Шифр: М2в4
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
И АРХИТЕКТУРНАЯ ПЛАСТИКА
Направление подготовки | Архитектура | ||||
Профиль подготовки | Проектирование зданий | ||||
Квалификация (степень) выпускника | магистр | ||||
Форма обучения | Очная | ||||
Г. Москва 2012г.
Цели освоения дисциплины
Целью дисциплины «Теория и практика изобразительного искусства и архитектурная пластика»является:
-дать теоретические знания задач и проблем использования произведений декоративного и изобразительного искусства как средства архитектурной пластики при проектировании архитектурной среды;
- сформировать навыки практической работы над графическим эскизом архитектурного проекта;
- обучить приемам практической работы над цветовым эскизом с использованием различных изобразительных средств и различных цветных графических и живописных материалов;
- ознакомить с изобразительными средствами и приемами создания декоративной композиции;
- развить художественный вкус, художественно-образное и пространственное мышление и воображение для использования их в профессиональной проектной деятельности.
Место дисциплины в структуре общеобразовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО)
Дисциплина «Теория и практика изобразительного искусства и архитектурная пластика» относится к вариативной части профессионального цикла профиля «Архитектура» и является обязательной к изучению. Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной дисциплины, студент должен уметь применять при изучении творческих дисциплин профессионального цикла.
|
Дисциплина «Теория и практика изобразительного искусства и архитектурная пластика» базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных студентами до начала обучения.
. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов.
Студент должен:
знать:
– основы академического рисунка, приемы построения графической композиции, средства и материалы, применяемые при рисовании графических композиций;
- общие законы построения композиции живописного эскиза;
уметь:
– применять общие навыки академического рисунка к изображению архитектурных конструктивных и декоративных деталей, зданий, сооружений и архитектурных комплексов в целом;
иметь навыки:
- рисования на изобразительной плоскости трехмерных форм в трехмерном пространстве;
- выполнения цветового эскиза с использованием различных изобразительных средств и различных графических и живописных материалаов.
Дисциплины, для которых дисциплина «Теория и практика изобразительного искусства и архитектурная пластика» является предшествующей:
- Теория и практика современной архитектуры;
- Проектирование комфортных зданий;
- Основы проектирования доступной среды.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
Дисциплины
|
Компетенция | Код по ФГОС | Основные признаки освоения (показатели достижения результата) |
Готовность бережно относиться к культурным и историческим традициям общества, природе, мировому и отечественному художественному и архитектурно-градостроительному наследию | ОК-2 | Студент демонстрирует понимание социальной значимости и ценности природного ландшафта, художественного и архитектурно - градостроительного наследия. |
Наличие высокой мотивации к архитектурной и инженерной деятельности, ответственности и понимания роли своей профессии в развитии общества, культуры, науки. | ОК-3 | Студент понимает большую общественную значимость проектирования эстетически полноценных архитектурных объектов и владеет знанием средств гармонизации архитектурной среды. |
Способность и готовность к повышению своего профессионального уровня (художественного, архитектурного, конструкторского, научного по направлению магистратуры). | ПК-1 | Студент владеет методологией самостоятельной работы, направленной на повышение своего личного понимания эстетических проблем архитектуры и своего уровня владения изобразительными средствами графики и живописи. |
Способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры. | ПК-3 | Студент демонстрирует уровень знания теории пластических искусств, достаточный для профессиональной деятельности архитектора. |
Способность проводить изыскания по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов, объектов историко-архитектурной среды, определению исходных данных для архитектурно-конструктивного проектирования зданий, патентные исследования, готовить задания на проектирование. | ПК-12 | Студент демонстрирует уровень компетентности в области пластических искусств, достаточный для проведения изысканий по оценке состояния историко-архитектурной среды |
Cпособность к архитектурно-конструктивному проектированию уникальных зданий, включая высотные здания, заглубленные и подземные объекты, крупные объекты городской инфраструктуры. | ПК-13 | Студент владеет изобразительными средствами графики на уровне, достаточном для грамотного использования ручного рисунка (эскизов, зарисовок) при разработке проектов. |
