Глава 2. Требования к содержанию высшего образования с ориентиром на результаты обучения




Государственный общеобязательный стандарт

Высшего образования

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт высшего образования (далее – ГОСО) разработан в соответствии с подпунктом 5-1) статьи 5 и статьи 56 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (далее – Закон) и определяет требования к содержанию образования с ориентиром на результаты обучения, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, уровню подготовки обучающихся, сроку обучения в организациях высшего и (или) послевузовского образования (далее - ВУЗ), в том числе в военных специальных учебных заведениях (далее - ВСУЗ), независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.

2. В ГОСО применяются следующие термины и определения:

1) квалификационные характеристики в ВСУЗах – знания, умения и навыки, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в сфере обороны Республики Казахстан и соответствующей должности;

2) профессиональные компетенции в ВСУЗах – знания, умения и навыки, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в системе национальной безопасности и правоохранительных органов в соответствующей должности;

3) бакалавриат – уровень высшего образования, направленный на подготовку кадров с присуждением степени «бакалавр» по соответствующей образовательной программе с обязательным освоением не менее 240 академических кредитов;

4) дескрипторы (descriptors (дескрипторс)) – описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных обучающимися по завершению изучения образовательной программы соответствующего уровня (ступени) высшего и послевузовского образования, базирующиеся на результатах обучения, сформированных компетенциях и академических кредитах;

5) дипломная работа (проект) – выпускная работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного изучения студентом и курсантом (далее – студент) актуальной проблемы соответствующей профилю образовательной программы;

6) индивидуальный учебный план (далее – ИУП) – учебный план студента, самостоятельно формируемый им на каждый учебный год с помощью эдвайзера на основании образовательной программы и каталога элективных дисциплин;

7) высшее специальное образование (специалитет) – уровень высшего образования, направленный на подготовку кадров с присвоением квалификации специалиста по соответствующей образовательной программе с обязательным освоением не менее 300 академических кредитов;

8) вузовский компонент (далее – ВК) - перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов академических кредитов, определяемых ВУЗом самостоятельно для освоения образовательной программы;

8) компетенции – способность практического использования приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;

10) обязательный компонент – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов академических кредитов, установленных ГОСО, и изучаемых студентами в обязательном порядке по программе обучения;

11) рабочий учебный план (далее – РУП) – учебный документ, разрабатываемый ВУЗам самостоятельно на основе образовательной программы и индивидуальных учебных планов студентов;

12) компонент по выбору – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов академических кредитов, предлагаемых ВУЗом, самостоятельно выбираемых студентами в любом академическом периоде с учетом их пререквизитов и постреквизитов;

в ВСУЗах РУП – учебный документ, разрабатываемый ВСУЗам самостоятельно на основе образовательной программы и квалификационных требований, характеристик;

13) типовая учебная программа (далее – ТУПр) – учебный документ дисциплины обязательного компонента образовательной программы, который определяет содержание, объем, рекомендуемую литературу в соответствии с подпунктом 5-2) статьи 5 Закона.

 

 

Глава 2. Требования к содержанию высшего образования с ориентиром на результаты обучения

 

3. Содержание образовательной программы высшего образования состоит из дисциплин трех циклов – общеобразовательных дисциплин (далее – ООД), базовые дисциплины (далее – БД) и профилирующие дисциплины (далее – ПД) и приведена в приложениях 1 и 2 к настоящему ГОСО.

Цикл ООД включает дисциплины обязательного компонента (далее – ОК), вузовского компонента (далее – ВК) и(или) компонента по выбору (далее – КВ). Циклы БД и ПД включают дисциплины ВК и КВ.

В ВСУЗах циклы ООД, БД, ПД состоят из дисциплин обязательного и вузовского компонентов, структура которых приведена в приложению 3 к настоящему ГОСО.

4. В перечне цикла ООД не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента, содержание которых определяется типовыми учебными программами. Исключение составляют сокращенные образовательные программы высшего образований с ускоренным сроком обучения на базе технического и профессионального, послесреднего или высшего образования.

