Реформы первого периода правления Ивана IV (1550-е гг.)




Дополнительный материал

По восьмому году он [Иван IV] остался круглым сиротой и с млад­шим братом Юрием попал на попечение бояр, которые питали их «яко иностранных или яко убожайшую чадь», так что Грозный, по его словам, пострадал «во одеянии и во алкании». Внешние лишения сопровождались моральными обидами. Грозный с негодованием вспоминал, как Шуйские вели себя: «Нам бо во юности детства играюще, а князь И. В. Шуйский сидит на лавке, локтем опершися, отца нашего о постелю ногу положив,

к нам же не преклонялся». А в официальной обстановке, при народе те же Шуйские по «чину» низко преклонялися перед маленьким вели­ким князем и тем учили его двуличию и притворству. Растащив много из великокняжеского имущества, бояре явились перед мальчиком-государем грабителями и «изменниками». Ссорясь и «приходя ратью» друг на друга, бояре не стеснялись оскорблять самого государя, вламываясь ночью в его палаты и силой вытаскивая от него своих врагов. Шуйских сменял князь Вельский с друзьями, Вельского опять сменяли Шуйские, Шуйских сменяли Глинские, а маленький государь смотрел на эту борьбу боярских семей и партий до тех пор, пока не научился сам насильничать и опаляться, — и «от тех мест почали бояре от государя страх имети и по­слушание». Они льстили его дурным инстинктам, хвалили жестокость его забав, говоря, что из него выйдет храбрый и мужественный царь. <...>

Однако в конце 1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой начитанности и политической сознательности. В литературно отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец: «Хочу аз поискати прежних своих прородителей чинов — и на царство на великое княжение хочу сести». Грозный, принимая венец (1547), является но­сителем того идеала, которым, как мы видели, определяла свою мис­сию его народность; он ищет царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561). И не только в деле о царском венце, но и во всех своих выступлениях пред духовенством и боярами молодой царь обнаруживает начитанность и умственную развитость: для своего времени это образо­ванный человек. Раздумывая над тем, откуда могли прийти к распущен­ному морально юноше его знания и высшие умственные интересы, мы можем открыть лишь один источник благотворного влияния на Грозного. Это — круг того митрополита Макария, который в 1542 г. был переведен на московскую митрополию с новгородской архиепископии. С Макарием в Москву перешли его сотрудники по литературному делу — собирания «великих миней-четьих» — и в их числе знаменитый священник Силь­вестр. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного и имел на него хорошее влияние. <...>

Воздействие этих лиц обратило Грозного от забав к чтению, к вопро­сам богословского знания и политических теорий. Способный и впечат­лительный от природы, Грозный скоро усвоил себе все то, чем питался ум и возбуждалось чувство передовых москвичей, и сам стал (по выражению одного из ближайших потомков — князя И. М. Катырева-Ростовского) «муж чюднаго рассуждения, в науке книжнаго поучения доволен и мно­горечив зело». Таким образом, моральное воспитание Грозного не со­ответствовало умственному образованию: душа Грозного была всегда ниже его ума.

(Платонов С. Ф. Лекции по русской истории)

Вопросы по тексту

-Как формировалась личность царя?

- От рождения он имел дурные качества или приобрел их вследствие воспитания и обстоятельств?

- Какую роль в формировании юного Ивана сыграло боярское правление?

Вопросы для дискуссии

-Какие черты характера юного Ивана IV сыграют положи­тельную роль в истории России?

- Какие черты характера юного Ивана IV сыграют отрица­тельную роль в общественной жизни страны?

Реформы первого периода правления Ивана IV (1550-е гг.)

 

Дата Реформа Характеристика
1549 г. Созыв Земского собора Начало сословного представительства в России
1550г. Принятие нового Судебника Правовая поддержка усиливавшейся центральной власти
1550г. Военная реформа Начало формирования регулярной армии. Повышение профессионализ­ма руководства армией
1550-е гг. Формирование си­стемы приказов Система органов централизованного управления, ведающих ее внешнепо­литической деятельностью и различ­ными отраслями хозяйства страны
1551г. Созыв Стоглавого собора Духовная поддержка усиливавшейся центральной власти
1556 г. Принятие Уложе­ния о службе Начало формирования служилого сословия
1556г. Реформа местного самоуправления Получение прав самоуправления го­родами и волостями
1550-е гг. Налоговая реформа Установление единицы налогооб­ложения и размера взимаемых с нее повинностей

 

Домашнее задание

1. Прочитать § 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: