Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.
Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого.
При анализе организационных структур управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения.
К звеньям управления в системе таможенных органов относятся: ФТС России, управления и самостоятельные отделы ФТС России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие профессиональные или управленческие функции. Эти звенья управления находятся на соответствующих уровнях иерархии управления.
Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.
Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты.
Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:
|
Вертикальные управленческие отношения (ФТС — РТУ; РТУ — таможня; начальник таможни — отделы таможни; таможня — таможенный пост; ФТС — таможня). Вырисовывается так называемая линейная субординация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения.
Горизонтальные управленческие отношения (РТУ — РТУ; отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня — таможня). Горизонтальные отношения могут быть двух категорий. Во-первых, коллегиальные – отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника. Во вторых – параллельные – отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных возаимоотношений, как отдел таможни – отдел таможни, таможенный пост – таможенный пост, таможня – таможня)
Диагональные управленческие отношения (пост — взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня — взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС — взаимодействующее Управление ФТС РФ). Диагональные отношения — это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней.
|
Таким образом приведенные примеры показывают сложную иерархию вертикальных взаимоотношений. Помимо этого они включают в себя так называемые отношения управленческого аппарата, работающего в виде института советников и помощников под началом линейного или функционального руководителя.
В таможенных органах наблюдаются линейные взаимоотношения, функциональные взаимоотношения, что свидетельствует о том, что в там. Органах присутствует и линейная и линейно-функциональная и функциональная орг. структура управления. Также создание в рамках линейного управления института помощников и советников говорят о линейно-штабной орг. структуре управления. В таможенных органах также присутствует программно-целевое управление, что свидетельствует о матричной структуре управления (например оперативная группа, создаваемая в таможенном органе для выявления контрабанды или предупреждения других нарушений таможенной границы).
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в там органах нет единой организационной системы управления. Сочетание рассмотренных структур управления порождает так называемую смешанную организационную структуру управления, характерную только для единой системы таможенных органов Российской Федерации.