Подготовить материал об одном литературном критике, работавшем с 50х по 70е гг. ХХ в.




Эми Сяо (наст. имя Сяо Аймэи, в СССР был известен как Сяо Сань кит. 萧三, Сяо Цзычжан / Siao Tzu-chang; 10 октября 1896, Хунань, Империя Цин — 4 февраля 1983, КНР) — китайский революционер, поэт, писатель-публицист, литературный критик, главный редактор ряда журналов; автор текста китайского «Интернационала» (1923) и других поэтических переводов, в том числе на русский язык. Был широко известен в СССР. Член КПК с 1921.

 

В Туншаньской школе (Хунань) он познакомился с Мао Цзэдуном. Здесь они вместе с Цай Хэсэном и старшим братом Эми, Сяо Юем (Сяо Цзышэном), основали «Академическое общество нового человека», Институт Синьжэнь. Упоминается в «Автобиографии» Мао Цзэдуна.

Сяо Юй (Dr. Siao-Yu), старший брат Сяо Саня, исходно склонялся к анархизму, не принял идеологию Мао Цзэдуна. Занимал посты в правительстве Китайской Республики, вместе с Гоминьданом бежал на Тайвань, затем эмигрировал и жил во Франции, Швейцарии и Уругвае, публиковался на французском и английском языках, вел активную общественную и преподавательскую деятельность.

Эва Сяо (1911—2001), супруга Эми Сяо с 1934, урождённая Зандберг, была дочерью врача-еврея из Вроцлава и познакомилась с Эми в СССР. Впоследствии она стала одним из наиболее известных фотожурналистов эпохи Мао Цзэдуна. В этом качестве она работала в Государственном Агентстве Печати КНР, ТАСС, на Телевидении ГДР. Была осуждена на заключение одновременно с мужем.

Сяо Лян, старший сын Эми и Эвы, стал киноадокументалистом; кроме того, несколько раз снимался в китайских фильмах в роли Сталина (более 2 фильмов в этом амплуа) и Микояна.

Взял себе западное имя в честь Эмиля Золя.

Участник Движения 4 мая.

В 1920—1922 жил во Франции, побывал также в Бельгии и Германии. В 1922 вступил в КП Франции. В том же году направился в Москву, где поступил в Коммунистический университет трудящихся Востока им. И. В. Сталина.

Вернувшись в Китай, продолжал публиковаться. В 1925—1927 — секретарь Северного комитета КСМК, член Шанхайского комитета КПК. Член ЦК КСМК. После прихода Мао Цзэдуна к власти занимал ряд видных постов в области культуры и музейного дела, занимался международным культурным обменом. С 1949 член национального комитета «Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства». Участвовал в движении сторонников мира.

В ходе Культурной Революции арестован из-за дружбы с СССР как «шпион советского ревизионизма» и в 1967 приговорен к одиночному заключению, освобожден в 1974, реабилитирован в 1979. Дата смерти - 1983 год, Пекин.
На данный момент известны произведения:

· «Хунаньская флейта» (1940)

· «Песня дружбы» (1958)

· «Героический Китай» (книга очерков) (1939)

· «Китай непобедим» (1940)

Издания в СССР:

· Эми Сяо. Стихи. Библиотека Огонек. Перевод Александра Ромма М. 1932 г. 40 с. [в перев. А. Ромма]

· Стихи. ГИХЛ [М.], 1932 [в перев. А. Ромма]

· Агнеса Смэдли, Эми Сяо. Рассказы о Китае. Харьков. украинский работник. 1934 г. 288с.

· За Советский Китай (сб. стихов). Дальгиз [Хабаровск], 1934 [в перев. А. Ромма]

· Стихи Сяо Саня, сб. на кит. яз. Дальгиз [Хабаровск], 1934

· Кровавое письмо (сб. стих.). Гослитиздат, М., 1935) [в перев. А. Ромма]

· Хунанская флейта. Пер. Александр Ромм. М. ГИХЛ 1940 г. 102 с.

· Китайские рассказы. Пер. с китайского. Москва. Изд. Художественная литература. 1940 г. 188с

· Избранное. Перевод с китайского. Редактор И. Френкель М. Иностранная литература 1954 г. 216с.

 

В 50-е года творчество Сяо Эми смещается в сторону борьбы с японской агрессией, воспевания героизма, непобедимости Китая. Все больше он уделяет внимания проблемам мира, борцом за который он становится в последующие годы, представляя Китай во Всемирном Совете Мира.

Исследуя творческий путь Сяо Саня Л.Е. Черкасский отмечает еще одну особенность его творчества: подчеркивая отдельные черты морального облика советских поэтов, произведения которых переводил и о которых писал очерки и статьи, Сяо Сань боролся с пороками в стане китайских литераторов и

самой компартии, в частности, замечая, что В.В. Маяковский никогда не любил сплетни и клевету, Эми Сяо завуалированно выступает против ложных доносов, распространившихся в это время

Сяо Сань сознательно использовал перо и слово как эффективное средство борьбы и защиты лучших идей коммунистического и национально-освободительного движения. И тот факт, что мы не находим в его биографии следов карьеризма, стремления к власти, показывает, что в коммунистической идеологии он видел не политические возможности для себя, а воплощение идеалов справедливости. С профессиональным ростом в области литературы рос и уровень его самосознания, а некогда заимствованные идеи, пройдя нелегкий путь трансформации в мировоззрении поэта под влиянием сложных обстоятельств, превратились в стойкие личные убеждения. Несмотря на то, что Сяо Сань не оставил больших произведений, его вклад в становление и развитие революционной литературы Китая неоценим, ведь чтобы сделать качественный перевод литературного произведения, необходимо не только хорошее владение языком, но и несомненный талант поэта или писателя, и в то время в китайской компартии подобных Сяо Саню фигур было очень немного.

 

Информация взята из советской нциклопедии и статьи Кребса Д. С.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: