Рекомендации к проведению коррекционной работы
Подготовка работы. Подобрать методики в соответствии с указанными ниже критериями, возрастом детей.
Проведение работы. Провести соответствующие методики.
Обработка данных. Проанализировать, обобщить и описать результаты методик по следующей схеме:
1. Общие сведения о ребёнке:
¨ Фамилия, имя, дата рождения (полных лет): Кошурников Данил 5 полных лет
¨
¨ Общее физическое развитие:
¨ здоров
¨ Состояние здоровья:
¨ 1 группа.
¨ Состав и особенности семьи (полная или не полная семья, образование родителей6 средне специальное, количество детей в семье 3, их возраст 5 лет 3 и 2 года):
¨ Длительность посещения ДОУ (регулярность, причины непосещения ДОУ):
2. Особенности познавательного развития:
¨ Внимание
¨ Развитие речи
¨ Память
¨ Воображение
¨ Мышление
3. Эмоциональное развитие
4. Проведение коррекционной работы (Приложение №1)
Оформление документации. В качестве отчётной документации на ребёнка предлагается оформить индивидуальную карту диагностики и коррекционной работы (общие сведения о ребёнке, характеристика, результаты диагностики, план проведения коррекционной работы и её результаты).
План проведения мероприятий
Сроки проведения | Рекомендуемые мероприятия |
1 день | Знакомство с воспитателем группы и детьми, установление контакта, проведение диагностики познавательного развития детей. |
2 день | Проведение диагностики познавательного развития детей (продолжение), диагностика эмоционального развития. |
3день | Проведение диагностики общения с родителями, воспитателем и сверстниками. |
4 день - 9 день | Проведение коррекционной работы по заранее намеченному плану, опираясь на результаты диагностики. Проведение работы с родителями (анкетирование, опросы, беседы). |
10 день | Итоговое занятие. Диагностика и анализ результатов проведения диагностики и коррекционной работы. |
|
Данная работа рассчитана на 10 дней. Из которых первые три дня рекомендуется посвятить знакомству с детьми, установлению контакта и диагностики развития детей. Следующие шесть дней провидится коррекционная работа по самостоятельно намеченному плану, заверенному у преподавателя.
По окончании работы необходимо представить в виде отчётности следующую документацию:
1. Диагностические карты на ребёнка (сведения о ребёнке, его характеристика, результаты диагностики).
2. План проведения коррекционной работы.
3. Результаты проведения коррекционной работы (детские работы, диаграммы, таблицы результатов и т.д.).
Приложение №1.
Коррекционная работа.
При планировании коррекционной работы следует опираться на результаты диагностики и уровень развития детей. Рекомендуется включить следующие виды работы:
¨ Корректурные задания;
¨ Игра «Перепутанные линии».
¨ Игра «Найди отличия».
¨ Игра «Заметь всё».
¨ Дид.игра «Четвёртый лишний».
¨ Составление предложений.
¨ Исключение лишнего.
¨ Поиск аналогов.
¨ Способы применения предмета.
¨ Незаконченные фигуры.
¨ Составление рассказа с использованием определённых слов.
¨ «Волшебные кляксы».
¨ Завершения рассказа.
¨ Игры «Со словами».
¨ Срисовывание графических образцов.
¨ Обведение по контуру геометрических фигур.
|
¨ Вырезание по контуру.
¨ Раскрашивание и штриховка.
¨ Выкладывание фигур из спичек.
¨ Выполнение фигурок из пальцев рук.
Отчет по коррекционной работе
в МКДОУ в старшей группе с Кошурниковым Данилом.
1 Диагностика познавательного процесса.
А) Диагностика уровня внимания
Изучение устойчивости внимания.
Цель исследования: изучить особенности внимания у ребенка.
Подготовка исследования. Подобрать 2 пары картинок, содержащих по 10-15 отличий (можно использовать детские журналы); несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.
Проведение исследования. Проводят с детьми 5-7 лет три серии эксперимента, отличающиеся содержанием заданий.
Первая серия. «Сравни картинки». Ребёнку показывают пары картинок и просят найти все различия.
Вторая серия. «Что неправильно?». Ребёнку последовательно показывают неоконченные картинки и просят назвать неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие.
Третья серия. «Раскрась картинку». Ребёнку дают наполовину раскрашенную картинку и просят раскрасить другую половинку точно так же, как и первую.
Во всех случаях фиксируют время выполнения задания, время и количество отвлечений от его выполнения.
Обработка данных. Подсчитывают показатели успешности выполнения заданий по каждой серии. Таким показателем в первой серии является число правильно названных различий (из 10-15); во второй серии – число названных неоконченных деталей и нелепостей в рисунках; в третье – число деталей, правильно раскрашенных. Результаты оформляются в таблицу.
|
Время проведения | число правильно названных различий | число названных нелепостей | число правильно раскрашенных деталей. | |
1 серия | 3-5 | |||
2 серия | 5-17 | |||
3 серия |
Выводы: проведя данную диагностику и подсчитав количество баллов мы пришли к выводу что у ребенка средний уровень внимания.
Б) Диагностика уровня памяти:
Задание 1. Изучение соотношения непроизвольной ипроизвольной памяти
Цель: Оценивание соотношения непроизвольной и произвольной памяти у ребенка Подготовка исследования. Подобрать 3 набора предметных картинок размером 5x7 см (по 16—25 в каждом) так, чтобы каждый можно было по тематике разбить на 3 группы, например: животные, фрукты, овощи.
Проведение исследования. Проводятся 3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 3—7 лет. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.
Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти. Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. При этом взрослый не ставит перед малышом задачу на запоминание. Он говорит: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».
Вторая серия. Изучение активной непроизвольной памяти, когда при запоминании используется прием классификации материала. Ребенку предлагают разложить второй набор картинок в 3 ряда, т.е. на 3 группы: «Что к чему подходит?» После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.
Третья серия. Изучение произвольной памяти. Детям, участвовавшим в первых двух сериях, показывают третий набор картинок и предлагают запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указывают. Каждая картинка экспонируется в течение 3 с. После показа всех картинок дети воспроизводят по памяти предметы, изображенные на них.
Обработка данных. Подсчитывают среднее арифметическое количество воспроизведенных названий предметов в каждой возрастной группе. Полученные данные оформляют в таблицу (табл. 64).
Сопоставляют средние показатели объема памяти (по результатам, полученным в каждой серии эксперимента) и возраста детей. Устанавливают продуктивность разных видов запоминания на протяжении дошкольного возраста, а также соотношение показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания. Выявляют, как дети разных возрастов справляются с задачей припомнить материал, с какого возраста начинают использовать способы запоминания и какие.
Таблица 64
Продуктивность запоминания
ФИ ребёнка | Количество детей | I серия — непроизвольное пассивное запоминание | II серия — непроизвольное активное запоминание | III серия — произвольное запоминание |
Кошурников Данил |
Вывод: проведя данную диагностику и подсчитав количество запомненных картинок мы пришли к выводу что у Яна средний уровень памяти.