- Что такое принципы обучения?
- Почему учителю важно знать принципы системы обучения иностранному языку, по которой он работает?
- Какие специфические и общедидактические принципы выделяются в главе?
- Как вы будете реализовывать в процессе обучения принципы:
- коммуникативной направленности
- дифференциации и интеграции
- учета родного языка
- воспитывающего обучения
- сознательности
- активности
- наглядности
- доступности и посильности
- прочности
- индивидуального подхода
Принципы – это исходные, основополагающие положения, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны познавательной и практической деятельности.
Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели, содержание, технологию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Принципы обучения можно рассматривать в двух планах: в теоретическом (то есть исследовательском), помогающем проникать в суть каждого из них, и в практическом – для использования их в качестве правил, требований к проведению обучения английскому языку.
В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат дидактические принципы, впервые сформулированные великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским в книге «Великая дидактика». В течение веков эти принципы сохраняли и сохраняют свою силу, но, естественно, они уточнялись, получали, исходя из меняющихся условий, соответствующее толкование, модифицировались и в настоящее время имеют единую с воспитанием диалектико-материалистическую основу, отвечают требованиям общественного прогресса, находят свое выражение в педагогическом процессе, в деятельности учителя и учащихся. Такими принципами являются: научность, доступность и посильность, наглядность в обучении, индивидуальный подход к учащемуся в условиях коллективной работы с классом.
Прогресс в изучении закономерностей обучения, новые задачи, выдвигаемые обществом, которые призвана решать школа, вызывают необходимость совершенствования системы принципов обучения. Этому способствуют развитие общей теории управления человеческой деятельностью и использование системного и деятельностного подхода в дидактике. Они позволяют выявить основные компоненты учебного процесса. К ним относятся цели, содержание, методы, средства, формы и результаты обучения. «К каждому их этих компонентов обучения, как и к процессу в целом, должны быть предъявлены определенные требования, которые и являются принципами обучения.» в современной дидактике выделяются следующие принципы обучения.
- принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи целей образования, воспитания и общего развития обучаемых (задачи обучения)
- принципы научности обучения, связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности обучения; доступности обучения (содержание обучения)
- принципы наглядности обучения; сознательности и активности обучаемых при руководящей роли преподавателя; сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения (методы и соответствующие им средства)
- принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения (формы организации обучения)
- принцип создания необходимых условий для обучения (условия для обучения)
- принцип прочности, осознанности и действительности результатов образования, воспитания и развития (результаты обучения)
в философии принцип трактуется как первоначало, наиболее общее положение, руководящая идея, основное правило поведения. В педагогике и дидактике под принципами подразумеваются такие нормы практического поведения, соблюдение которых позволяет педагогу достигать запланированных целей обучения и воспитания. Дидактическо-педагогические принципы отражают как уже открытые педагогической наукой и сформулированные ею закономерности учебно-воспитательного процесса, так и обобщенный, многократно проверенный в течение длительного времени практический опыт работы учителей, т.е. отражают то, что уже есть.
В дидактико-педагогических принципах, отмечают Ю.К. Бабанский, находят отражение такие важнейшие педагогические закономерности и законы, как закон социальной обусловленности и развития личности.
Некоторые принципы, конкретизирующие закон социальной обусловленности процесса обучения, как раз и оказывают свое детерминирующее влияние, например, на процесс обучения со стороны общества и государства как более широких систем (по сравнению с методической системой обучения ИЯ), несут в себе педагогически сформулированный социальный заказ и тем самым непосредственно воздействуют на целевой компонент процесса обучения ИЯ и через него – на все остальные компоненты структуры процесса обучения. В качестве примера таких принципов можно упомянуть принцип коммуникативной направленности обучения ИЯ в общеобразовательных учреждениях различного типа или принцип профессионально-педагогической направленности обучения ИЯ в педколледже или языковом ВУЗе.
При этом дидактические принципы, адекватно отражая закономерности процесса обучения, формулируются и как общие указания, т.е. приобретают директивные функции, предписывают то, что должно быть. Выполняя свою регулятивную функцию, принципы определяют как процесс обучения в целом, так и оказывают доминирующе влияние на тот или иной компонент структуры процесса обучения: цели, содержание, формы, методы, дидактические условия, результаты. Принципы могут определять непосредственно один компонент, например, целевой, и через него опосредованно влиять на другие компоненты структуры процесса обучения. С другой стороны, функционирование, например, форм и методов обучения регулируется принципами, действующими как непосредственно, так и опосредованно – через целевой и содержательный компоненты. В связи с этим успешно примененная Ю.К.Бабанским «процедура выделения принципов по их доминирующей роли в том или ином компоненте процесса обучения является в определенной мере условной, так как каждый из принципов обслуживает все компоненты процесса обучения в той или иной мере, в том или ином аспекте»
принципы организации педагогического процесса:
- гуманистической направленности
- связи жизни и производственной практики
- соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу
- научности
- ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения
- обучения и воспитания детей в коллективе
- преемственности, последовательности и систематичности
- наглядности
- эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания
принципы руководства деятельностью воспитанников:
- сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
- сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;
- уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
- опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
- согласованности требований школы, семьи и общественности;
- сочетания прямых и параллельных педагогических действий;
- доступности и посильности;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
Ю.К.Бабанский выделили следующие принципы:
1. направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых;
2. научности обучения;
3. связи обучения с жизнью;
4. систематичности и последовательности в обучении;
5. доступности;
6. сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя;
7. наглядности обучения;
8. сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания;
9. сочетания различных форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения;
10. создания необходимых условий для обучения;
11. прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития
Ч.Куписевич дает свой перечень дидактических принципов:
1. наглядности;
2. доступности в обучении;
3. сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
4. систематичности;
5. прочности знаний учащихся;
6. оперативности знаний учащихся;
7. связи теории с практикой.