Способность к визуализации, презентации, и защите проектных решений, научно-исследовательских работ, отчетов, заключений, реферативных обзоров, публикаций с помощью современных графических способов и мультимедийных средств. | ПК-22 | Студент использует знание общих правил и приемов компоновки и демонстрации иллюстративных материалов для грамотной и эффектной визуализации и презентации проектных решений. |
В результате освоения дисциплины студент должен:
|
знать:
- основные художественные средства архитектурной пластики;
- общие законы построения композиции живописного эскиза и специфику декоративной композиции;
- основные отрасли декоративно-прикладного искусства, имеющие значение для художественного оформления архитектурной среды;
- основные техники монументально-декоративной живописи;
уметь:
- создавать, применяя различные графические техники, изображения объемных предметов сложной формы в трехмерном пространстве с правильной передачей пропорций, используя законы перспективного построения;
- создавать эскизы архитектурных объектов, опираясь на развитый художественный вкус, знание средств архитектурной пластики, законов композиции и законов гармонизации форм и цветов;
иметь навыки:
- применения на практике законов цветовой гармонии и приемов создания цветовой композиции;
- выполнения графического эскиза архитектурного проекта с использованием различных изобразительных средств и различных графических материалов;
- выполнения цветового эскиза с использованием различных графических и живописных материалов;
- применения средств архитектурной пластики для решения эстетических проблем и задач проектирования архитектурных объектов различного функционального назначения.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
Структура дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) /форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | ПЗ | КП | СР | |||||
Рисование архитектурных форм | 1 -6 | просмотр и обсуждение текущих заданий/ оценка за курсовую работу, экзамен | ||||||
Декоративная композиция | 7 - 14 | просмотр и обсуждение текущих заданий/ оценка за курсовой проект, экзамен | ||||||
Итого: |
Содержание лекционных занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание лекций |
1. | Рисование архитектурных объектов | Рисование архитектурных форм с применением правил и приемов практической перспективы. Различные графические техники и манеры архитектурного рисунка. Приемы компоновки и перспективного построения интерьера. |
2. | Декоративная композиция | Декоративное искусство как особый род художественного творчества. Художественный образ – важнейшая категория эстетики и искусствознания. Художественные средства декоративной композиции. Содержание терминов «декоративность», «условность», «стилизация». Изобразительность и выразительность в пластических искусствах. Объекты декоративного искусства как составная часть архитектурной пластики. Основные отрасли и техники декоративно-прикладного искусства. Орнамент, его типы и приемы построения. Монументальное искусство как особый род декоративных и изобразительных искусств. Виды монументально-декоративного искусства. Основные техники монументально-декоративной живописи. Цвет в архитектурных композициях как средство создания художественной выразительности и функционального комфорта. |
4.3. Перечень практических заданий
№ п/п | Наименование | Содержание |
1. | Зарисовка макета архитектурного сооружения с использованием высокой точки зрения (9 ч.). | Построение экстерьера архитектурных объектов с использование высокой точки зрения, в так называемой «верхней перспективе». |
2. | Рисунок интерьера (14 ч.). | Дальнейшее развитие навыков перспективного построения и компоновки рисунка интерьера, умения создать в рисунке эстетически привлекательный образ архитектурной среды. |
3. | Декоративный натюрморт (9 ч.). | Выполнение декоративной цветовой композиции, с применением приемов трансформации, стилизации и повышения декоративной выразительности локальных цветов, |
Лабораторный практикум
Лабораторный практикум не предусмотрен.
Компьютерный практикум.
Компьютерный практикум отсутствует.
Самостоятельная работа
№ п/п | Наименование раздела | Содержание раздела для самостоятельной работы студента |
1. | Рисование архитектурных объектов | Копия архитектурного рисунка выдающегося архитектора (по выбору на основе собственных предпочтений); эскиз пластического и колористического решения интерьера или фасада здания с включением декоративных элементов |
2. | Декоративная композиция | Упражнение на создание декоративной цветовой композиции «Рыбка»; декоративный натюрморт; эскизы ленточного и сетчатого орнаментов; эскиз декоративного панно. . |
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи