Валютный контроль ввоза и вывоза валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей




31 июля 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2005г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», изменивший правила перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты, валюты Российской Федерации (рублей) и ценных бумаг.

Данным законом введено требование о декларировании физическими лицами в письменной форме ввозимой в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, если их общая сумма в эквиваленте превышает 10 тыс. долл. США. При этом количественных ограничений на ввоз этих ценностей физическими лицами, как и прежде, нет. Требование же о декларировании обусловлено необходимостью ведения статистического учета и контроля перемещения крупных сумм наличных денежных средств и ценных бумаг.

Законом установлено, что сумма денежной наличности (иностранной валюты и российских рублей), вывозимой физическим лицом за пределы Российской Федерации, не должна превышать 10 тыс. долл. США в эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день пересечения государственной границы. Исключение составляют суммы ранее ввезенных рублей и иностранной валюты, которые могут вывозиться сверх 10 тыс. долл. США, но при обязательном условии подтверждения факта их ввоза соответствующей таможенной декларацией или их перевода в Российскую Федерацию путем предоставления справки банка или иного официального документа.

Одновременно с этим закон предусматривает, что вывозимые наличные денежные средства (иностранная валюта и российские рубли), не превышающие в общей сумме 3000 долларов США, не подлежат обязательному письменному декларированию со стороны физических лиц.

Отдельно законом оговорен порядок ввоза и вывоза физическими лицами дорожных чеков. Это вызвано тем, что дорожные чеки не могут быть отнесены к понятию ценных бумаг из-за отсутствия у них всех обязательных реквизитов, присущих ценной бумаге. Теперь при ввозе в Российскую Федерацию дорожные чеки подлежат обязательному письменному декларированию в случае, если их сумма (включая сумму единовременно ввозимых наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме) превышает 10 тыс. долл. США. При вывозе из Российской Федерации дорожные чеки подлежат декларированию физическими лицами в письменной форме в случае, если их сумма превышает в эквиваленте 10 тыс. долл. США (без учета суммы других вывозимых ценностей). В то же время ограничения по сумме на вывоз дорожных чеков действующим российским законодательством не предусмотрены. В остальных случаях вывозимые дорожные чеки письменно декларируются физическими лицами по желанию.

При превышении установленных норм вывоза валюты, рублей и ценных бумаг, а также дорожных чеков, если этот вывоз производится без их сокрытия от таможенного контроля с соблюдением требования о письменном декларировании в случае невозможности немедленного возврата ценностей на территорию Российской Федерации, для физических лиц сохраняется возможность оставить их на временное хранение в таможенном органе путем оформления квитанции по форме ТС-21. Для этого физическим лицам при заполнении пассажирской декларации необходимо одновременно заполнить бланк заявления о принятии на временное хранение валюты на сумму, превышающую норму вывоза, и подать его при прохождении таможенного оформления и контроля.

При этом следует учесть, что физические лица, входящие в зону таможенного контроля, обязаны иметь на руках уже письменно заполненные бланки пассажирской декларации и заявления о принятии на временное хранение валюты, превышающей норму вывоза, находятся в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на тех же столиках, на которых размещены чистые бланки пассажирской декларации.

Срок такого временного хранения составляет два месяца и может быть продлен по мотивированному обращению физического лица до 4 месяцев. При предъявлении квитанции ценности будут возвращены тому, кто их сдал, либо его доверенному лицу.

Письмо ФТС России от 26.07.2005 № 01-06/25300 "О порядке перемещения валюты и ценных бумаг"

В связи с принятием Федерального закона от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (опубликован в «Российской газете» 20 июля 2005 года, № 156) при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемой физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, а также внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме с 31 июля 2005 года прошу руководствоваться следующими положениями указанного закона:

1.При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами (далее - физические лица) наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних цепных бумаг в документарной форме.

2. Физические лица имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

3. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

4. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.

 

62. Проверки соблюдения субъектами внешнеэкономической деятельности валютного законодательства РФ: содержание, формы и порядок проведения. Оформление акта проверки

Валютное регулирование в Российской Федерации является одним из важнейших средств реализации денежно-кредитной политики государства, в этой связи неслучайно отнесение Конституцией к исключительному ведению Российской Федерации правовых основ валютного регулирования.

Валютным контролем признается осуществление государством надзора за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - физическими лицами валютных операций, с целью контроля за соблюдением валютного законодательства.

Необходимость стабильности экономики и финансовой системы, соблюдения финансовой дисциплины как условия качественного выполнения обязательств перед государством, физическими и юридическими лицами обусловила необходимость особого направления государственного финансового контроля осуществляемого Федеральной службой финансово – бюджетного надзора.

Росфиннадзор, являясь единственным уполномоченным правительством Российской Федерации органом валютного контроля, реализует функции государственного финансового контроля в валютной сфере и имеет право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Учитывая, что валютный контроль охватывает все сектора деловой активности общества, объектом валютного контроля выступают не только валютные отношения, но и финансово – хозяйственная деятельность хозяйствующих субъектов и граждан, связанная с проведением валютных операций. Можно выделить следующие сферы валютного контроля:

1. Торговля товарами – международный обмен товарами в материально – вещественной форме. Это наиболее развитая и традиционная область международных экономических отношений. В настоящее время торговля товарами остается наиболее крупной по своим масштабам сферой международно – экономических отношений, хотя ее удельный вес несколько сокращается за счет быстрого распространения других, более современных и динамичных форм экономического обмена.

2. Торговля услугами – международный обмен услугами в различных формах (гостиничные услуги, финансовые, телекоммуникационные и т.д.)

3. Международное движение капитала – инвестиции за рубеж, а также меры по регулированию доступа на внутренний рынок капиталов иностранных инвесторов и меры регулирования их деятельности.

4. Торговля объектами интеллектуальной собственности – международный обмен правами и коммерческое использование продуктов творческой деятельности, а также обеспечивающие и регулирующие такой обмен правовые механизмы.

5. Международная миграция рабочей силы – это международное движение и использование рабочей силы.

6. Региональное сотрудничество и создание торгово – политических группировок – правовые и организационные механизмы, обеспечивающие устранение барьеров для международного экономического обмена и сближения экономик нескольких государств в рамках межправительственных соглашений.

Осуществляя действия по проверке соблюдения валютного законодательства, Росфиннадзор вступает в определенные отношения не только с участниками внешнеэкономической деятельности, но и:

- с органами и агентами валютного контроля по поводу организации и осуществления валютного контроля;

- с органами исполнительной власти, банковской системой (Банк России, уполномоченные банки), профессиональными участниками рынка ценных бумаг по вопросам обмена информацией и осуществления контрольных функций;

- правоохранительными и судебными органами для разрешения споров с участниками внешнеэкономической деятельности и привлечению к ответственности (либо освобождению от нее).

РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

Проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов в соответствии с полномочиями, установленными должностными регламентами и положением о структурном подразделении налогового органа, ответственном за проведение проверок.

Основанием для начала административной процедуры является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников.

Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.

ЗАПРОС ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ

В целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от:

проверяемого резидента (нерезидента) на основании части 1 и части 4 статьи 23 Закона № 173-Ф;

уполномоченных банков, в соответствии с частью 6 статьи 22 и частью 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ.

Документы и информация могут быть получены также от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе на основании соглашений, приказов и иных документов о взаимодействии и обмене информацией.

Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 № 98.

РАССМОТРЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ. СОСТАВЛЕНИЯ АКТА ПРОВЕРКИ

По результатам проверки должностными лицами налогового органа составляется акт проверки соблюдения валютного законодательства.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции в отношении которых проводится проверка имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами.

 

Порядок взаимодействия продавца, покупателя, банка продавца и банка покупателя при осуществлении международных расчетов в форме банковского перевода, инкассо, аккредитива

Международные расчеты – это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с международными экономическими, политическими и культурными отношениями между рыночными субъектами. Они включают:

- условия и порядок осуществления платежей, которые выработаны международной практикой - деятельность коммерческих банков по их осуществлению через корреспондентские отношения.

Важная роль в международном контракте принадлежит валютным условиям:

§ валюте, в которой выражены цена товара и сумма контракта – валюта цены (валюта страны-экспортера, импортера, другой);

§ валюте, в которой импортер производит оплату по контракту – валюта платежа (широко используемая и конвертируемая)

Условия по расчетам можно классифицировать в зависимости от времени платежа, средства и формы международных расчетов.

В зависимости от времени платежа выделяют предоплату, одновременную оплату и оплату с отсрочкой платежа.

К основным средствам международных расчетов относят:

Международный банковский перевод (почтовый и телеграфный) – форма расчетов, осуществляемой в соответствии с договором, по которому банк (банк перевододателя) производит вознаграждение от имени и по поручению лица (перевододателя), счет которого находится в данном банке, перевод денежных средств в другой банк (банк получателя – бенефициара) в пользу лица (бенефициара), указанного в поручении.

Суть данных отношений состоит в том, что банки при соблюдении определенных условий исполняют данное им поручение в соответствии с указаниями перевододателя. Расчеты по международным банковским переводам является самой распространенной формой расчетов. Международное торговое право практически не содержит каких-либо актов, регулирующих форму платежа по международным банковским переводам. Из имеющихся документов, которыми следует руководствоваться при осуществлении платежей при данной форме расчетов, являются Типовой закон «Омеждународных банковских переводах», утвержденный Комиссией ООН по международному торговому праву в 1992 г., и Руководство Международной торговой палаты по международному межбанковскому переводу средств и компенсации 1990 г.

При расчетах по инкассо (collection) банк обязуется по поручению своего клиента – экспортера получить платеж от импортера за отгруженные ему товары и услуги. Главное здесь – доверие между партнерами. В случае неуплаты импортером своих обязательств, используются страхование. Например, по поручению импортера банк выдает экспортеру платежную гарантию – обязательство банка импортера оплатить инкассо при неплатеже его клиента – импортера.

Практика расчетов посредством инкассо систематизирована Международной торговой палатой ввиде стандартных международных правил в публикации «Унифицированные правила по инкассо». Участниками международных расчетов сиспользованием инкассо являются (рис.7):

 

- доверитель – лицо, которое дает поручение по инкассо своему банку. Обычно доверителем является продавец товара;

- банк-ремитент – банк, которому доверитель поручает операцию по инкассо;

- инкассирующий банк – любой банк, который участвует в операции по инкассо и не является банком-ремитентом;

- представляющий банк – инкассирующий банк, делающий представление плательщику;

- плательщик – лицо, которое должно совершить платеж или акцептовать переводный вексель против представленных документов (обычно покупатель).

Различают два вида инкассо:

- чистое – инкассо, при котором платеж или акцепт переводного векселя осуществляется при предоставлении финансовых документов, не сопровождаемых коммерческими документами. При этом финансовые документы включают переводные и простые векселя, чеки, платежные расписки или другие документы, используемые для получения платежей. Коммерческие документы - это счета-фактуры, транспортные, страховые и другие документы, не являющиеся финансовыми.

При чистом инкассо продавец непосредственно направляет коммерческие документы покупателю, передавая ему контроль над товарами, и при этом не требует в качестве предварительного условия платежа или акцепта векселя.

- документарное – инкассо, при котором платеж или акцепт переводного векселя осуществляется при предоставлении финансовых документов, сопровож­даемых коммерческими документами, или при предоставлении коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми документами (табл. 13). Документарное инкассо является операцией, а которой банк действует в качестве посредника между продавцом я покупателем. Банк получает инкассо вместе с инструкциями от продавца и представляет документы, являющиеся доказательством фактической поставки товара, покупателю в обмен на платеж или акцепт векселя в соответствии с инструкцией принципала.

Инкассовая форма расчетов более выгодна импортеру, поскольку банки защищают его право на товар до момента оплаты документов. Право на товар покупателю дают товарораспорядительные документы, во владение которыми он вступает после их оплаты. Данная форма расчетов выгодна покупателю еще и потому, что подразумевает оплату действительно поставленного товара, а расходы по проведению инкассовой операции относительно невелики. Экспортер, напротив, подвергается риску.

Аккредитив – соглашение, согласно которому банк импортера обязуется по просьбе клиента произвести платеж экспортеру, или акцептовать и оплатить тратты, в крайнем случае, дать такие полномочия другому банку.

Применительно к аккредитиву существует систематизация международных торговых обычаев, известная как «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов», издаваемые Международной торговой палатой.

