Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно – урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Основная цель внеурочной деятельности является создание условий для достижения личностных и метапредметных результатов.
Для достижения поставленной цели стоит ряд задач, которые необходимо выполнить: обеспечить благоприятную адаптацию школьников; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; организовывать общественно – полезную и досуговую деятельность школьников; включать детей в разностороннюю деятельность; развивать позитивное отношение к досугу [1].
В требованиях к структуре ООП НОО определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) [1]. Поэтому правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.
Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, клубы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики, краткосрочные курсы.
Предполагается, что школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора:
1) внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию;
2) она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
3) происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Организация внеурочной деятельности выстраивается по следующим принципам:
1) соответствие возрастным особенностям обучающихся;
2) преемственность с технологиями учебной деятельности;
3) опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
4) опора на ценности воспитательной системы школы;
5) свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка[1].
Следует отметить, что существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением.
Модели внеурочной деятельности, основание выбора которых соответствует условиям организации образовательного процесса в ОУ:
1) Внутришкольная модель реализуется в ОУ самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.
2) Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров.
3) Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие ОУ, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС [4, с.56].
Иная классификация организационных моделей внеурочной деятельности представлена в Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»:
Модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования) [2]. Связующим звеном являются такие формы её реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Преимущества этой модели заключается в привлечении специалистов дополнительного образования, а также в организации образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию.
Модель «школы полного дня» [2]. Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая дополнительное образование, здоровьесберегающие условия.
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, тьютор и другие) [2]. В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении [2]. Инновационно - образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации.
Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требования ФГОС НОО, а именно достижение личностных и метапредметных результатов. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности существует четыре модели организации внеурочной деятельности, позволяющие продуктивно организовать внеурочную деятельность. В рамках любой из моделей использование LEGO - конструирования в послеурочное становится весьма актуальным. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям, тем самым развивая конструкторские способности, необходимые в современное время.