Последовательность стадий алхимического процесса




Начнем проводить сравнения снизу, из точки восхождения. Четырехугольник, на котором установлен весь процесс, несомненно, символизирует Малкут, или обычное земное бытие. На правильность соотнесения «А» и малкута, указывает однозначный комментарий Юнга: А Пьедестал или основание = земля.

Начав внимательно изучать иллюстрацию снизу, мы видим четырехглавого дракона астрального света, чьи четыре головы символизирует власть четырех стихий. Астральный план классически соотносится с сфирой Йесод, как дракон астрального света.

Два титана по бокам символизирует те самые слепые силы природы, которые адепт обуздывает по мере прохождение сфиры Йесод.

Далее по бокам находятся два зверя – зеленый лев и оранжевый дракон, (к сожалению цвета, не представлены на иллюстрации). Цвет сфиры Нецах – зеленый, а цвет ход – оранжевый, и они находятся в точности друг против друга.

Выше изображена фигура, к которой прикованы эти звери, которая без каких либо сомнений может быть соотнесена путем Самех, связывающим Тифарет и Йесод. Андрогинная фигура Меркурия уравновешивает противоположности зеленого льва и оранжевого дракона. Этот образ напрямую отсылает нас к символике четырнадцатого Аркана Таро, Искусство.

Сфире Тифарет соответствует находящаяся точно в центре голова, волосы которой напоминают солнечные лучи. Он направляет дыхание жизни их верхних уровней иерархии к нижним и находится точно в центре изображения.

Чуть выше по обе стороны от него изображены две фигуры – орел и лев. Комментарии Юнга указывают, что лев из брюха которого льется кровь красного цвета, что дает право соотнести его с красной серой или сфирой Марса Гебура. Орел – птица, соответствующая Юпитеру, находится точно напротив него, как и должно быть на Древе, и соответствует сфире Хесед.

Выше находятся несколько символов, которые парадоксальным образом связаны между собой и обозначают бытие над Пропастью. Это головы черных ворон Нигредо (тьмы, пропасть, иллюзии Хоронзона). Гора «черная внизу и белая вверху», символизирующая гору Абигени над пропастью. Даже начинающий исследователь без труда соотнесет серебряный дождь и море из чистого серебра выше с путем гимель, по которому происходит пересечение пропасти. Черные эфиопы держащие три верхние сфиры, могут быть так же соотнесены с сфирой Даат.

В сфере, которая находится в точке сфиры Сатурна или Бины, изображен процесс погружения солнца в великое море, что полностью соответствует символизму Бины. Компенсацией является затмение Луны в противоположной сфире – перводвижителе Хокма.

В самой верхней точке изображены король и королева, заключившие окончательный брак. Это символ полного и окончательного завершения великого делания может быть легко соотнесен с Кетер источником всего сущего, изначальной точкой, над которой есть только изначальный свет Айн Соф, символизируемый Фениксом. Впрочем, этот является достаточно дискуссионным вопросом, ибо птица вверху изображения может быть так же соотнесена и с Кетер.

Сама картина как бы состоит из четырех миров: внизу основание земли, затем за кругом дракон астрального света и два титана, затем сфера, в которой происходит большая часть действия и, наконец, пространство над сферой, где изображены три высшие сфиры.

Самое удивительное в том, что стадии индивидуации описываемые Юнгом, удивительным образом укладываются в ключевую шкалу Древа сфирот Каббалы, которой всегда пользовался Кроули. Внимательно изучив эту шкалу, мы сделаем вывод, что прямой путь по центральной колоне схематически полностью соответствует стадиям Индивидуации по Юнгу, и, чтобы не быть голословным, давайте сравним эти две системы последовательностей.

Предварительная стадия Индивидуации – формирование адекватной персоны, и адаптация индивида к миру. Кроули этот уровень вовсе не рассматривает, тогда как Юнг придаёт ему огромное значение. Очевидно, здесь сказывается, разница приложения сил – Кроули как маг, несомненно, имел дело с более развитыми индивидуальностями, нежели Юнг как психиатр. С определённой долей условности мы можем отождествить нормально функционирующую персону со сфирой малкут – сфирой земного плана. Говоря в терминах каббалы главной работой Юнга было вытаскивать пациентов с клипотического уровня одержимости на уровень нормального функционирования на земном плане, Тогда как Кроули интересовало только восхождение к высшим уровням уже цельного и здорового индивида.

Юнг как психиатр придавал огромное значение первому уровню, возвращения патологии в норму, тогда как Кроули не считал эту тему достойной внимания. Юнг же в свою очередь, будучи слишком осторожным, допускает ошибку, утверждая, что индивидуация, на других уровнях, то есть, собственно великое делание как таковое может быть осуществлено только во второй половине жизни.

Начало подлинной индивидуации есть осознание тени. Тень согласно Юнгу представляет собой сумму всех вытесненных содержаний противоположных эго-сознанию. На этой стадии, происходит тяжелый кризис, (от себя я бы это назвал неким предварительным Нигредо), смена самоидентификации, как правило, сопровождающаяся состояниями депрессии. Однако именно с этого уровня индивидуирующийся начинает осознавать психику, как нечто объективное, а не как эпифеномен материи. Из внешних объектов извлекаются проекции и возвращаются туда, где они родились, – в психику. Таким образом, сознание освобождается от части иллюзий связанных с отождествлением тела, сознания и психики. Как было уже сказано, это сопровождается кризисными состояниями. В оккультизме состояние нигредо, инертности и тяжести чётко отождествляется со свинцом, и Сатурном. Это проявляется даже в разговорной речи – мы можем сказать, «свинцовая тоска», или «свинцовая тяжесть».

Таким образом, если проводить соответствия между психологической и оккультной терминологией, можно сказать, что первое восхождение, и отделение от ловушки материального происходит через преодоление свинца.

Теперь обратимся к ключевой шкале древа, которая является самой совершенной картой психоидных пространств когда-либо создаваемой, человеком. Путь от сфиры Малкут – земля, с ближайшей сфире является путём Тау, соотносится с 21 Арканом – Вселенная, которая является картой Сатурна. Вот что пишет об этом Кроули: «Следует вначале идти по пути Тау, проходя сквозь уравновешенные элементы астрального плана, несмотря на их мрак и ужас» (Кроули Liber 777»). Таким образом, первый путь на Древе Жизни чётко отождествлён с Сатурном, мраком и кризисом.

Основная опасность здесь это ранняя активация Анимы, которая здесь приобретает черты Демоницы и Искусительницы. Столкнувшись с тенью, индивидуирующийся имеет опасность одержаться ей и погрузиться в пучину всего ранее вытесняемого. Эта опасность символизируется на древе путём «Коф», связанным с 18 Арканом – Луна. Тот, кого захватила тень, превращается в пародию на себя и обречён на жесткую энантиодромию. Вот что пишет Кроули об этом ложном пути: «Путь Коф, ведёт от Малкут к Нецах. Это переменчивая тяга животной души к хаотическим наслаждениям, воображаемой победой. Под предательским светом убывающий луны странник бредёт через болота по краю чёрного омута Бездны. Его отправная точка – иллюзии, его цель – сфера внешнего блеска и внутреннего распада».

Когда тень интегрирована, сознание выходит на принципиально иной уровень и открывает иное бытие. Всё вокруг точно залито нежно серебристым сиянием, и сердце наполняет приятный экстаз. На древе это достижение соответствует сфире Йесод. В алхимии оно соответствует состоянию альбедо.

На этой стадии впервые появляется фигура Анимы и отныне начинается принципиально новая стадия, целью которой является интеграция Анимы. В Телеме говориться о достижении собеседования со святым Ангелом хранителем. Я провожу здесь соответствия на основе следующих фактов: Один из самых популярных ныне телемитов приоткрывает тайну, что обычно Святой Ангел-Хранитель появляется в образе противоположного пола и объединение с ним, как бы даёт адепту завершенность, андрогинность.

Путь, связывающий Йесод и Тифарет, на Древе - путь Самех. Это соответствует 14 Аркану, то есть, Аркану «Искусство», символизирующему объединение мужского и женского. Этот Аркан, наряду с шестым является наиболее связанным с алхимией во всей колоде, и более чем где бы то ни было, отражает осознанное взаимодействие с анимой с целью её интеграции. Символика этого Аркана снабжена образами огненного орла и водного льва, пьющих из единого источника Великой Богини. Вспомним также что, большинство мифов заканчиваются священной иерогамией (свадьбой) между героем и принцессой, что является предельной целью большинства систем.

В одной из своих ключевых работ Юнг писал, что если тень является задачей для подмастерья, то Анима – задача для мастера, но только тот, кто лично имел тяжелое многолетнее рандеву с тенью и смог выбраться из него изменённым, способен понять эту фразу правильно, о какого уровня «подмастерьях» здесь идёт речь.

Всё же, при соприкосновению с тенью, у нас есть какие-то ориентиры, поскольку, по большей мере, мы имеем дело с вытесненными материалами своего бессознательного, то есть, говоря терминологией Древа, находимся недалеко от Малкут. Анима же – это первая по-настоящему нуминозная фигура, чья сила, величие и энергия во много раз мощнее нашего я, и только строжайшее следование своей истинной воле, дабы достичь собеседования со своим Святым Ангелом-Хранителем способно удержать нас на этом уровне.

Анима имеет много аспектов. В позитивном аспекте, она является проводником, психопомом, внутренней мудростью, или, иначе говоря, нашим истинным ангелом хранителем. Но прежде чем откроется этот аспект на пути индивидуации, приходится столкнуться с её опасной стороной, или, говоря языком аналитической психологии, той частью Анимы, которая находится под контролем материнского архетипа.

И если в случае неудачи с тенью индивидуирующегося ждет мучительное «регрессивное восстановление персоны» (за подробным разъяснением сего понятия я отсылаю к работе Юнга «Об отношении между Я и бессознательным»), то неинтегрированная Анима, может вызывать любые результаты, вплоть до безумия.

В символике карт Таро изображено несколько аспектов Анимы, интересующийся данным вопросом может ознакомиться с другой моей работой, специально посвящённой картам Таро.

По достижение интеграции Анимы, мы переходим на тот уровень, когда напрямую взаимодействуем с образом божьим в нас или, иначе говоря, Святым Ангелом-Хранителем, символизируемым Тифарет. Анима при этом превращается в проводника – «особую психологическую функцию, соединяющую сознание и бессознательное» (Юнг – отношение между я и бессознательным»). Сравним с древом – следующий путь, это путь Гимел, соответствующий второму аркану Таро – «Верховная жрица» - высший аспект женственности. Этот путь связывает Тифарет и Кетер – высшую точку древа. Согласно традиции Каббалы Кетер эманирует все остальные сфиры, как бы являясь изначально точкой центр которого везде, а окружность нигде. Пересечение Пропасти в Телеме или достижение полной связи с Самостью в аналитической психологии, есть последний этап великого делания. Этап этот так велик, и сложен, что редко находит отражение даже в мифологическом наследии, которое обычно кончается достижением Анимы.

Согласно Юнгу в Самости объединяются все противоположности. Кроули не раз утверждает, что привычные полярности на уровне трёх высших сфирот полностью устранены и любое однозначное утверждение было бы ложным.

Но на этом параллель не исчерпывается. Ключевой формулой Самости, согласно Юнгу является 3+1, то есть три близкие элементы, и один – четвёртый полностью противоположный или иной. Юнг часто соотносил триаду Самости с классической троицей, а четвёртый элемент – с материей или с Сатаной. Под определение этого самого четвёртого элемента идеально подходит скрытая сфира – Даат, которая как раз находится на пути Гимел, между Тифарет и Кетер. Пересечение пропасти под руководством верховной жрицы, сопряжено с конфронтацией с демоном хаоса – Хорнозоном. Как тут не вспомнить дантовский Ад! Традиционно, четвёртая сфира – Даат соотносится с эдемским змеем, Дьяволом и не случайно носит название «Знание», потому великолепно соответствует как раз тому самому иному четвёртому элементу Юнга. Хотя, и об этом надо упомянуть особо, символический смысл данной сфиры также амбивалентен и одновременно представляет искусителя и искупителя.

Заключение.

Данное исследование не в коем случае не претендует на исчерпывающее описание и я уверен, что со временем будут открываться все новые интересные символические параллели. Но некоторые выводы можно делать уже сейчас. Из приведенных сравнительных отрывков явственно следует, что Алистеру Кроули и Карлу Юнгу была открыта мистерия, и в этой мистерии они находились в очень близком пространстве духа.

Однако даже прочтение десяти тысяч подобных книг лишено смысла для тех, кто не пытается сам пережить мистерию обожествления. Войти во врата можно как через магическую практику и инициатический путь, так и через активное воображение, оказавшись наедине с универсальными архетипами коллективного бессознательного. А самым лучшим вариантом будет сочетание этих двух подходов, ибо единственным критерием истинности является получение результата в виде трансформированного сознания.

Отдельные гении, например некоторые из рок-поэтов (Кормильцев, Гребенщиков), прошли этот путь, не обладая информацией, и даже сами не подозревая, что с ними происходит. Но великая личность, тем и велика, что имеет силу и волю пройти самые страшные испытания. Другие, и их гораздо больше, единожды соприкоснувшись с двумя безднами, предпочли закрыть дверь, спрятавшись за фиговыми листами общепринятых религий. Третьи встав на путь попросту сошли с ума. Конечно, путь может быть пройден, и без осознания происходящего, и тому есть примеры, однако в этом случае он будет гораздо более опасен, а шансы на рождение Магического Дитя почти ничтожны.

Потому нам повезло, что мы имеем возможность, осознанно следовать пути, изучая его на примере пути великих личностей типа Юнга и Кроули. Следуя намеченным ориентирам, мы не избегаем трудностей, ибо как сказал один мудрый, даже если мы идем протоптанной великим пророком тропой, нет времени опускать меч, ибо тропа слишком быстро зарастает. Телема и Аналитическая психология идеально дополняют друг друга, и правильное понимание символики позволяет нам открыть дверь в храм своей души.

Тайна исповеди.

Ритуалы старого времени черны.
Пусть вредные будут отброшены;
пусть полезные будут очищены пророком!
После того уже это Знание вступит в права.
(Книга Закона)

Что такое ритуал? Самым точным ответом на этот вопрос будет следующее определение: Ритуал это мост, по которому эго, устанавливает связь с глубинами психе, или, иначе говоря, индивидуальное я с сокрытом в глубинах бессознательного богообразом. Иногда этот мост ветшает, и превращается в музейный экспонат, на который любуются издалека. Это происходит до того, пока потребность в переходе, не становится экстремальной и не приходит некто, который разрушает старый мост и строит новый. Смысл ритуала связь – глубины с высотой, неба с морем, а человека с богом.

Сейчас только специалисты религиоведы вспоминают о том, что само слово «религия» этимологически проистекает из корня религос, то есть связь. В изначальном смысле, религия это система организованных символов, посредством которых индивидуальное я обретает связь я трансцендентным. Слово религия не единственное в этом роде. Например, йога, происходит от корня «Юдж», спрягать и имеет практически тот же смысл. В отличие от религии, йога не потеряла своего предназначения, потому и поныне в Индии йога является важнейшим инструментом достижения трансцендентного. Но это на востоке, на западе же напротив религия выродилось либо до сентиментальности, либо до фанатизма, который, как известно, служит фиговым листом сомнению.

Когда христианский символизм полностью выродился, и само слово «ритуал» потихоньку стало ассоциироваться с досадной данью традиции, бессмысленной формальностью, ритуалы в изначальном смысле были возрождены для тех немногих, кто способен их постичь. Алистер Кроули через врата своей души, возрождает ритуал в его подлинном смысле – ритуал как связь с иным. Задача, которая была на него возложена через откровение (см. эпиграф), была выполнена блистательно. К примеру, во всех религиозных системах мира, нет красивее и могущественнее ритуала, чем ритуал Гностической мессы, и если текст этого ритуала будет читать непредвзятый читатель, он будет вынужден принять этот очевидный факт. Крещение, конфирмация, рукоположение, бракосочетание, похороны, все эти ритуалы были переписаны Кроули по новому в соответствии с требованиями Нового Эона.

Ритуалы Кроули обладают реальной силой. Идет ли речь о секретном ритуале инициации или открытой Гностической Мессе, это тот шаг, который делается всерьез и надолго. Шаг за предел. Ибо установить связь с источником, это означает не только переживание слаще меда и чище белых простыней, но и горше полыни и чернее сажи. Ибо противоположности в боге едины.