 

В расчетах аналогично инкассо применяются в основном два вида аккредитивов: документарные (товарные) и денежные (чистые). Во внешней торговле используются в основном документарные аккредитивы. Участниками международных расчетов с использованием аккредитива являются - приказодатель – лицо, дающее поручение банку на открытие аккредитива (обычно покупатель);

- банк-эмитент – банк, открывающий аккредитив от своего собственного имени или по просьбе приказодателя аккредитива

 

Поэтапный порядок взаимодействия экспортера, уполномоченного банка и таможенного органа в соответствии с требованиями валютного законодательства при экспорте товаров с момента заключения внешнеторгового контракта до выпуска товаров

Валютный контроль предполагает контроль за перемещением через таможенную границу РФ такой разновидности товара, как валюта и валютные ценности, всеми участниками таможенных правоотношений. Механизм валютного контроля при экспорте товаров предполагает активное взаимодействие трех категорий субъектов: 1) юридического лица – экспортера; 2) уполномоченного банка; 3) таможенного органа.

Целью валютного контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки – денежных средств в иностранной валюте или в валюте РФ, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Таким образом, обязательным требованием валютного контроля является зачисление валютной выручки от экспорта товаров субъектом ВЭД на свой рублевый и (или) валютный счет в уполномоченном банке.

Основной документ валютного контроля – паспорт экспортной (импортной) сделки. Информация, содержащаяся в нем, должна полностью соответствовать условиям внешнеторгового контракта. На каждый внешнеторговый контракт оформляется один паспорт сделки, который содержит реквизиты уполномоченного банка, экспортера, иностранного контрагента, условия контракта. Паспорт сделки подписывается лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера в банке, и скрепляется печатью. От имени банка паспорт сделки подписывается одним из его ответственных лиц, обладающих необходимыми полномочиями. Один экземпляр паспорта сделки находится у экспортера, другой остается в уполномоченном банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля, которое представляет собой совокупность документов, необходимых для валютного контроля. Досье формирует банк.

Срок поступления валютной выручки от экспорта товаров составляет 90 дней с даты фактического их вывоза. Таможенный орган подтверждает дату фактического вывоза товаров за границу. Если срок поступления валютной выручки, установленный во внешнеторговом контракте, превышает 90 дней, экспортер должен получить соответствующее разрешение. Валютная выручка в полном объеме должна быть зачислена на валютный счет предприятия-экспортера. После этого в течение семи календарных дней до 30 % иностранной валюты подлежит обязательной продаже на внутреннем рынке. Оставшаяся часть переводится на текущий валютный счет, а образовавшаяся рублевая масса – на расчетный счет предприятия.

Валютный контроль при осуществлении импортных операций в целом осуществляется, как и экспортный валютный контроль. Модель деятельности предприятия-импортера в целом выглядит так: заключение импортного внешнеторгового контракта? перечисление денежных средств в счет оплаты? ввоз товара в страну. Целью валютного контроля при применении режима выпуска для внутреннего потребления является возведение преград на пути утечки капитала за рубеж, которая негативно воздействует на денежно-кредитную систему России. Банк импортера осуществляет платежи по контракту только после подписания им паспорта импортной сделки. Уполномоченный банк может отказать в таком подписании, если:

1) данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют сведениям, указанным в паспорте импортной сделки;

2) указанные в контракте валютные операции противоречат законодательству РФ;

3) паспорт сделки оформлен с нарушением условий, установленных действующим законодательством;

4) импортером представлен не весь пакет необходимых документов;

5) в контракте отсутствуют условия, предусматривающие ввоз товара на территорию РФ.

Импортер в течение 15 дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в банк ксерокопию ГТД, которая помещается в досье помимо других необходимых документов. Осуществляя импортную операцию, субъект ВЭД обязан ввезти в Россию товары, стоимость которых эквивалентна сумме ранее переведенной партнеру валюты. Если осуществить данный ввоз по каким-либо причинам не удается, импортер обязан обеспечить возврат валюты в полном объеме. Срок такого возврата или ввоза товаров не может превышать 90 дней со дня перевода. Нарушение положений валютного законодательства влечет административную и уголовную ответственность субъектов ВЭД.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: