Психолого-педагогическая характеристика младших школьников




Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством LEGO - конструирования во внеурочной деятельности

Реферативная работа

 

 

Калинина С.М.

Специальность 44.02.02.

«Начальное образование»

группа 22н

Научный руководитель:

Балина И.Г.

 

Екатеринбург

Содержание

Введение. 3

1.Психолого-педагогическая характеристика младших школьников. 6

2. Содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия». 14

3. Организация внеурочной деятельности в начальной школе. 19

4. LEGO - конструирование как инструмент развития познавательных универсальных действий младших школьников. 23

Заключение. 29

Список литературы.. 30

 

 

Введение

Современная идея образования в течение всей жизни подразумевает необходимость учиться непрерывно, постоянно и последовательно. Начальная школа – это фундамент образования, следовательно, задача учителя начальных классов - научить ребенка самостоятельно добывать знания. Основой самостоятельного обучения являются сформированные универсальные учебные действия.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее: ФГОС НОО) формирование универсальных учебных действий (далее: УУД) - это один из приоритетов современного начального образования [1]. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и научиться перерабатывать их.

Проблема формирования познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. умение самостоятельно искать и выделять информацию является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Проблема развития познавательных способностей рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.С.Выготскийсделали вывод о том, что умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий, которые обеспечивают самостоятельнее выполнение учебной деятельности. На сегодняшний день, сущность познавательных УУД отражена в работах А.Г.Асмолова. Он говорил, что для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы познавательные действия.

В основе ФГОС НОО лежит системно - деятельностный подход, предполагающий самостоятельный поиск детьми информации. Следовательно, деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов, но для этого необходимо организовать его деятельность. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде «LEGO», которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты «LEGO», тщательно продуманную систему заданий для детей. Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи.

Согласно требованием ФГОС НОО школа предоставляет возможность развивать свои способности в разных видах внеурочной деятельности. Использование LEGO - конструирования во внеурочной деятельности является актуальным, так оно позволяет создать воспитывающую и развивающую среду в образовательном учреждении, а также удовлетворить познавательные потребности ребенка.

Таким образом, встает проблемный вопрос: как формировать познавательные УУД у младших школьников на занятиях LEGO - конструирования во внеурочной деятельности.

Цель: изучить проблему формирования УУД у младших школьников посредством «LEGO» - конструирования во внеурочной деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) охарактеризовать психолого-педагогическую характеристику младших школьников;

2) раскрыть содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия»;

3) рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе;

4) описать LEGO - конструирование, как инструмент развития познавательных универсальных действий младших школьников.

Используемые методы исследования: анализ литературы, обобщение теоретического материала.

 

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Развитие отдельных психических процессов происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Так к семи годам у ребёнка отмечаются достаточно развитый процесс восприятия (наблюдается высокая острота зрения и слуха и ориентирование на различные формы и цвета), но восприятие младшего школьника в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и названию формы и цвета [10, с.91]. У первоклассников присутствуют недостатки дифференцированности восприятия, так как ещё не сформирована способность к систематическому анализу самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Возможность ребёнка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различие отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных предметов и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием и мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения.

В процессе становления в младших школьном возрасте находится память. Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях, таких как произвольность и осмысленность.

Дети непроизвольно запоминают учебный материал, который вызывает у них интерес, материал, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями, образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, младшие школьники способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, которым им не интересен. С каждым годом всё в большей степени обучение строится на основе произвольной памяти.

Память младших школьников является хорошей, что в первую очередь касается механической памяти, прогрессирующе в первые три-четыре года обучения в школе достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, что обусловлено в большинстве случаев тем, что ребенку, занятому учением, трудом, игрой и общением, достаточно механической памяти.

Следует отметить, что прогрессирует смысловая память в этом возрасте через осмысливание получаемого учебного материала. Когда школьник осмысливает учебный материал, понимает его, что дает возможность ребенку его одновременно и запомнить.

По мнению Д.Б.Эльконина, изменения в восприятии, в памяти являются производным от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период детства. «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте» [10, с.94].

Проанализировав различные подходы к вопросу развития мышления младшего школьного возраста, можно пронаблюдать две стадии его развития:

1) мыслительная деятельность младших школьников (приблизительно первый и второй классы) ещё во многом напоминает мышление дошкольника. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения. Учащиеся первых двух классов зачастую судят о предметах весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Умозаключения детей опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путём прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями.

Так, большинство обобщений, осуществляемых детьми на этой стадии, фиксирует конкретно воспринимаемые признаки и свойства, лежащие на поверхности предметов и явлений.

2) к третьему классу изменяется характер мышления младших школьников. Учащиеся овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией.

В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Но вместе с тем эти суждения являются результатом анализа текста, мысленного выделения в этих частях главных моментов, их объединения в целостную картину наконец, обобщения частностей в некотором новом суждении, теперь уже отделенном от прямых его источников в ставшем абстрактным знанием. Следствием такой умственной аналитико-синтетической деятельности является абстрактное суждение или обобщенное знание [10, с 95].

По мере того как ребенок учится классифицировать определенные предметы и явления, появляются все более сложные формы умственной деятельности, которая становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, независящим непосредственно от восприятия. Постепенно растет количество суждений, в которых наглядные моменты сведены до минимума и объекты характеризуются по более или менее существенным связям [10, с.98].

Предполагается также, что процесс обучения невозможен без сформированности такой психической функции, как внимание. У детей приходящих в школу, преобладает непроизвольное внимание. Ребёнок в большей степени реагирует на яркие, эмоциональные признаки информации, чем на содержание, он обращает внимание на то, что ему непосредственно интересно. В ходе учебной деятельности ребёнок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Школьник младших классов может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20мин. По сравнению с дошкольниками у младших школьников в 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распознание. Во втором классе многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге.

Специфика учебной деятельности помогает развить у детей важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых школьникам учителем и учебником, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Школьники каждый раз должны воссоздавать себе образ действительности (поведение героев рассказа, события прошлого, ландшафты и т.д.). В процессе школьных занятий развивается воссоздающее (репродуктивное) воображение, и уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщённом, сжатом виде (этому во многом способствует формированию приёмов смыслового запоминания). Постепенное совершенствование воссоздающего, или репродуктивного, воображения в младшем школьном возрасте создает условия для развития у школьников творческого (продуктивного) воображения. Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы, изготавливая какие-либо предметы. Этому во многом способствуют и уроки рисования, требующие от детей создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства воплощения[10, с.93].

Предполагается так же, что в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной, с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в появлениях эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своим настроением, а иногда даже скрывать, маскировать его. Младшие школьники более уравновешены, чем дошкольники, им присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение. Вместе с тем у некоторых детей наблюдается отрицательные эффективные состояния и главная их причина-расхождение между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения. Если это расхождение длительное и ребенок не находит средств его преодоления или смягчения, то отрицательные переживания выливаются в злых и гневных высказываниях и поступках. Для предупреждения подобных эмоциональных срывов учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности учеников [10, с.98]

В ходе учебной деятельности происходит становление самооценки. Дети, ориентируясь на то, как оценивается их работа учителем, считают себя и своих сверстников отличниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка [10, с. 29]. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувств компетентности. Если ребенок не чувствует себя компетентным в учебе, его личностное развитие искажается, поэтому стимулирование желания ученика быть компетентным в учебной деятельности является важным фактором формирования личности в этот период. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.

В младшем школьном возрасте происходит важное изменение в жизни ребенка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. В школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно. Перед младшими школьниками стоит задача освоить довольно широкий свод норм и правил поведения, применение которых позволит им правильно организовать взаимоотношения с учителем, родителями с сверстниками. К 7-8 годам дети уже психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и правил [10, с. 99]

Действительное и органическое усвоение детьми норм и правил поведения предполагает, прежде всего, наличие у педагогов хорошо разработанной системы приемов и средств контроля за их выполнением. Четкая формулировка этих норм и правил, обязательное поощрение их исполнительности - важные условия воспитания дисциплинированности и организованности у младших школьников. Будучи сформированными у ребенка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием личности.

В начальных классах школы у детей развивается мотивационная сфера личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получение высоких отметок. К внутренним мотивам, побуждающим ребенка ходить в школу, посещать занятия, относятся:

1) Познавательные мотивы – это те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности(стремление получать знания, стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний);

2) Социальные мотивы - мотивы, которые связаны с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками).Такая мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей [11, с.29].

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Для некоторых детей характерно наличие мотивации избегания неудачи. Дети стараются избежать (двойки) и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольство учителя, санкции родителей. Иногда ребенок включается в учебную деятельность, движимый внешними мотивами,т.е. старается выполнить задания учителя ради хороших отметок, за материальное вознаграждение. Учебная деятельность протекает успешно, если она побуждается как мотивами, идущими от самой позицией школьника.

 

 

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что в младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышлении), происходит становление самооценки, моральных норм необходимость которых связана с формированием познавательных учебных действий.

 

Содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающие возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Для дальнейшего исследования необходимо раскрыть смысл понятия «универсальные учебные действия». «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [3, с.27].

По мнению А.Г.Асмолова сформированность УУД «означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, а в узком смысле это совокупность способов действия учащегося по освоению новых знаний, формированию умений и организации этого процесса» [3, 25].

Проанализировав определения, мы можем сказать, что УУД определяются как общая способность к учению, так и совокупность обобщенных действий, которыми овладевает и использует учащийся в познании самого себя и окружающего мира.

Следует отметить, что достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Функции универсальных учебных действий:

1) обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2) создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию

3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [3, с.27].

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Связи с этим, УУД обеспечивают этапы достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:

1) Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

2) Метапредметные результаты – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

3) Предметные результаты – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний)

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; \

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) коммуникативный;

4) познавательный [3, с.28].

Для дальнейшего исследования необходимо кратко описать каждый блок УУД.

Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают учащимися организацию их учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

3) структурирование знаний;

4) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

5) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

6) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

7) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

8) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

1) моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно - графическая или знаково-символическая);

2) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

2) синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

3) выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

4) подведение под понятие, выведение следствий;

5) установление причинно-следственных связей;

6) построение логической цепи рассуждений;

7) доказательство;

8) выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

1) формулирование проблемы;

2) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [3, с.30].

Формирование данных умений в контексте формирования познавательных УУД способствует включению разных видов памяти, развивает наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, делать выводы [3, с.77].

Таким образом, развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных действий, обеспечивает возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения.Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития. Познавательные УУД – являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: