УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов | Всего часов |
Введение (2 часа) | |
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали свою Землю | |
Разнообразные источники географической информации. Карты материков и океанов. | |
Раздел 1. Главные особенности природы Земли (18 часов) | |
Литосфера и рельеф Земли | |
Атмосфера и климаты Земли | |
Мировой океан | |
Географическая оболочка | |
Раздел 2. Освоение Земли человеком (2 часа) | |
Основные причины и пути расселения человека на Земле | |
Основные виды хозяйственной деятельности | |
Раздел 3 Океаны и материки (41 час) | |
Южные материки | |
Африка | |
Австралия и Океания | |
Южная Америка | |
Антарктида | |
Северные материки. | |
Северная Америка | |
Евразия | |
Раздел 4. Взаимодействие природы и общества (3 часа) | |
Закономерности развития географической оболочки, влияние их на жизнь и деятельность людей. | |
Природные условия и природные богатства и влияние их на жизнь и деятельность людей. | |
Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности людей | |
Итого: |
Содержание учебного предмета «География».
VII класс (68 час, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Содержание темы:
Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
|
Учебные понятия:
Эпоха Великих географических открытий, географические знания, географические представления, Старый свет, Новый Свет.
Персоналии:
Христофор Колумб, Америго Веспучи, Васко Да Гама, Фернан Магеллан, Абель Тасман.
Раздел 1. Главные особенности природы Земли (18 часов)
Литосфера и рельеф Земли (4 часа)
Содержание темы:
Литосфера. Строение материковой и океанической земной коры. Карта строения земной коры. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли.
Рельеф. Крупнейшие (планетарные) формы рельефа. Крупные формы рельефа. Средние и мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Опасные природные явления, их предупреждение.
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Учебные понятия:
Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды,океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии:
Альфред Вегенер.
Атмосфера и климаты Земли (4 часа)
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
|
Учебные понятия:
Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Мировой океан (6 часов)
Содержание темы:
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Учебные понятия:
Океан, море, течения, шельфовые зоны, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения.
Практические работы:
1. Изображение на к/к шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных экспедиций по акваториям
|
2. Изображение на к/к схемы движения течений каждого океана.
Географическая оболочка (4 часов)
Содержание темы:
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Учебные понятия:
Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии:
Василий Васильевич Докучаев.
Практическая работа:
1. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.