Прием “Верные и неверные утверждения”.




Слайд 1

Цели урока.

Обучающие: дать представление о приставке как значимой части слова; учить детей выделять приставку из состава слова;

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: учебники, тетради, интерактивная доска, презентация, разноуровневые карточки, схема-опора “грамматический человек”, иллюстрации картин о зимнем лесе, музыка из цикла “Времена года” композитора Антонио Вивальди (“Зима”).

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент.

Презентация (иллюстрация зимнего леса). Слайд 2

- Какое время года изображено на иллюстрации? Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой? Что бывает зимой? (Холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель.) Подберите, опираясь на иллюстрацию, к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.) Попозже мы с вами совершим прогулку в зимний лес.

II. Введение в тему. Слайд 3

Ребята обратите внимание на доску, прочитайте данные слова (предзимний, перезимовать, заморозило). Если вы внимательно прочитали их, то вы сможете найти ту морфему, которую мы еще не изучали. Что это за морфема?

Совершенно верно “Приставка”. Откройте тетради и запишите число, классная работа, “Приставки”.

- Поставьте цели занятия. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи приставок, находить приставки в словах)

III. Повторение пройденного.

- Ребята вы любите рисовать? (Да)

- У вас на листочках нарисован круг, сейчас мы будем рисовать лицо “грамматического человека”. Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова) Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.

- Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.

- Какая часть в слове самая главная? (Корень) Обозначьте рот в виде корня.

- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте значком суффикса правый глаз.

- А помните ли вы из курса 4 класса, что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте значком приставки нос.

А теперь проверьте, у всех ли получился такой “человек”, как у меня.

IV. Объяснение новой темы.

- Сегодня мы поговорим о приставках. Как вы думаете, все ли знаете о них? Проверим.

Прием “Верные и неверные утверждения”.

Учитель: Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.

             
             
             

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что….”. Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Третья строчка остается пустой.

Вопросы:

1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?

2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?

3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?

4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?

5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?

6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?

7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)

- На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова вернемся, а сейчас мы отправимся в путешествие по зимнему лесу и посмотрим, из каких звуков и шорохов он состоит.

На свете все состоит из чего-то: лес – из деревьев, тетради – из листиков. А из чего сделаны…мальчики и девочки?

(Стихотворение “ Из чего только сделаны мальчики?”).

Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек
И зеленых лягушек,
Вот из этого сделаны мальчики.

Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных,
Из сластей всевозможных,
Вот из этого сделаны девочки.

– А слова, ребята, сделаны из своего “строительного материала”, из специальных кирпичиков, которые называются морфемами. Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. И получаются интересные и выразительные слова. Вот, например, что обозначает морфема -ш-? Не понятно? А теперь: шли?

Слайд 4

– Давайте сыграем в игру. В ней будут участвовать вы, два веселых человечка, два домика, дорога, на дороге мостик через речку и большая лужа. А еще в игре участвуют морфемы: корень -ш-, суффикс -л-, окончание -и-. соединив морфемы, мы получим слово… (шли).

А также участвуют разные приставки, которые вы вспомните сами.

Задача – описать действия веселых человечков, образуя от слова “шли” другие слова с разными приставками.

- Проанализируем полученные слова. Изменилось ли значение слова с изменением приставки? Слайд 5

- Какой вывод мы сделаем?

- Проверим, верны ли наши предположения, прочитав пр. 77. (Стр.165)

Учитель: Обратили ли вы внимание на слово “значимая”?

Почему приставка – это значимая часть?

(Ученики высказывают свое предположение)

Учитель: Как найти приставку в слове?

(Ученики высказывают свое мнение)

Учитель: Проверим ваши знания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: