Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование и накопленные знания стали основой и начальным этапом познания жизни, наук, способствовали возникновению школ грамоты в далекие времена средневековья. Развивался украинский язык, который играл значительную роль в развитии просвещения и научных знаний, духовном прогрессе на Украине.
Первая украинская школа возникла в 1550 г. в местечке Красноставе (Восточная Галичина). Такие школы грамоты открывались тогда при церквях и монастырях, где появилось образованное духовенство. Но школ было мало, и они не могли обеспечить массу людей даже начальной грамотой.
Значительным центром школьного образования и науки на Украине стала Острожская греко-славянская школа (1578), которая поднялась до уровня академий того времени. В ней преподавались грамматика, арифметика, астрономия, музыка, греческий, латинский, польский и славянский (русский) языки. Первым ректором этой школы стал ученый-просветитель Герасим Смотрицкий, а преподавателями были Демьян Наливайко (брат народного героя), Василий Суражский, Тимофей Михайлович и другие образованные люди. Острожская школа давала среднее и высшее образование. В ней получил образование Петр Сагайдачный.
Острожская школа существовала до 1640 г. и оказала заметное влияние на дальнейшее развитие просвещения Украины, подготовила определенные условия для появления братских школ (т. е. школ, открываемых братствами) во Львове, Каменце-Подольском, Виннице, Луцке, Киеве и других городах. Первой была открыта братская школа во Львове (1586), а ее ректором стал Иов Борецкий, преподавателями — Стефан и Лаврентий Зизаний, Памво Беринда и др. Обучение в братских школах регламентировалось уставом («Порядок школьный»). В братских школах обучались дети шляхты, духовенства, мещан, казаков (преимущественно зажиточных).
|
С начала XVII в. центр просвещения на Украине переместился в Киев, где в 1615 г. была открыта братская школа и группировались ученые-просветители Иов Борецкий (переехал из Львова и стал ректором Киевской братской школы), Елисей Плетенецкий, Захария Копистенский, Тарас Земка, Мелетий Смотрицкий, Касиян Сакдвич и др. Рядом с братской школой на Подоле митрополит Петр Могила в Печерской лавре основал гимназию. В 1632 г. обе школы объединились в Киевский коллегиум, который сравнялся с иностранными высшими учебными заведениями. В коллегиуме получали знания по философии, истории, математике, астрономии и другим наукам. Преподавались славянский, греческий, латинский и польский языки. Киевский коллегиум имел значительное влияние на развитие просвещения на Украине, а также в Белоруссии, России, Молдавии, Сербии и других странах.
Преподаватели тогдашних школ создавали учебные пособия. Например, по «Грамматике славянской» (1619) Мелетия Смотрицкого обучались учащиеся русских, украинских и белорусских школ на протяжении почти 150 лет. М. В. Ломоносов называл ее «вратами учености».
В центрах просвещения — Остроге, Львове, Киеве развивалась наука, создавались книги по языкознанию, философии, астрономии, математике. Среди ученых известны имена профессоров Юрия Котермака, Павла Русина, Иннокентия Гизеля, Иосифа Кононовича-Горбацкого.
|
Острожская школа, Киевский коллегиум, братские школы одновременно были и центрами борьбы против наступления католицизма и униатства. На Украине организовывались католицкие и униатские школы с целью расширения там, среди населения католицизма и униатства. В частности иезуитские коллегиумы были в Львове, Луцке, Каменце-Подольском, Остроге и других городах. Они способствовали полонизации (ополячиванию) и окатоличиванию прежде всего украинской шляхты и магнатов. Но православные школы отстаивали право украинского народа на свой язык, культуру и духовную жизнь. Их деятельность имела большое значение в развитии просвещения и научных знаний на Украине.
Книгопечатание
На Украину книги длительное время привозились из других стран, поскольку собственного книгопечатания не было. В учебнике по истории СССР рассказывалось о деятельности в Москве первопечатника Ивана Фёдорова и его помощника белоруса Петра Мстиславца. Гонимые в период царствования Ивана Грозного печатники переехали в Литву. Они открыли типографию в городе Заблудове (Белоруссия), а затем Мстиславец занимался печатным делом в Вильно, а Федоров — во Львове.
На средства, пожертвованные мещанами, Иван Федоров основал первую на Украине типографию во Львове (1573), а в следующем году увидели свет и первые книги — «Апостол» и «Букварь» для обучения детей грамоте. Начало книгопечатания — знаменательное событие в культурной жизни на Украине. Но из-за материальных трудностей Иван Федоров вынужден был продать свою типографию и переехать в Острог, где на средства магната Константина Острожского основал другую типографию и издал «Букварь» (1578), «Острожскую библию» (1581), «Хронологию» белорусского поэта Андрея Римши и другие книги.
|
После смерти Ивана Федорова (1583) печатное дело на Украине продолжалось. В Львове его типографию выкупило братство и продолжало издание книг. Длительное время действовала и типография в Остроге.
В конце XVI — начале XVII в. в городах Украины действовали около 40 типографий, в частности в Львове, Остроге, Киеве, Почаеве, Луцке, Кременце, Чернигове. Известными последователями Ивана Федорова стали печатники Василий Суражский, Демьян Наливайко, Михаил Слёзка, Тимофей Вербицкий, Памво Беринда, Тарас Земка и др. Значительным центром книгопечатания на Украине стал Киев, где в начале
XVII в. типографию основал (при Печерском монастыре) Елисей Плетенецкий. Первой книгой был «Часослов» (1617). Украинские печатники издали немало книг антикатолического и антиуниатского направления.
Устное народное творчество. Язык. Литература
Народная культура нашла свое яркое отображение в песнях, думах, сказках, легендах, поверьях, пословицах, поговорках. Исторические песни и думы славили героическую борьбу украинского народа против феодалов и иноземных захватчиков.
О нападениях орд турецких и татарских феодалов рассказывают грустные песни «Волыночка», «Дунай, Дунаю, чему смутен, течешь», «Байда», а также думы «Побег трех братьев из Азова», «Маруся Богуславка», «Самийло Кишка», «Казак Голота» и др. Песни и думы исполняли талантливые певцы-лирники и кобзари, странствовавшие по Украине.
Ой, од Вісли до Києва
Пробитії шляхи.
Завладіли та несправедливо
Нашим краєм ляхи
поется в одной из песен о захвате Украины польской шляхтой.
Песни и думы активизировали освободительное движение, антифеодальную борьбу народных масс. Много песен и дум посвящалось народным героям — Наливайку, Сулиме, Павлюку, Острянину.
Устное народное творчество оказало благотворное влияние на формирование украинского литературного языка. Старый «русский язык», который базировался на древнерусской основе, составлялся из украинской и белорусской разновидностей, служил официальным языком Великого княжества Литовского несколько столетий. Это было записано даже в Литовском статуте 1566 г. На этом языке печатались книги и писались научные трактаты, документы, произведения древней литературы. Он постоянно обогащался словами украинского и белорусского народных языков, а со временем послужил основой для их собственного развития. О значении «русского языка» польский поэт начала XVII в. Ян Пашкевич писал: «Польша цветет латиной, Литва цветет русиной».
Заметным явлением в развитии литературы на Украине стало летописание, которое продолжило древнерусские летописные традиции. Создавались хроники и рассказы об исторических событиях. Среди них первостепенное значение приобрела «Краткая Киевская летопись» (XV — XVI вв.). При монастырях возникли Густинская, Острожская, Львовская, Хмельницкая, Межигорская летописи. В этих сочинениях проводилась патриотическая идея единства украинских земель, осуждался захват их иноземными державами, поддерживалось стремление народных масс к воссоединению Украины с Россией.
Рядом с церковно-литературными произведениями, такими, например, как «Киево-Печерский патерик» XV в., на Украине распространялась переводная литература. Переводились книги, поступавшие из Греции, Сербии, Италии, Ирландии, Индии и других стран («Александрия», «Троянская история», «Сказание об индийском царстве»).
С борьбой против наступления католицизма и униатства связано развитие полемической литературы (полемика — дискуссия, спор). Известно около 60 полемических произведений. Толчком для их создания стала книга польского публициста-иезуита Петра Скарги «О единстве церкви божьей» (1577), где выдвигалась идея поглощения православной церкви католической под видом унии. Против выступил ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий в книгах «Ключ царства небесного» и «Календарь римский новый» (1587). Эти произведения положили начало столетней полемике церковных деятелей Речи Посполитой и Украины.
Выдающимся украинским полемистом был писатель Иван Вышенский, живший во второй половине XVI — первой четверти XVII вв. Он жил 40 лет в Афонском монастыре (Греция), посещал Унивский и Манявский монастыри на Украине, много странствовал и глубоко знал жизнь украинского народа. К нашему времени дошло 17 сочинений этого просветителя, демократа и гуманиста, патриота Украины, борца за социальное равенство. В своих произведениях-посланиях Вышенский изобличал паразитическую жизнь феодалов и высшего духовенства, социальное и национальное угнетения, униатство («Обличение дьявола-миродержца», «Послание беглым от православной веры епископам», «Краткословный ответ Петру Скарге» и др.). Он прямо выступал не только против религиозных притеснений, но и против феодального и национального угнетения простого народа.
Важным полемическим произведением была «Протестация» (1621) Иова Борецкого. Ее автор решительно осуждал католическо-униатское наступление, притеснение православной церкви, призывал крестьян, мещан и казаков к борьбе против иноземного господства на Украине, за воссоединение с Россией.
Полемическая литература идейно обосновывала освободительное движение на Украине. Известными поэтами того времени были уже упоминаемые Герасим Смотрицкий, Андрей Римша, Памво Беринда, Касиян Сакович. Они посвящали свои произведения выдающимся событиям и деятелям. В частности, Касьян Сакович создал «Стихи на жалостное погребение рыцаря Петра Конашевича - Сагайдачного» (1622).
Театр и музыка. Основой украинского театра стали народные игры и обряды, в которых драматическое действие объединялось с диалогами, пением, танцами, переодеванием. Театрализованные представления («Маяк», «Коза», «Поп и смерть») устраивались на площадях и ярмарках, собирали много зрителей среди крестьян, мещан, казаков, шляхты.
В Острожской школе, Киевском коллегиуме, братских школах возникли так называемые школьные драмы. Ставились драматические произведения на религиозные или мифологические темы. Актерами выступали в большинстве учащиеся и студенты. Среди постановок известные в то время «Слово о возмущении ада», «Трагедия русская» и др. В антрактах драм ставились комедийные интермедии (пьесы-вставки) на бытовые темы.
В то же время возник и вертеп — кукольный театр. Вертепы происходили в специально сделанном двухъярусном ящике: спектакли на верхнем этаже на религиозные сюжеты, а на нижнем— из народной жизни, Вертеп пользовался большой популярностью, особенно у детей.
Украинская музыка развивалась на народной песенной основе — песнях и думах, которые сопровождали труд и досуг, а исполнялись на разнообразных инструментах: цимбалах, свирелях, скрипках, бубнах, бандурах, балалайках, лирах. Скрипачи, лирники, бандуристы, кобзари были очень уважаемы народом. В музыке открывалась душа украинского народа. Трудовой народ создал вокальное и хоровое пение, которое бытовало в церквях во время праздников и обрядов. Профессиональная музыка оставалась церковной.
В братских школах изучалась теория музыки и пения по рукописным нотным сборникам. Создавались также и хоровые капеллы. Такие же капеллы были и в имениях феодалов для их развлечений: песни исполняли талантливые крестьянские певцы. Среди народных масс популярными были танцы: казачок, гопак, метелица, веснянка и др. Песнями и музыкой сопровождалась нелегкая жизнь и походы казаков Запорожской Сечи. Их верными друзьями были трубы, котлы, тарбаны, кобзы, а среди казаков находились талантливые исполнители песен. Очень популярной среди простых людей была песня «Ой, на горе да жнецы жнут» о народном герое Петре Сагайдачном:
Ой, на горі та женці жнуть, Попід зеленою
А попід горою Козаки йдуть
В Киеве, Львове, Каменце-Подольском и других городах появлялись музыкальные цехи, обслуживавшие население на свадьбах, праздниках, при встречах гостей в городах и селах, других торжествах.
Песня и музыка давали воодушевление народу в его жизни и труде, а также в антифеодальной и освободительной борьбе.