К основным категориям товароведения относится категории продукции и товара, товароведческих операций, товароведческого анализа и экспертизы.
ПРОДУКЦИЯ– это материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. В широком смысле слова это не только продукты человеческой деятельности, но и жизнедеятельность биологических объектов.
Материальная продукция, предназначенная для купли-продажи (коммерческой деятельности) называется ТОВАРОМ.
Изучением товаров занимаются многие дисциплины, при этом в определение товара вносятся различные уточнения, показывающие особенности точки зрения, с которой товар рассматривается.
Поскольку в товароведении основными документами, описывающими потребительские свойства товаров, является нормативная документация, фармакопейные статьи, фармакопейные статьи предприятий, технические условия, ГОСТы и ОСТы, необходимо придерживаться определенной стандартизованной терминологии, используемой в сфере товарного обращения, в частности, принятой и введенной в действие ГОСТом «Торговля. Термины и определения». В соответствии с этим ГОСТом, ТОВАРОМ является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товары аптечного ассортимента» обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации. В первую очередь это лекарственные средства, лекарственные препараты, в том числе гомеопатические и изделия медицинского назначения.
Товар характеризуется потребительскими свойствами, обуславливающими способность товара удовлетворять конкретные потребности. Эти свойства проявляются только в процессе потребления. Потребительские свойства делятся на: социальные (спрос, возможность возникновения дополнительного социального эффекта, свобода продвижения товара от производителя к потребителю); функциональные (терапевтическая эффективность, широта, глубина, скорость наступления терапевтического эффекта), эргономические (антропометрические, физиологические, психологические), эстетические (эстетические показатели упаковки и маркировки), свойства безопасности (побочные действия, противопоказания).
Потребительные свойства товара обуславливают потребительную стоимость товаров. В зависимости от характера потребления различают индивидуальную и общественную потребительную стоимости.
Индивидуальная - это потребительная стоимость продуктов труда, созданных для личного потребления.
Общественная - свойственная продуктам труда, которые созданы для удовлетворения общественных потребностей.
Совокупная общественная потребительная стоимость образуется из единичных потребительных стоимостей.
Качество товаров - это совокупность потребительных свойств, обуславливающих их способности удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением. Показатель качества товаров - это количественная характеристика применительно к конкретным условиям производства и потребления, регламентируется НД. Контролируется квалиметрическими методами. В международном аспекте качество товаров рассматривается как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые.
Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде Требований к качеству - выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.
Реализация товаров в аптечной организации является одной из основных функций, поэтому деятельность, связанная с оценкой и сохранением потребительских свойств товаров или товароведческая деятельность, имеет важное значение при выполнении основных задач аптечных организаций. Оценка потребительских свойств и количественных характеристик товаров производится на всех этапах их движения.
Товароведческая деятельность включает проведение товарной экспертизы, товароведческой экспертизы и отдельных товароведческих операций (приемка, хранение, подготовка к реализации, контроль качества и т.п.). Для осуществления товароведческой деятельности разработаны специальные процедуры проведения, которые могут быть регламентированы и закреплены в документах, на государственном, отраслевом или учрежденческом уровне.
Товарная экспертиза - особый вид деятельности при оценке качества товаров. Под товарной экспертизой понимают оценку экспертом основополагающих характеристик товара по их соответствию установленным требованиям и/или товарной информации, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений и выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.
В зависимости от требований к товару различают следующие виды товарной экспертизы: товароведческую, санитарно-гигиеническую, ветеринарную и экологическую.
Товароведческая (товароведная) экспертиза. Товароведческая экспертиза - это оценка потребительских свойств товара по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям с помощью измерений и/или опроса и/или товарной информации. Является обязательным видом товарной экспертизы, остальные ее дополняют и не всегда являются необходимыми.