5. ВК и КВ определяются ВУЗом самостоятельно и учитывают потребности рынка труда, ожидания работодателей и индивидуальные интересы обучающегося.

В ВСУЗах вузовский компонент учитывает специфику требований ВСУЗ к квалификационным характеристикам, квалификационным требованиям, сложившиеся научные школы в конкретном ВСУЗ.

6. Объем цикла ООД составляет не более 23% от общего объема образовательной программы высшего образования или 56 академических кредитов. Из них 51 академических кредита отводится на дисциплины обязательного компонента: Современная история Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык, Иностранный язык, Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке), Физическая культура, Модуль социально-политических знаний (политология, социология, культурология, психология).

При этом обучающиеся ВУЗов всех специальностей и (или) направлении подготовки кадров на уровне бакалавриата сдают государственный экзамен по дисциплине «Современная история Казахстана» по ее завершению, в том же академическом периоде.

Дисциплины обязательного компонента цикла ООД:

1) направлены на формирование мировоззренческой, гражданской и нравственной позиций будущего специалиста, конкурентоспособного на основе владения информационно-коммуникационными технологиями, выстраивания программ коммуникации на государственном, русском и иностранном языках, ориентации на здоровый образ жизни, самосовершенствование и профессиональный успех;

2) формируют систему общих компетенций, обеспечивающих социально-культурное развитие личности будущего специалиста на основе сформированности его мировоззренческой, гражданской и нравственной позиций;

3) развивают способности к межличностному социальному и профессиональному общению на государственном, русском и иностранном языках;

4) способствуют развитию информационной грамотности через овладение и использование современных информационно-коммуникационных технологий во всех сферах своей жизни и деятельности;

5) формируют навыки саморазвития и образования в течение всей жизни;

6) формируют личность, способную к мобильности в современном мире, критическому мышлению и физическому самосовершенствованию.

7. По завершению изучения обязательных дисциплин цикла ООД обучающийся будет способен:

1) оценивать окружающую действительность на основе мировоззренческих позиций, сформированных знанием основ философии, которые обеспечивают научное осмысление и изучение природного и социального мира методами научного и философского познания;

2) интерпретировать содержание и специфические особенности мифологического, религиозного и научного мировоззрения;

3) аргументировать собственную оценку всему происходящему в социальной и производственной сферах;

4) проявлять гражданскую позицию на основе глубокого понимания и научного анализа основных этапов, закономерностей и своеобразия исторического развития Казахстана;

5) использовать методы и приемы исторического описания для анализа причин и следствий событий современной истории Казахстана;

6) давать оценку ситуациям в различных сферах межличностной, социальной и профессиональной коммуникации с учетом базового знания социологии, политологии, культурологи и психологии;

7) синтезировать знания данных наук как современного продукта интегративных процессов;

8) использовать научные методы и приемы исследования конкретной науки, а также всего социально-политического кластера;

9) вырабатывать собственную нравственную и гражданскую позицию;

10) оперировать общественными, деловыми, культурными, правовыми и этическими нормами казахстанского общества;

11) демонстрировать личностную и профессиональную конкурентоспособность;

12) применять на практике знания в области общественно-гуманитарных наук, имеющего мировое признание;

13) осуществлять выбор методологии и анализа;

14) обобщать результаты исследования;

15) синтезировать новое знание и презентовать его в виде гуманитарной общественно значимой продукции;

16) вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранном языках для решения задач межличностного, межкультурного и производственного (профессионального) общения;

17) осуществлять использование языковых и речевых средств на основе системы грамматического знания; анализировать информацию в соответствии с ситуацией общения;

18) оценивать действия и поступки участников коммуникации.

19) использовать в личной деятельности различные виды информационно-коммуникационных технологий: интернет-ресурсы, облачные и мобильные сервисы по поиску, хранению, обработке, защите и распространению информации;

20) выстраивать личную образовательную траекторию в течение всей жизни для саморазвития и карьерного роста, ориентироваться на здоровый образ жизни для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности посредством методов и средств физической культуры.

8. Дисциплины ВК и (или) КВ цикла ООД составляют не менее 5 академических кредитов, которые направлены на формирование у обучающихся компетенций в области экономики и права, основы антикоррупционной культуры, экологии и безопасности жизнедеятельности, а также навыков предпринимательства, лидерства, восприимчивости инноваций.

9. ВУЗы разрабатывают интегрированные программы по дисциплинам цикла ООД, имеющие междисциплинарный характер.

10. Для ВСУЗов объем цикла ООД составляет не более 23% от общего объема образовательной программы высшего образования или 56 академических кредитов. Из них не более 51 академических кредита отводится на дисциплины обязательного компонента: Современная история Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык, Иностранный язык, Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке), Физическая подготовка, Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология).

В ВСУЗах допускается перенести дисциплину «Физическая подготовка» в цикл БД или дополнительные виды обучения, а выделяемые на нее кредиты перенести в ВК цикла ООД.

В ВСУЗах дисциплины ВК цикла ООД составляют не менее 5 академических кредитов.

11. Цикл БД включает изучение учебных дисциплин и прохождение профессиональной практики и составляет не менее 47% от общего объема образовательной программы высшего образования или не менее 112 академических кредитов.

Для ВСУЗов цикл БД составляет не более 47% от общего объема образовательной программы высшего образования или не более 112 академических кредитов. В цикл БД входят все виды практик (профессиональная практика, учебная практика, войсковая стажировка, боевая подготовка и другие), которые в общем объеме составляют не более 30% от объема цикла БД.

12. Цикл ПД включает учебные дисциплины и виды профессиональных практик, объем которых составляет не менее 25% от общего объема образовательной программы высшего образования или не менее 60 академических кредитов.

В ВСУЗах объем дисциплин цикла ПД составляет не менее 25% от общего объема образовательной программы высшего образования или не менее 60 академических кредитов.

13. Программы дисциплин и модулей циклов БД и ПД имеют междисциплинарный и мультидисциплинарный характер, обеспечивающий подготовку кадров на стыке ряда областей знаний.

14. Итоговая аттестация составляет 12 академических кредитов или не более 5% от общего объема образовательной программы высшего образования и проводится в форме написания и защиты дипломной работы (проекта) или подготовки и сдачи комплексного экзамена.

При этом программа комплексного экзамена отражает интегрированные знания и ключевые компетенции, формулируемые рынком труда в соответствии с образовательной программой высшего образования.

Обучающиеся вместо дипломной работы (проекта) может сдавать два комплексных экзамена по следующим основаниям:

1) длительное лечение в стационаре по состоянию здоровья;

2) воспитание ребенка в возрасте до 2-х лет;

3) уход за больными родителями.

При этом обучающийся пишет заявление на имя руководителя ВУЗа и представляет соответствующий документ.

Другие случаи замены дипломной работы (проекта) на сдачу дополнительных комплексных экзаменов не допускаются.

15. Формы проведения итоговой аттестации определяются ВУЗом самостоятельно.

В ВСУЗах итоговая аттестация проводится в форме защиты дипломной работы (проекта), подготовки и сдачи комплексного экзамена и(или) экзамена по дисциплине «Физическая подготовка», либо в форме сдачи комплексного государственного экзамена, государственных экзаменов по двум базовым и(или) профилирующим дисциплинам, и(или) экзамена по дисциплине «Физическая подготовка».

В ВСУЗах формы проведения итоговой аттестации определяются Правилами текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утверждаемых государственными органами, в ведении которых находятся ВСУЗы.

16. Целью итоговой аттестации является оценка результатов обучения и ключевых компетенций, достигнутых по завершению изучения образовательной программы высшего образования.

17. Дополнительные виды обучения включают военную подготовку и другие виды учебной деятельности, определяемые студентом самостоятельно.

В ВСУЗах дополнительные виды обучения определяется ВСУЗами самостоятельно.

