LEGO - конструирование как инструмент развития познавательных универсальных действий младших школьников




LEGO – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Перспективность применения LEGO - технологии обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых, учебных и внеурочных зонах.

Для дальнейшего исследования необходимо познакомиться с историей появление названия «LEGO». В 1934 году Оле Кирк Кристиансен зарегистрировал собственную торговую марку LEGO. Название «LEGO» появилось путем сложения двух датских слов - "leg" и "godt", что переводится как "хорошо играю". Оказалось, и в древнем языке - латыни - есть слово lego, которое означает "я учусь" или "я складываю вместе", поэтому наборы LEGO не только формируют у детей школьного возраста конструкторские навыки, но и способствуют развитию у них интеллекта, логического мышления и многого другого [12]. Если говорить об истории возникновения конструктора, то пластиковый кирпичик LEGO, который соединяется с другими подобными деталями и так хорошо знаком детям любого возраста, появился только в 1947 году. С 1958 года размер классического кирпичика LEGO с восемью шипами, расположенными в два ряда не меняется, что позволяет использовать детали одного набора при сборке другого [8].

В ходе разрастания компании на фоне популярности игрушек стало совершенствоваться оборудование компании и материалы. Сейчас компания «LEGO» идет в ногу со временем. Она выпускает серии конструкторов для мальчиков и девочек, для малышей и подростков, также созданы серии по популярным фильмам и мультфильмам.

Перспективность применения LEGO конструирования обусловливается его высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и образовательных целях [8]. Действительно универсален: можно и строить города, и создать театральную сцену – и на сцене каждому играть свою роль. Это дает детям школьного возраста полную свободу действий. Работа является оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы.

Следует отметить, что для решения одной из очень важных задач начальной школы – формирование познавательных УУД – лего - конструирование даёт возможность создать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него есть возможность говорить не о чём-то абстрактном - это ребенку трудно - а о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками. И материал, из которого ребёнок может своими руками вместе с друзьями строить модель мира, является очень важной частью образовательной среды.

Конструирование как инструмент обучения и развития предполагает включение в педагогический процесс активного мышления ученика [11].Поэтому целесообразно ставить перед учащимися задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки будут способствовать поиску и стимулировать познание.

Предполагается, что в процессе данной деятельности у ребенка развиваются конструктивные способности, характеризующиеся применением существующих знаний, творческого опыта для создания новых продуктов творчества, позволяющие ему исследовать и преобразовывать окружающую действительность. LEGO конструирование позволяет обеспечивать компоненты общего образования [11]: умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения образовательных и познавательных задач; умение организовать сотрудничество и совместную деятельность со значимыми взрослыми и сверстниками; выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу [8]. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его познавательной деятельности, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом [11]. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части. При работе с LEGO используются следующие методы и приемы.

 

 

Методы Приёмы
Наглядный   Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный   Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный   Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
Практический   Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный   Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный   Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой   Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый   Решение проблемных задач с помощью педагога.

В наборах конструкторов типа LEGO много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8) [11]. Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у школьников не зафиксируются эти названия в активном словаре.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

Таким образом, в совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу. Следовательно, LEGO - конструирование является важным направлением в организации внеурочной деятельности, позволяющая эффективно решить проблему формирования познавательных УУД.

 

Заключение

Проанализировав различные источники литературы по исследуемой теме можно сделать следующие выводы:

1. Главной особенностью развития младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов на более высокий уровень. Это, прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинство психических процессов (внимание, восприятие, мышление, память), а также формирование у ребенка абстрактно – логических форм мышления. На данном этапе развития эмоциональная сфера детей характеризуется устойчивостью и сдержанностью. Также у младших школьников формируется самооценка и появляются мотивы, побуждающие школьников к получению знаний.

2. Познавательные УУД являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

3. Внеурочная деятельность является одним из основных организационных механизмов реализации программы ОУ, это обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Она определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём для каждого обучающегося или группы обучающихся.

4. В процессе занятий «LEGO» - конструирования идет работа над развитием логического и пространственного мышления, воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса, необходимые для развития познавательных УУД.

В результате проделанной работы задачи были решены, цель достигнута. В дальнейшем в курсовой работе исследование проблемы формирования познавательные УУД у младших школьников на занятиях LEGO - конструирования во внеурочной деятельности продолжится.

 

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 6 октября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. №2357).

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. Как проектировать универсальные учебные действии в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: Пособие для учителя. Смоленск. Просвещение. 2011. – 152с.

4. Бойко, О.Ю. Сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности [Текст]/О.Ю.Бойко// Начальная школа. – 2015. - №1 – с.56-57.

5. Дубровина, И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В.. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст]: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Москва. Академия. 2003. – 368с.

6. Ишмуратова З.С.Реализация системно – деятельностного подхода при обучении lego – конструированию [электронный ресурс]. – Режим доступа: rushkolnik.ru.

7. Комарова Л.Г. Строим из LEGO: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO [электронный ресурс]. – Режим доступа: twirpx.com.

8. Лавкина, П.Ю. Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО СПЕКТРО» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //nsportal.ru

9. Лазарева, Л.И., Васильчук, Г.Т. Формирование универсальных учебных действий [Текст] / Л.И.Лазарева, Г.Т.Васильчук // Начальная школа. – 2014. - №6 – с.76-78.

10. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова. – Изд. 2- е – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 224 с.

11. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Москва. Академия. 2009. – 288с.

12. Щеулова, Е.А., Митичева Т.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого – педагогическая проблема [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/135/3774/.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: