1. Выполним задание: Работа в тетрадях. Слайд 6
Спишите текст, раскройте скобки, вставьте орфограммы. Выделите приставки.
(За)м..тает пурга белый пут..,
Хочет (в)мя..ких сн..гах
(По)т..нуть.
Вет..р резвый уснул
(На)пути.
Не пр..ехать (в)л..су,
Не пройти. С. Есенин.
Взаимопроверка. Слайд 7
- Сверьте свои работы с правильными ответами на доске.
- На какую тему это стихотворение?
Слайд 8
- Рассмотрите картину. Можно ли подобрать это стихотворение эпиграфом к нашей картине? Какой показана зима на этой иллюстрации?
2. Знаете ли вы стихотворения о зиме? (Чтение отрывка, если есть желающие)
Послушайте стихотворение Федора Тютчева
Чародейкою Зимою… Слайд 9
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
- Какие необычные слова вы услышали в этом стихотворении? (Эпитеты, метафоры)
- Найдите слова с приставками.
Слайд 10
3. Мы уже у опушки леса. Какая красота кругом. Снег так и искрится, сияет всеми цветами радуги. Но Грамматический человечек не впускает нас в сказочный лес, пока мы загадки не отгадаем. Отгадаем его загадки?
Отгадывание загадок.
1) Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я... (Зима)
2) Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
Зд.: Выписать слова с приставками, выделить приставки.
Выборочный диктант.
(Потерплю, закручу, побелю, разукрашу, замету, упала, пропала)
Игра “Снежный ком”.
- И вот мы в зимнем лесу. Зимой ребята очень любят играть в снежки.
|
- Назовите зимние игры, в которые вы играете.
- Поиграем в снежный ком. Я называю “зимнее” слово и бросаю “снежный ком” (мяч), поймавший находит приставку, называет другое слово с приставкой и бросает мяч следующему ученику.
- А вот какие слова приготовил для вас грамматический человечек.
Слайд 11
Заснеженный, запорошило, завьюжило.
- Запишите эти слова в словарики.
- Определите их лексические значения. Составьте словосочетания и предложения. (Устно)
3. Восстановление деформированных слов. Слайд 12
- Ребята, пока мы играли, налетел ветер, и слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (На доске и в тетрадях)
ок, лес, пере ___________________(перелесок)
к, беж, про, а ____________________(пробежка)
ок, гор, при ____________________(пригорок)
ушк, корм, а _____________________(кормушка)
за,енн,снеж, ый ____________________(заснеженный)
н, зим, ий _____________________(зимний)
- Ребята, что такое кормушка? Необходима ли она для птиц зимой?
- А вы приготовили кормушки птицам? Расскажите.
VI. Физминутка.
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если мы сильней нажмём,
Дырку в парте мы проткнём.
“Я сильней наверняка!” -
Молвит правая рука.
“Почему же! Вот и нет!” -
Спорит левая в ответ.
VII. Самостоятельная работа.
- Вы хотите еще выполнять задания “грамматического человека” и снежинки?
- Тогда продолжим работу.
Иллюстрации на тему “Зимний лес” – просмотр, музыка.
- Я хочу вам предложить музыку из цикла “Времена года”. Антонио Вивальди, “Зима”. Слушая это произведение, постарайтесь выполнить задания “грамматического человека”.
|
Карточка №1
Прочитай внимательно текст. В подчеркнутых словах выдели приставку. Слова снежинки, пушистый разбери по составу. Озаглавь текст. Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! |
Карточка №2
Составить текст из 3-5 предложений по иллюстрации на тему “Зимний лес” |
Карточка №3
Вставить подходящие по смыслу приставки и суффиксы. Вдруг лес..гудел, все в нем..шипело. По лесу.. бежала позем..а... летел ветер, деревья..качались. С еловых лапок..летели сугроб..и. Началась пурга. Она..должалась день и ночь, весь лес..лепила снегом. |
Проверка работ по карточкам.
VIII. Закрепление материала.
- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, вы должны выполнить еще несколько заданий “грамматического человека”.
Игра “Собери слово”.
- Взять корень у слова “зимний”, суффикс – у слова “верхушки”, окончание – у слова “птица”. (Зимушка)
Взять приставку у слова “занос”, корень у слова “морозец”, суффикс – у слова “горка”, окончание – у слова “санки”. (Заморозки)
Взять приставку у слова “подморозило”, корень у слова “снежок”, суффикс – у слова “лесник”, окончание – у слова “снеговики”. (Подснежники)
- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием.
|
IX. Подведение итога.
- Вот мы и дома. Наше путешествие завершилось. “Грамматический человек” благодарит вас за увлекательное путешествие по зимнему лесу. Зимушка пришла к нам с заморозками и вьюгами, но скоро из-под снега проглянут подснежники, и наступит ласковая весна.
- Над какой темой работали на занятии?
- Давайте вернемся к табличке “верные и неверные утверждения” и снова ответим на вопросы, ответы вносить в последнюю строчку.
Учитель: Ответы на какие вопросы совпали, а на какие – нет?
(Ученики дают ответы)
Учитель: Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы.
Учитель: Ваши ответы на вопросы и работа на уроке показали, что материал вами понят. Достигли ли мы целей урока?
X. Задание на дом: пр.77; составить сочинение-миниатюру по картине Грабаря “Февральская лазурь”, используя словарные слова или упр.402 (по желанию).
XI. Рефлексия.Слайд 13
И напоследок…
- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я могу похвалить себя за …
Мне было трудно …
- Спасибо. Мне приятно было с вами работать.
До свидания!