Экономика и промышленность




Территория Юга России в первой половине XIX ст. в экономическом отношении характеризуется отсутствием здесь больших компаний. У местных дворян достаточных капиталов не было, поэтому надежды возлагались на содействие российского правительства к усилению промышленности региона. Жители Бахмутского (Артёмовск) и Славяносербского уездов добывали каменный уголь и строительный камень. В официальных отчетах территория этих уездов названа «областью Новороссийского каменного угля». Разрабатывались три антрацитовых месторождения. Князь М. С. Воронцов в с. Александровке, что позже сольется с селом Юзовкой и даст начало современному Донецку, начал разработку угля. Известны каменноугольные разработки помещика Плещеева в с. Иванполь. В этот период промышленность Донбасса представляли винокуренные заводы, восемь салотопенных заводов в Бахмуте (сало для мыльных и свечных заводов), суконные фабрики. Известен Луганский чугунно-литейный завод. Эпоха Великих Реформ позволила промышленности начать развиваться быстрыми темпами. В 1864 г. добыча угля составляла 7 млн. пудов, а в 1870 г. уже 15,6 млн. пудов. В 60-е закладываются первые капиталистические угольные шахты. Одной из них была Горловская, впоследствии знаменитая «Кочегарка».

Развитие большой соляной промышленности связано с деятельностью академика О. П. Карпинского и профессора Н. Д. Борисяка, которые доказали, что в районе Бахмута есть мощные месторождения каменной соли. В 1870 г. здесь построили первую шахту. С началом добычи здесь соли прекратился её ввоз в Россию из-за границы.

Развитие промышленности тесно связано со строительством железной дороги. Первая линия была построена в 1869 г., они соединяла Горловку с Ростовом-на-Дону и центральными губерниями России. В 70-х были построены новые линии: Константиновская, Донецкая и Мариупольская, которые связали почти все города и большие села области между собой и с промышленными центрами Малороссии и России. В 1884 г. началось движение по Екатеринославской железной дороге, которая соединяла Донбасс с Криворожьем и сыграла огромную роль в развитии горной промышленности на юге страны.

В этот период на юг России целыми массами переселялись иностранные капиталисты, инженеры и работники. Так, В Константиновке они основали стекольный завод, в Бахмуте – соляные копальни, в Славянске – содовые предприятия. В 90-е годы даже целые заводы из Америки переводили на юг страны. В конце XIX в. основную массу донецких шахтеров составляли выходцы из Черниговской, Полтавской, Харьковской, Екатеринославской, Орловской, Тамбовской и Тульской губерний Российской империи. В 1900 г. здесь насчитывалось уже 59 тыс. промышленных рабочих.

Артёмовск (Бахмут) – в 70-е гг. XIX ст. немецкий капиталист Фарке построил в городе алебастровый (гипсовый), бутылочный и кирпично-черепичный заводы. В 1874 г. Таганрогская торговая фирма «Скараманга» построила солеварный завод, в 1885 г. в Бахмуте добывали 12% от общероссийской добычи соли. К 1900 г. здесь действовало уже 76 промышленных предприятий.

История промышленного Донецка начинается в 1841 г., когда в маленьком селе Александровка князь М. С. Воронцов, о котором уже упоминали, построил большой угольный рудник. В это время только здесь и на государственных Лисичанских копальнях применяли паровые машины. В апреле 1869 г. английский купец Джон Юз заключил договор с российским правительством «Договор на создание Новороссийского общества каменноугольного, железного и рейкового производства и общество железнодорожной ветки Харьков – Азов». Он начал строить шахты и построил металлургический завод. На его месте возникло село, которое объединилось с селом Александровкой. В первое время здесь стояла всего одна хата, а через 15 лет – уже проживало 5,5 тыс. жителей. Оборудование для завода привозили из Англии. Завод заработал полным металлургическим циклом. В 1872 г. Константиновская железная дорога соединила завод с ж/д веткой. Через несколько лет завод вышел на первое место в Российской империи по производству металла, его доход составлял уже 2 млн. руб., работало 6,3 тыс. рабочих.

В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил прежде всего черную металлургию и машиностроение — те отрасли, которые получали правительственную поддержку. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России (на границе великорусских и украинских губерний).

В 90-х годах действовало 17 металлургических заводов на юге страны, только в Донецкой области за 1899 г. было добыто 99 млн. пудов угля, а в 1909 г. товаров в Юзовке продали на 10 млн. руб.

В Горловке купец Поляков построил Курско-Харьковско-Азовскую железную дорогу, началась добыча угля на шахте «Кочегарка». Российские и бельгийские капиталисты открывали новые копальни. Ученые обнаружили в Горловке ртутную руду. В 1886 г. на заводе по производству ртути здесь была добыта первая ртуть в России. Были открыты алебастровый, кирпичный, цементный заводы. В 1913 г. – 13 тыс. рабочих задействованы на промышленных предприятиях.

Импульс к развитию села Константиновка дало строительство в 70-х гг. XIX ст. железной дороги. Новая линия связала Константиновку с районами добычи угля, железной руды, огнестойких материалов, и дала выход к морским портам по другим линиям. Бельгийское акционерное общество основало здесь стеклянный, бутылочный и химический заводы. Предприятия города приносили прибыли на более чем 1,5 млн. руб. в год.

 

 

Северный Кавказ

Реформы 60 г.г. открыли дорогу капитализму на Северный Кавказ. К концу 19 века здесь увеличилась доля русского населения, прежде всего, из-за миграций крестьян из центральных губерний России. В Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областях они получили название “иногородние”. Не имея прав на землю, они вынуждены заниматься ремеслом и торговлей.

В этот период продолжается освоение оставшихся целинных земель, соответственно возрастает роль товарного земледелия. К концу 19 века Северный Кавказ на ряду с украинским и центральным черноземьем становится житницей Российской Империи. Продажа на рынок зерна, мяса, кожи становится основным профилем Кавказа. Для быстрого вывоза продукции осуществляется строительство железных дорог и шоссе.

В связи с развитием российского национального рынка, особенно в результате строительства Ростово-Владикавказской железной дороги и сопутствующей инфраструктуры Северный Кавказ превращается в достаточно целостную социально-экономическую и военно-политическую систему к началу XX в., которая становится субрегионом Юго-Востока России (охватывавшего также Кавказ, Донбасс и низовья Поволжья).

В 1875 году открылось движение по Ростово-Владикавказской железной дороге, связывавшей регион с остальной Россией. В 1878 году открылась железнодорожная ветка Тихорецкая – Екатеринодар. В 1896 году – Кавказская – Ставрополь. В 1899 году – Тихорецкая – Царицин.

Появление дорог усиливает значение городов, способствует стремительному росту населенных пунктов вдоль магистралей. Необходимость вывоза сельскохозяйственного сырья повышает роль портов.

Помимо сельскохозяйственного сырья активно разрабатывали природные ископаемые. В Осетии действовало несколько рудников по добыче полиметаллов. В Адыгее и Чечне проводилась разработка нефти.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: