологии, социальную структуру и общественные процессы. Её содержание состоит в обновлении (осовременивании, улучшении), усовершенствовании, отвечающем современным требованиям, в приближении к уровню наиболее развитых государств мира, ликвидации хронического отставания от них, в ликвидации зависимого положения от ведущих мировых центров.
Следовательно, цель модернизации – достижение уровня мировых стандартов.
Однако достижение уровня мировых стандартов – это цель лишь для более развитых государств.
Перед менее развитыми странами стоит иная задача – преобразовать, как мы только что говорили, наиболее архаичные элементы своей социально-экономической структуры для последующего качественного прорыва.
|
Критерии модернизации:
Если понимать под критерием средство суждения и мерило оценки, то искомые критерии будут выглядеть так:
Экономические: сдвиг в сторону рыночной экономики, научно-технического прогресса (НТП), индустриализация.
Политические: строительство либерально-демократического государства.
Социальные: появление и развитие гражданского общества, выделение различных социальных институтов, усиление автономии индивида.
Культурные: распространение рационального взгляда на жизнь.
Признаки модернизации:
Экономические: внедрение в процесс производства научных технологий, замена ручного труда машинным, использование неодушевленных источников энергии, рост специализации экономических ролей и кластеров (производства, потребления и распределения).
Политические: становление и укрепление национальных суверенных государств, правовых структур государственности, реального разделения основных ветвей власти, политической демократии, активизация политического участия населения, развития многопартийности, становление и развитие открытых плюралистических политических систем.
Социальные: формирование устойчивой равновесной социальной стратификации общества, высокая степень социальной мобильности, становление среднего класса, достижение массового потребления, высокого уровня и продолжительности жизни, появление и развитие гражданского общества и всех его основных социальных институтов, становление и укрепление «государства благосостояния или благоденствия» или социального государства.
|
Культурные: распространение грамотности среди населения, секуляризация образовательной системы, религиозно-конфессиональная толерантность, распространение либеральных ценностей, плюрализм гуманитарных течений в науке, художественном творчестве, искусстве, появление автономной свободной личности.
Таким образом, м одернизация – это научно-технический, народнохозяйственный и общественный процесс.
Кто или что в состоянии начать и успешно провести модернизацию?
Инициаторы М. – любые (!) политические режимы. Почему?
Потому что действительным основанием для трансформационного процесса можно считать необходимость выйти из структурного кризиса, ликвидировать «выпадение» из общества нищенствующей части населения, сократить отставание в технологическом отношении и уменьшить разрыв (не догнать) с развитыми странами в уровне обеспечения благосостояния если не всего, то подавляющей части населения.
Что для этого сделать?
Осмыслить и сформулировать основные принципы экономической политики, которые могут выглядеть следующим образом:
1) природные ресурсы и основные богатства должны принадлежать государству;
2) экономическое развитие должно служить удовлетворению интересов нации в целом, а не стремлению к наживе отдельных лиц и группировок;
3) иностранные капиталовложения должны использоваться в национальных интересах, способствовать росту национальной экономики;
|
4) целью вышеназванных положений является укрепление экономической независимости любой страны и улучшение условий жизни её населения;
В экономике должны соседствовать и процветать различные формы собственности – частные предприятия, кооперативы, самоуправляющиеся предприятия, государственные предприятия, индивидуальные предприятия и хозяйства и т.п. Мировая экономическая практика показывает, что в развитых странах наиболее распространенным видом организации собственности является смешанная собственность.
Понятно, что модернизация – это далеко не быстро текущий процесс. На модернизацию понадобится время – так называемый переходный период (транзит).
Переходный период – это особый период, обозначенный границами того исторического состояния, от которого преобразующейся экономике надлежало уйти, до того состояния, к которому ее могли привести объявленные реформы. Суть переходного периода можно понимать как совокупность преобразовательных мер.
Определить исходную границу переходного периода не сложно, т.к. она хронологически связана с исторически предшествовавшим типом экономики.
Началом переходного периода могут стать: конституционный (мирный) приход к власти политических сил, стремящихся и способных осуществить модернизацию; государственный переворот; наследование короны. Т.е. «кто-то» приходит к власти и ЗАЯВЛЯЕТ отрицание характеристик предшествовавшего строя, отрицание, облеченное к тому же в определенную политико-идеологическую форму.
Во время переходного периода приступают к масштабным системным преобразованиям, вплоть до попытки поколебать формационные стержни существующего строя. И хотя переходный период вбирает в себя несколько линий развития, о которых речь пойдет далее, системные преобразования проявляют себя более явно, сконцентрировав вокруг себя все остальные.
Более сложным следует считать вопрос о фиксации границ завершения переходного периода. Во-первых, потому, что развитие экономики переходного периода бывает сопряжено с кризисными явлениями то в одном, то в другом ее секторе на протяжении всего переходного периода. Во-вторых, возникают определенные затруднения с выбором критерия, с помощью которого можно говорить об окончании переходного периода и оценить его результаты.