Бог за пределами добра и зла, это тот камень, который не может поднять «человеческое слишком человеческое существо». Это граница между кастами, которая не может быть нарушена при всем желании. Либо человек верует в линейного бога представляющего «сумму добродетелей», либо в качестве особого рода «суммы добродетелей» персонифицирует Сатану, с которым связывает такие добродетели как свободолюбие, честь, независимость, познание и развитие, не заметив, что попросту поменял Яхве и Сатану местами, нисколько не изменив сумму слагаемых. Тот, кто способен пропустить через себя парадокс – совсем иное. Парадокс это то, что представляет сакральное наполнение всякой традиции, её изначальную жизнь, которая по мере распространения традиции в массы начинает теряться, и возрождаться только в еретических учениях. Например, в гностическом евангелии есть потрясающие по красоте и глубине строки, которые говорят о боге гораздо больше, нежели все суммы теологий вместе взятые:

«спасен быть желаю, и спасти желаю – аминь
Искуплен быть желаю, и искупить желаю – аминь,
Уязвлен быть желаю, и уязвить желаю – аминь.
Зачать быть желаю, и зачать желаю – аминь.
Вкушать желаю, и вкушаем быть желаю – аминь.
Умозрим быть желаю, всецело умом будучи – аминь.
Омываем быть желаю, и омыть желаю – аминь.
Воссоединиться желаю, и воссоединить желаю – аминь.
Единая осьмерица нам подпевает – аминь»
.

Этот отрывок из гностического апокрифа содержит в себе слова, которые по преданию, произносил Иисус Христос перед Тайной Вечерей. Тогда, когда религия была делом отдельных единиц образ Христа носил в себе, тот неразрешимый парадокс, который и свойственен вечному Богообразу. Но потихоньку все тайное, двусмысленное, пугающее, иррациональное выветрилось из образа Иисуса, выхолостив религию до набора сентиментальностей. Вместо связи, христианство сейчас означает запрет на связь, а из проводника и символа Христос превратился в стража порога, представляющего коллективные ценности. Невольно приходят в голову слова из фильма Джармуша «Господь Иисус которого вы знаете мой самый злейший враг».

Цикл сакральной истории не имеет сбоев. Две тысячи лет назад, волею судьбы простой иудейский пророк, провозгласил закон, который витал в воздухе, и стал центром коллективных проекций и главным символом самости. Его слова по отношению к старому закону были жестоки и современники не смогут оценить масштаб этой жестокости – «не наливают новое вино в старые меха». Еще раньше, меха ставшие старыми при Иисусе, спустил с горы пророк Моисей, который не считаясь с чувствами своего народа разбил идол золотого тельца. Современники привычно отождествляют золотого тельца с символом поклонения золоту, то есть материальностью и алчностью, но, на самом деле, этот символ сакральной истории гораздо глубже – эра тельца, с которой было связана власть многобожия и зримых идолов, должна была быть сменена эрой овна – все происходит в поразительно точном соответствии с законами астрологии. Материалист может пренебрегать этими фактами и соответствиями, которые приводят в своих работах серьезные исследователи, но в этом случае материалист ничем не отличается от религиозного догматика, только его символ веры звучит как «верую в единую материю».

Эра рыб Христа закончилась. Из него ушло все парадоксальное, все страшное, все иное, Христос стал темой для молитвы о покупке нового автомобиля, или оплотом фанатичной веры консерватора-традиционалиста. Можно и нужно отдавать дань уважения этому безвестному реформатору, который говорил то, что считал нужным, но делать из него бога, придерживаясь канона, бессмысленно – христианство сейчас ничто иное как религиозная сентиментальность. В наше время, если вы христианин, значит, вы хотите того или нет, солидарны с миром, и его ценностями.

Понимание парадокса и есть то условие, которое должен иметь человек, чтобы получить посвящение. Каждое слово и верно и неверно, а бескрылый ворон летит во тьме дня и при свете ночи. Да – Люцифер есть денница, символ освобождения от власти родителей, от предрассудков, контроля, и тот кто дарует осознание. Да, Люцифер - символ чудовищной эгоинфляции, при которой эго, отождествившись с самостью, разрушается и падает в пропасть, и к тому же он символ многих заблуждений, в которые может впасть человек одержимый гордыней. Да, Бог - это источник жизни и радости, смысл и изначальная точка, не описываемая никакими словами. Да, Бог - это чудовищный патриархальный закон, который должен быть преодолен через мятеж Люцифера. «На низших ступенях посвящения бушуют догматические споры, вдохновляемые разнообразием астрального опыта; вот почему св. Иоанн Богослов отличает Блудницу БАБАЛОН от Жены, Облаченной в Солнце, и Агнца закланного от Зверя 666, чья смертельная рана исцелена. Он не понимает, что Сатана, Древний Змий, пресмыкающийся в Преисподней, в озере Огненном, горящем Серою - это Солнце-Отец, вибрация Жизни, Князь Бесконечного Пространства, пылающий своей Пожирающей Энергией; и Он же - тот престольный Свет, Духом коего залит весь Город из Драгоценных Камней».

У Юнга то же самое сказано куда менее поэтично: «Убийство, умерщвление, война, болезнь, преступление и любые мыслимые мерзости — все это входит в единство Божества».

Связь с источником, переживание распятия на парадоксах есть единственное условие полнокровной жизни, которую и должна обеспечивать религия. В противном случае человек остается существом с набором коллективных реакций лишенный полноценной индивидуальности. Абсолютное большинство людей удушливо предсказуемы, после нескольких фраз, тот кто имеет связь с источником неповторим в каждом своем действии.

Ритуалы Алистера Кроули вернули религии религию. Я могу утверждать это из огромного количества своих переживаний, удивительнейших синхронистичных совпадений и состояний удивительнейшего проникновения в иное, о которых и рассказывать то не имеет смысла.

Возникает только один вопрос – в чем необходимость появления Юнга? Проведенное выше исследование показывает, что не смотря на некоторую разницу в методах, которая будет обсуждаться ниже, архитепическое содержимое их учения, этики и цели одно и тоже. Но природ не терпит нарушения принципов Оккама. Нам нужно найти ту точку, где Юнг дополняет Кроули. Что есть у одного, но нет у другого?

Кроули очистил все ритуалы, и создал новое учение. Таблицы им разработанные позволяют любому беспристрастному скептику (не тот кто говорит на все нет, а тот кто исходит из того, что все может быть), возможность сполна убедиться на собственной практики в правоте его утверждений (это ли не наука), что же упущено.

Я рискну сделать предположение, которое может ошарашить очень многих. Юнг всю жизнь очищал только одно таинство, только один ритуал, и для этого нужно было посвятить всю жизнь – ритуал тайны исповеди.

Есть своя логика в том, что Кроули отбросил ритуал исповеди, считая его самым «грязным» в силу того, что он основан на идее покаяния в грехах. Покаяния не должно быть, грехи это иллюзии, зачем тогда исповедь? Но покаяние, грехи, это лишь внешнее наполнение, текст, написанный на сундуке с сюрпризом, но не сам волшебный сундучок. Потому, что, как и все ритуалы, ритуал исповеди был не придуман, а рожден исходя из глубочайшей, часто неосознаваемой потребности души. Мне известны случаи, когда совершенно нерелигиозные люди искали исповеди, следуя совершенно иррациональной потребности, «инстинкту таинства».

Если кто-то считает мои утверждения надуманными, то я хотел бы предложить вам поразмыслить над следующим: как по вашему, в чем секрет мирового успеха психоаналитического движения? Положа руку на сердце, мы понимаем, что психоаналитическая школа Фрейда ничего толком и не объясняет. Конечно, назвать все длинное членом, все глубокое влагалищем, а все закрытое – маткой большого ума не надо. Но, что нам скажет о соборе святого Петра, знание химического состава камня из которого он построен? И что за странная иллюзия, будто понимание есть синоним решения, а стоит осознать существование эдипова комплекса, как его власть развеется словно дым? Так и хочется сказать – ребята, неужели, если вы поймете что гора тяжелая, вы сможете её сдвинуть?

Но логические аргументы не могут быть услышаны за мировым признанием психоанализа. И возникает подозрение, что за психоанализом скрывается какая-то глубинная потребность. И если после трех лет анализа мужчина освобождается от эдиповой проблематики, то это происходит не в силу того, что он её осознал, а только потому, что он нашел теменос, на котором он мог беспрепятственно и без страха говорить об этом с понимающим и не осуждающим Другим. Пройти долгое таинство исповеди. И исповедь, и психоанализ, основаны на одной психологической потребности – потребности в неосуждающем, безоценочном Другом, которому можно открыть то, что нельзя открыть даже себе.

Используя эту потребность, фрейдовский психоанализ становится агентом Иалдабаофа номер один. Потому, что целью такого психоанализа является не обретение символической жизни, а полное отождествление с коллективными ценностями. В этом отношении невротик в чем-то даже предпочтительнее здорового, но лишенного внутренней жизни функционера – у невротика эта внутренняя жизнь существует, хотя бы в болезненном виде.

Что происходит в процессе исповеди или психоанализа, и какова природа этой первоочередной потребности? Чтобы найти ответ на этот вопрос нам надо внимательно проанализировать изначальный символизм ритуала исповеди. Если вспомнить, что в самом начале христианской эры, когда создавались ритуалы, Христос был первоочередным символом Самости («Царство божие внутри вас»), и истинной целостности личности, а священник в момент исполнения ритуала (но не до и не после), принимал на себя его функцию (это особенно видно в символизме католической мессы), то можно сказать, что исповедующийся делил тяжесть своих грехов со своей бессознательной целостностью, которая проецировалась на Христа. Поскольку добро и зло в одинаковой степени исходят от Бога, (истина, неведомая христианскому сознанию, но хорошо знакомая подсознанию, хотя бы в «отче наш», где молящийся просит бога не ввести его во искушение, то есть не выполнять функцию Дьявола), то исповедь - это средство «вернуть» часть своих неотрефлексированных действий подсознательной целостности или богу.

Большинство действий, которые нуждаются в исповеди, порождены не сознательным эго, а бессознательной самостью, иррациональным импульсом, который на время подчинил себе сознание. Даже в разговорном языке мы часто говорим, о некоторых своих действиях «на меня что-то нашло», подразумевая ответственность бессознательного, а не сознания. Вспомнив определение Юнгом божества, ("Божий мир" - это все "сверхчеловеческое": ослепляющий свет, мрак бездны, холод вечности и таинственная игра иррационального мира случайности). Таким образом, исповедь это ритуал возвращения Самости того, что её принадлежит изначально, эго «кается» или если говорить психоаналитическим языком, «отделяет бессознательные содержания от сознательной воли, посредством катарсиса», в результате чего достигается относительный баланс.

В этом одна из интересных причин, на которую особо обращал внимание Юнг, – среди католиков невротиков гораздо меньше, чем среди протестантов.

Как было сказано выше, фрейдовский психоанализ это хитрая ловушка, которая работает на полное затягивание искр света сознания в плен материальных предметов. В этом отношении он выполняет роль «антиисповеди», которая лишает связи с своим внутренним источником жизни и смысла сводя его до семейного романа.

Здесь-то на сцене и появляется учение Юнга, в котором функция аналитика совершенно другая. Символизм исповеди полностью сохраняется – аналитик не выносит никаких ценностных суждений о результатах активного воображения клиента, а просто дает интерпретацию посредством расширения контекста.

Постепенно начинают активироваться доселе дремавшие части коллективного бессознательного, которые вначале постигаются через проекцию на аналитика, и только потом понемногу возвращаются анализанду. В процессе самопознания, анализанд учится вести «разговор со своим «добрым ангелом», как любил называть активное воображение Карл Юнг, или устанавливает связь.

Я рискну предположить, что анализ, в варианте аналитической психологии Юнга, это видоизмененный, «очищенный» от грязи концепции греховности и порочности человека, ритуал исповеди. В этом смысле я был бы рад, если бы эта тема со временем была бы исследована более глубоко и детально, и логика представленных аргументов представляется мне весьма последовательной.

Публикуя свои размышления в качестве темы для анализа, я фактически ставлю основной вопрос – может ли посредством осознания вклада Юнга быть очищен ритуал исповеди. Хочется верить, что я мыслю в верном направлении, и итоговый ответ будет положительным.

В конце статьи я считаю необходимым конкретизировать основные тезисы данной работы.

1) ритуалы рождены глубочайшей бессознательной потребностью души в символической жизни. Христианские ритуалы в силу односторонности в настоящее время потеряли свою силу.

2) Алистер Кроули пропустил через себя ту новую форму ритуалов, которые в новом эона (примерно две тысячи лет), будут выполнять функцию связи.

3) Открытия Юнга по большинству пунктов повторяют откровения Кроули. Следует найти то, в чем Юнг не просто повторяет но компенсирует Кроули.

4) Кроули восстановил все ритуалы кроме исповеди, поскольку считал его полностью оскверненным.

5) Аналитическая процедура имеет в своей основе тот же архетип что и исповедь.

6) логично предположить, что это тот последний ритуал который должен был быть очищен, и эту задачу выполнил Юнг, попутно дав дополнительные научные обоснования смыслам, открытым в мистериях.

© PAN'S ASYLUM Oasis O.T.O.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: