Рейнгольд Морицевич Глиэр
(1875-1956)
Композитор (воспитанник Московской консерватории), основоположник советской композиторской школы, дирижер, педагог (ученики Мясковский, Прокофьев, Хачатурян, Александров, Давиденко, Новиков, Лятошинский и др). Имел звания: доктор искусствоведения, Заслуженный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств, Народный артист СССР, Народный артист Азербайджанской ССР, Народный артист Узбекской ССР, Лауреат трёх Глинкинских премий, Сталинских премий, Кавалер трёх орденов Ленина и т.д. Автор музыки гимна города Санкт-Петербурга. С 1900-1905г. преподает теоретические дисциплины в Москве в музучилище Гнесиных, в 1913-1920г. профессор, затем директор Киевской консерватории, 1920-1941гг. – работал в Московской консерватории, в университете народов Востока (работал в Азербайджане и Узбекистане).
Продолжатель традиций русской классики Чайковского, Рахманинова, композиторов "Могучей кучки", например, эпического симфонизма Бородина, Глазунова. Музыка Глиэра привлекает напевной выразительной мелодикой, тонкими изысканными гармониями, лирикой, светлым, гармоничным восприятием мира. «Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением. Жизнь большей части людей слишком тяжела сама по себе, а если еще искусство станет отравлять те минуты, которые человечество посвящает отдыху, то оно потеряет смысл и ту высокую цель, которую оно может достигнуть», — говорил композитор.
Важен вклад Глиэра в формирование профессиональной музыки советских республик — Украины, Азербайджана, Узбекистана. Композитору присуще органичное ощущение национального колорита разных народов:
русского – симфония «Илья Муромец», «Увертюра на славянские темы»,
|
украинского – балеты «Запорожцы», «Тарас Бульба», симф.поэма «Заповит»,
узбекского – оперы «Лейли и Меджнун», «Гюльсара», увертюра «Ферганский праздник»,
азербайджанского – опера «Шахсенем»,
бурятского – «Героический марш Бурятской АССР»,
китайского – балет «Красный цветок» и др.
Инструментальные произведения: 6 балетов, 3 симфонии, 5 увертюр, 2 симфонические поэмы, 2 картины, 5 концертов, камерно-инструментальные ансамбли, пьесы для фортепиано, скрипки и виолончели, музыка к спектаклям.
Вокальные произведения: 5 опер, 1кантата, оратория, ок.150 романсов и песен.
Концерт для голоса с оркестром f - moll (1942)
В двух частях, для колоратурного сопрано, написан в годы ВОВ. За это произведение удостоен Сталинской премии первой степени. Глиэр воспел чистоту и благородство женских чувств, печаль разлуки и радость встречи. Трактовка голоса как инструмента (без слов). Композитор продолжает и углубляет традиции русских композиторов в создании художественных вокализов Рахманинова, Метнера, Прокофьева.
Iчасть Аndante Сон.форма. Вступление взволнованное, сосредоточенное.
Г.П. лирическая, задушевная, широкого дыхания; трепетность придают гармонические фигурации оркестра. П.П. вначале в оркестре, затем у голоса, оживленная, экспрессивная на «золотой секвенции». Эпизод на теме вступления (вместо разработки), звучит более напряженно, драматично и завершается небольшой каденцией голоса (нежная мольба). Реприза: Г.П. в оркестре у струнных на фоне синкопированного ритма из эпизода, солистка исполняет пассажи. Кода на теме вступления.
|
II часть. Аllegro,Фа мажор.Светлый и радостный вальс, по форме – рондо с двумя эпизодами. Рефрен грациозный, полётный, на фоне гармонических фигураций арфы. Эпизоды не контрастны. Каденция солистки – виртуозные пассажи - соревнование голоса и флейты.
Опера «Шахсенем» (1925)
Написана по заказу правительства Азербайджана. Либретто Гальперина по восточной легенде. Герои: дочь хана Шахсенем, певец Ашик-Кериб, богач Шахвелед, хан Бахрамбек. В опере «Шахсэнэм» Глиэр развивает традиции русского Востока Балакирева, Бородина и Римского-Корсакова.
В произведении использовано около 30 народных мелодий. Глиэр внимательно изучал исполнительскую манеру народных певцов-ашугов. Композитор соединяет в опере импровизационные вокально-инструментальные формы мугама, характерные для восточного музицирования, с традиционными оперными формами: арией, балладой, хоровыми и ансамблевыми сценами, танцевальными и симфоническими эпизодами.
Балет «Красный цветок» (1927)
Современный сюжет о революционном движении 20-х годов в Китае. Либретто Курилко. Герои: танцовщица Тай-Хоа, советский капитан, грузчики кули во главе с Ма Ли Ченом, заговорщики во главе с Ли Шанфу. Они охарактеризованы с помощью классических и характерных танцев (традиционные китайские танцы с зонтом, веером, лентой, лотоса, «Золотые пальцы», Чайная церемония, танец матросов «Яблочко»,Вальс-бостон).
В балете несколько лейттем: Тай-Хоа и ее любви, советского капитана (на элементах революционной песни «Интернационал»), кули, заговорщиков.
|
Николай Яковлевич Мясковский
(1881-1950)
Композитор, педагог, музыкальный критик, общественный деятель. Своей жизнью и творчеством соединил две эпохи (русскую и советскую) и две школы: окончил Петербургскую консерваторию, работал в Московской. Имел звания: доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств, Народный артист СССР, награжден орденом Ленина, Лауреат 5 Сталинских премий.
Симфонист по складу дарования. Симфония стала «духовной летописью» Мясковского и отразила раздумья композитора о современности, в которой были бури революции, гражданская война, голод и разруха, трагические события 30-х гг. Жизнь вела Мясковского через тяжелые невзгоды Великой Отечественной, а на закате дней довелось испытать горечь несправедливых обвинений в постановлении 1948 г., обвинившее Прокофьева, Мясковского, Шостаковича в формализме.
Тема «художник и власть» в наши дни вызывает много размышлений. В период Октябрьского переворота Мясковский был уже достаточно взрослым человеком. Был ли он типично советским художником? Названия его произведений – «Колхозная», «Авиационная» симфонии; кантаты «Киров с нами», «О Кремле» и т. д. свидетельствуют об определённой идеологической позиции. Какова она была на самом деле? От жизни своей страны Мясковский не отстранялся и не мыслил свою жизнь в другом месте. Именно он говорил Прокофьеву: «Не убегайте от событий, события не простят Вам этого». Мясковский своей музыкой хотел составить собственное представление о том, куда идёт Россия.
Стиль музыки композитора суров и одновременно красив и лиричен. Мясковский соединяет черты музыки Чайковского, Скрябина, Бородина, Римского-Корсакова, а также модернизма Стравинского и Прокофьева. Для композитора характерны психологизм, философская глубина, сохранение традиций отечественной музыки и в то же время поиски нового содержания и выразительных средств.
Инструментальные произведения: 27 симфоний, 3 симфониетты, 15 симфонических произведений других жанров, концерты для скрипки, виолончели с орк., 13 струнных квартетов, 3 сонаты, более 100 фп. произведений, сочинения для духового оркестра.
Вокальные произведения: кантаты «Киров с нами», вокально-симфоническая поэма «Аластор», ок. 100 романсов.