Принципы обучения английскому языку Рогова Г.В, М., - «Просвещение», 2000




  1. Что такое принципы обучения?
  2. Почему учителю важно знать принципы системы обучения иностранному языку, по которой он работает?
  3. Какие специфические и общедидактические принципы выделяются в главе?
  4. Как вы будете реализовывать в процессе обучения принципы:

- коммуникативной направленности

- дифференциации и интеграции

- учета родного языка

- воспитывающего обучения

- сознательности

- активности

- наглядности

- доступности и посильности

- прочности

- индивидуального подхода

 

Принципы – это исходные, основополагающие положения, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны познавательной и практической деятельности.

Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели, содержание, технологию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Принципы обучения можно рассматривать в двух планах: в теоретическом (то есть исследовательском), помогающем проникать в суть каждого из них, и в практическом – для использования их в качестве правил, требований к проведению обучения английскому языку.

В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат дидактические принципы, впервые сформулированные великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским в книге «Великая дидактика». В течение веков эти принципы сохраняли и сохраняют свою силу, но, естественно, они уточнялись, получали, исходя из меняющихся условий, соответствующее толкование, модифицировались и в настоящее время имеют единую с воспитанием диалектико-материалистическую основу, отвечают требованиям общественного прогресса, находят свое выражение в педагогическом процессе, в деятельности учителя и учащихся. Такими принципами являются: научность, доступность и посильность, наглядность в обучении, индивидуальный подход к учащемуся в условиях коллективной работы с классом.

Прогресс в изучении закономерностей обучения, новые задачи, выдвигаемые обществом, которые призвана решать школа, вызывают необходимость совершенствования системы принципов обучения. Этому способствуют развитие общей теории управления человеческой деятельностью и использование системного и деятельностного подхода в дидактике. Они позволяют выявить основные компоненты учебного процесса. К ним относятся цели, содержание, методы, средства, формы и результаты обучения. «К каждому их этих компонентов обучения, как и к процессу в целом, должны быть предъявлены определенные требования, которые и являются принципами обучения.» в современной дидактике выделяются следующие принципы обучения.

  1. принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи целей образования, воспитания и общего развития обучаемых (задачи обучения)
  2. принципы научности обучения, связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности обучения; доступности обучения (содержание обучения)
  3. принципы наглядности обучения; сознательности и активности обучаемых при руководящей роли преподавателя; сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения (методы и соответствующие им средства)
  4. принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения (формы организации обучения)
  5. принцип создания необходимых условий для обучения (условия для обучения)
  6. принцип прочности, осознанности и действительности результатов образования, воспитания и развития (результаты обучения)

в философии принцип трактуется как первоначало, наиболее общее положение, руководящая идея, основное правило поведения. В педагогике и дидактике под принципами подразумеваются такие нормы практического поведения, соблюдение которых позволяет педагогу достигать запланированных целей обучения и воспитания. Дидактическо-педагогические принципы отражают как уже открытые педагогической наукой и сформулированные ею закономерности учебно-воспитательного процесса, так и обобщенный, многократно проверенный в течение длительного времени практический опыт работы учителей, т.е. отражают то, что уже есть.

В дидактико-педагогических принципах, отмечают Ю.К. Бабанский, находят отражение такие важнейшие педагогические закономерности и законы, как закон социальной обусловленности и развития личности.

Некоторые принципы, конкретизирующие закон социальной обусловленности процесса обучения, как раз и оказывают свое детерминирующее влияние, например, на процесс обучения со стороны общества и государства как более широких систем (по сравнению с методической системой обучения ИЯ), несут в себе педагогически сформулированный социальный заказ и тем самым непосредственно воздействуют на целевой компонент процесса обучения ИЯ и через него – на все остальные компоненты структуры процесса обучения. В качестве примера таких принципов можно упомянуть принцип коммуникативной направленности обучения ИЯ в общеобразовательных учреждениях различного типа или принцип профессионально-педагогической направленности обучения ИЯ в педколледже или языковом ВУЗе.

При этом дидактические принципы, адекватно отражая закономерности процесса обучения, формулируются и как общие указания, т.е. приобретают директивные функции, предписывают то, что должно быть. Выполняя свою регулятивную функцию, принципы определяют как процесс обучения в целом, так и оказывают доминирующе влияние на тот или иной компонент структуры процесса обучения: цели, содержание, формы, методы, дидактические условия, результаты. Принципы могут определять непосредственно один компонент, например, целевой, и через него опосредованно влиять на другие компоненты структуры процесса обучения. С другой стороны, функционирование, например, форм и методов обучения регулируется принципами, действующими как непосредственно, так и опосредованно – через целевой и содержательный компоненты. В связи с этим успешно примененная Ю.К.Бабанским «процедура выделения принципов по их доминирующей роли в том или ином компоненте процесса обучения является в определенной мере условной, так как каждый из принципов обслуживает все компоненты процесса обучения в той или иной мере, в том или ином аспекте»

принципы организации педагогического процесса:

  1. гуманистической направленности
  2. связи жизни и производственной практики
  3. соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу
  4. научности
  5. ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения
  6. обучения и воспитания детей в коллективе
  7. преемственности, последовательности и систематичности
  8. наглядности
  9. эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания

принципы руководства деятельностью воспитанников:

  1. сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
  2. сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;
  3. уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
  4. опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
  5. согласованности требований школы, семьи и общественности;
  6. сочетания прямых и параллельных педагогических действий;
  7. доступности и посильности;
  8. учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  9. прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Ю.К.Бабанский выделили следующие принципы:

1. направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых;

2. научности обучения;

3. связи обучения с жизнью;

4. систематичности и последовательности в обучении;

5. доступности;

6. сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя;

7. наглядности обучения;

8. сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания;

9. сочетания различных форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения;

10. создания необходимых условий для обучения;

11. прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития

 

Ч.Куписевич дает свой перечень дидактических принципов:

1. наглядности;

2. доступности в обучении;

3. сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;

4. систематичности;

5. прочности знаний учащихся;

6. оперативности знаний учащихся;

7. связи теории с практикой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: