1вариант
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
| ВИДЫМОБИЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
| ... | Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне |
| Вертикальная | Перемещение к позициям с более высоким или более низким престижем, доходом и властью |
2. Запишите слово, пропущенное в схеме:

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
| классовое неравенство | статус социальной группы | иерархия социальных групп |
| социальная стратификация | сословное преимущество |
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
| моральные нормы | позитивные санкции | социальный контроль |
| правовые нормы | негативные санкции |
5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
| 1) социальная мобильность | 2) санкция | 3) отклоняющееся поведение |
| 4) социальная структура | 5) самоконтроль | 6) социальный контроль |
6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
| 1) правонарушение | 2) отклонение | 3) социальный статус |
| 4) проступок | 5) мобильность | 6) преступление |
7. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| СОБЫТИЯ | ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ | |
| А) учитель школы назначен ее директором. Б) доцент кафедры получил должность профессора. В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие. Г) инженер переехал работать и жить в другой город. | 1) вертикальная 2) горизонтальная |
8. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ | ВИДЫНОРМ | |
| А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни Б) детальные правила вежливого поведения В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения | 1)этикет 2) корпоративная норма 3) закон 4) обычай |
9. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце,подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ | |
| A) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу B) перемещение человека из одной социальной группы в другую Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам | 1) неравенство 2)норма 3)роль 4) стратификация 5)контроль 6)мобильность |
10.
| ПРИМЕРЫ | СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ | |
| 1) молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года» 2) молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала 3) после окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта 4) солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность 5) завершение обучения в техническом колледже и получение специальности позволило выпускнику устроиться работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования 6) врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения | А)брак Б) профессиональная деятельность В) образование Г)служба в армии |
Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
11. Установите соответствие между видами отклоняющегося поведения и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | ВИДЫОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ | |
| A) молодой человек собирает коллекцию старинных дверных замков, в его коллекции уже более 300 экземпляров Б) предприниматель Н. открыл в своём родном городе музей крестьянских промыслов, в котором в свободное от бизнеса время проводит экскурсии для посетителей B) футбольный болельщик во время матча выстрелом петарды нанёс травму вратарю команды-соперника Г) граждане Н. и П., отмечая уход в отпуск, злоупотребили алкоголем и устроили драку на своём рабочем месте Д) 12-летняя М. выиграла международный конкурс исполнителей оперы и начала выступать в местном театре Е) 16-летнего гражданина П. после победы на международной олимпиаде по математике зачислили на механико-математический факультет МГУ | 1)позитивное 2)негативное |
12. Установите соответствие между отдельными санкциями и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| САНКЦИИ | ТИПЫСАНКЦИИ | |
| A) премирование Б) слава B) почёт Г) увольнение Д) штраф Е) презрение | 1) формальные санкции 2) неформальные санкции |
13. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.)
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.
14. Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
| 1) обучение детей трудовым навыкам | 2) материальная поддержка неработающих членов семьи |
| 3) семейное предпринимательство | 4) наделение наследственным статусом |
| 5) организация досуга |
15. Найдите в приведённом ниже списке демографические группы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
| 1) молодёжь | 2) мужчины | 3) спортсмены |
| 4) москвичи | 5) матери-одиночки | 6) французы |