Дополнительный материал
По восьмому году он [Иван IV] остался круглым сиротой и с младшим братом Юрием попал на попечение бояр, которые питали их «яко иностранных или яко убожайшую чадь», так что Грозный, по его словам, пострадал «во одеянии и во алкании». Внешние лишения сопровождались моральными обидами. Грозный с негодованием вспоминал, как Шуйские вели себя: «Нам бо во юности детства играюще, а князь И. В. Шуйский сидит на лавке, локтем опершися, отца нашего о постелю ногу положив,
к нам же не преклонялся». А в официальной обстановке, при народе те же Шуйские по «чину» низко преклонялися перед маленьким великим князем и тем учили его двуличию и притворству. Растащив много из великокняжеского имущества, бояре явились перед мальчиком-государем грабителями и «изменниками». Ссорясь и «приходя ратью» друг на друга, бояре не стеснялись оскорблять самого государя, вламываясь ночью в его палаты и силой вытаскивая от него своих врагов. Шуйских сменял князь Вельский с друзьями, Вельского опять сменяли Шуйские, Шуйских сменяли Глинские, а маленький государь смотрел на эту борьбу боярских семей и партий до тех пор, пока не научился сам насильничать и опаляться, — и «от тех мест почали бояре от государя страх имети и послушание». Они льстили его дурным инстинктам, хвалили жестокость его забав, говоря, что из него выйдет храбрый и мужественный царь. <...>
Однако в конце 1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой начитанности и политической сознательности. В литературно отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец: «Хочу аз поискати прежних своих прородителей чинов — и на царство на великое княжение хочу сести». Грозный, принимая венец (1547), является носителем того идеала, которым, как мы видели, определяла свою миссию его народность; он ищет царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561). И не только в деле о царском венце, но и во всех своих выступлениях пред духовенством и боярами молодой царь обнаруживает начитанность и умственную развитость: для своего времени это образованный человек. Раздумывая над тем, откуда могли прийти к распущенному морально юноше его знания и высшие умственные интересы, мы можем открыть лишь один источник благотворного влияния на Грозного. Это — круг того митрополита Макария, который в 1542 г. был переведен на московскую митрополию с новгородской архиепископии. С Макарием в Москву перешли его сотрудники по литературному делу — собирания «великих миней-четьих» — и в их числе знаменитый священник Сильвестр. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного и имел на него хорошее влияние. <...>
Воздействие этих лиц обратило Грозного от забав к чтению, к вопросам богословского знания и политических теорий. Способный и впечатлительный от природы, Грозный скоро усвоил себе все то, чем питался ум и возбуждалось чувство передовых москвичей, и сам стал (по выражению одного из ближайших потомков — князя И. М. Катырева-Ростовского) «муж чюднаго рассуждения, в науке книжнаго поучения доволен и многоречив зело». Таким образом, моральное воспитание Грозного не соответствовало умственному образованию: душа Грозного была всегда ниже его ума.
(Платонов С. Ф. Лекции по русской истории)
Вопросы по тексту
-Как формировалась личность царя?
- От рождения он имел дурные качества или приобрел их вследствие воспитания и обстоятельств?
- Какую роль в формировании юного Ивана сыграло боярское правление?
Вопросы для дискуссии
-Какие черты характера юного Ивана IV сыграют положительную роль в истории России?
- Какие черты характера юного Ивана IV сыграют отрицательную роль в общественной жизни страны?
Реформы первого периода правления Ивана IV (1550-е гг.)
Дата | Реформа | Характеристика |
1549 г. | Созыв Земского собора | Начало сословного представительства в России |
1550г. | Принятие нового Судебника | Правовая поддержка усиливавшейся центральной власти |
1550г. | Военная реформа | Начало формирования регулярной армии. Повышение профессионализма руководства армией |
1550-е гг. | Формирование системы приказов | Система органов централизованного управления, ведающих ее внешнеполитической деятельностью и различными отраслями хозяйства страны |
1551г. | Созыв Стоглавого собора | Духовная поддержка усиливавшейся центральной власти |
1556 г. | Принятие Уложения о службе | Начало формирования служилого сословия |
1556г. | Реформа местного самоуправления | Получение прав самоуправления городами и волостями |
1550-е гг. | Налоговая реформа | Установление единицы налогообложения и размера взимаемых с нее повинностей |
Домашнее задание
1. Прочитать § 6.