18. Военная подготовка обеспечивается в пределах государственного образовательного заказа или на платной основе.

Освоение других дополнительных видов обучения обеспечивается на платной основе, за исключением ВСУЗов.

19. ВУЗы, внедряющие программы трехъязычного образования, осуществляют планирование и организацию образовательной деятельности на трех языках: языке обучения, втором и английском языках.

При этом предусматривается 50% учебных дисциплин преподавать на языке обучения (государственный или русский), 20% учебных дисциплин – на втором языке (русский или государственный соответственно) и 30% учебных дисциплин на английском языке.

ВСУЗы, внедряющие программы трехъязычного образования, осуществляют обучение на трех языках: государственном, русском и английском языках. ВСУЗы, внедряющие программы двуязычного образования, осуществляют обучение на двух языках: государственном и русском. Процентное соотношение дисциплин, преподаваемых на разных языках, определяется ВСУЗом самостоятельно.

20. ВУЗы, внедряющие элементы дуальной системы обучения, осуществляют планирование и организацию образовательной деятельности на основе сочетания теоретического обучения с практической подготовкой на производстве.

При этом необходимо до 40% учебного материала дисциплины осваивать непосредственно на производстве (технологический процесс, процесс творческой деятельности, финансово-экономические процессы, психолого-педагогический процесс и другие).

21. ВУЗы самостоятельно разрабатывают образовательные программы высшего образования в соответствии с требованиями ГОСО, отражающие результаты обучения, на основании которых разрабатываются учебные планы (рабочие учебные планы, индивидуальные учебные планы студентов) и рабочие учебные программы по дисциплинам (силлабусы).

Образовательные программы высшего образования разрабатываются по принципу модульного обучения, за исключением ВСУЗов.

 

22. Подготовка кадров с высшим образованием осуществляется на базе общеобразовательных учебных программ общего среднего образования, технического и профессионального образования, послесреднего образования, а также высшего образования - при получении второго высшего образования.

На базе образовательных программ технического и профессионального образования, послесреднего образования на «входе» в случае совпадения профиля образовательной программы высшего образования с образовательной программой технического и профессионального образования или послесреднего образования результаты обучения предыдущего уровня формального образования признаются автоматически и срок обучения сокращается.

В случае несовпадения профиля образовательной программы обучение осуществляется по полной программе высшего образования.

В случае соответствия результатов обучения в качестве пререквизитов перезачитываются отдельные дисциплины предыдущего уровня формального образования, а также результаты обучения неформального образования соответствующего уровня.

23. Планирование содержания образования, способа организации и проведения учебного процесса осуществляется ВУЗом самостоятельно на основе кредитной технологии обучения.

24. Профиль образовательной программы высшего образования, представляющий ее специфические черты, обозначает принадлежность к соответствующей области образования, характеристику сферы изучения, уровни подготовки, результатов обучения, основных видов профессиональной деятельности и определяется в соответствии с Классификатором, следующим областям:

1) «Педагогические науки» - высшее педагогическое образование;

2) «Искусство и гуманитарные науки» - высшее искусствоведческое образование или высшее гуманитарное образование;

3) «Социальные науки, журналистика и информация» - высшее образование в области социальных наук или высшее образование в области PR;

4) «Бизнес, управление и право» - высшее экономическое образование или высшее юридическое образование;

5) «Естественные науки, математика и статистика» - высшее естественнонаучное образование или высшее математическое образование;

6) «Информационно-коммуникационные технологии» - высшее образование в области ИКТ;

7) «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли» - высшее инженерное образование;

8) «Сельское хозяйство и биоресурсы» - высшее сельскохозяйственное образование;

9) «Ветеринария» - высшее ветеринарное образование;

10) «Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)» - высшее медицинское образование;

11) «Услуги» - высшее образование в области услуг;

12) «Национальная безопасность и военное дело» - высшее образование в сфере национальной безопасности и военного дела.

Наименования присуждаемых степеней по областям и уровням образования определяются согласно приложению 3 к настоящему ГОСО.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: