ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ




3.1. Направления совершенствования финансового планирования и управления оборотными средствами на промышленном предприятии

В современных условиях, когда большинство предприятий осуществляет свою хозяйственную деятельность в условиях острого дефицита оборотных средств, возникает множество проблем, как внутренних, так и внешних. Одной из таких проблем, с которой сталкиваются и предприятия, и государство, является проблема неплатежей (платежный кризис).

В основе платежного кризиса лежит глубокое расстройство финансов предприятий и неумелое управление ими.

Процесс совершенствования финансового планирования и управления оборотными средствами на предприятиях, в частности на АООТ "ЖБК-Г, на мой взгляд, должен протекать в двух основных направлениях.

Первое - возрождение практики нормирования оборотных средств, но на новом качественном уровне.

Принципиальными моментами новой концепции, применимой и для отдельно взятого предприятия, могли бы стать:

• планирование оборотных средств по двум независимым моделям - размещаемым средствам (активам) и источникам финансирования (пассивам),

• планирование общей потребности в оборотных средствах без подразделения их на нормируемые и ненормируемые статьи;

• переход к укрупненным методам расчета потребности в оборотных средствах с последующей их детализацией по статьям;

• широкое применение типовых норм и нормативов оборотных средств по отраслям хозяйства.

Рассмотрим некоторые из этих моментов. Укрупненные методы расчета потребности в оборотных средствах имеют в основе два главных параметра:

длительность финансового цикла и планируемые затраты по хозяйственной деятельности. Длительность финансового цикла определяется четырьмя периодами: снабжения, производства, сбыта и расчетов. Она может быть рассчитана по общепринятой методике или на основе отраслевых нормативов.

Главное не усложнять такие расчеты, не следовать желанию посчитать запасы по каждой позиции, исходить из нормального экономически целесообразного поведения. Продолжительность циклов снабжения и сбыта не должна превышать значений принятых в маркетинговой деятельности. Цикл производства должен соответствовать технологии, цикл расчетов - договорным условиям.

Особо следует сказать об определении потребности в оборотных средствах для расчетов с дебиторами. Традиционно она не планировалась по причинам "незаконности" и нестабильности такой задолженности. В условиях рынка значительная часть дебиторской задолженности, в частности по договорным авансам и предоставленному кредиту, носит вполне законный и стабильный характер. Потребность в средствах на эти цели может быть определена по формуле (3.1).

На втором этапе общую потребность предприятия в оборотных средствах следует распределить по: статьям оборотных средств, центрам ответственности. Распределение оборотных средств по центрам ответственности предполагает выделение в рамках предприятия служб (лиц), имеющих право распоряжаться приобретением или расходованием соответствующих активов.

При этом целесообразно устанавливать лимиты оборотных средств по системе "максимум- минимум". Службы (лица), ответственные за приобретение активов, не должны без санкции финансовой службы предприятия превышать максимум лимита, а ответственные за использование активов наблюдают за тем, чтобы соответствующие запасы не снизились ниже установленного минимального лимита. Систем управления оборотными средствами на предприятии получает завершенность только при подключении центров ответственности и делегировании им определенных полномочий и ограничений по приобретению и использованию оборотных активов.

Потребности предприятия в оборотных средствах по источникам финансирования должны определяться по модели, зависимой от установления потребности в оборотных активах. Основой для расчетов здесь служит категория "оборотный капитал".

Полагаем, что величину оборотного капитала предприятия необходимо рассчитывать по следующей модели: Оборотный капитал предприятия= "Источники собственных средств" + "Долгосрочные кредиты и займы" - "Основные средства и внеоборотные активы" - "Убытки" + "Статьи пассива, приравненные к собственным источникам средств" (фонды потребления, доходы будущих периодов, резервные статьи).

Планируемая величина оборотного капитала предприятия прежде всего "настраивается" на минимальную и максимальную потребность. Первая определена законом о несостоятельности (банкротстве) предприятия и должна быть не менее 10% от величины оборотных активов. Максимальная величина оборотного капитала обусловлена принципом целесообразности. Невыгодно держать в обороте капитал, превышающий стоимость необходимый материальных запасов и затрат. На практике максимум оборотного капитала может составлять и меньшую величину (60-80% запасов) при возможности получения краткосрочных кредитов и займов, но все же должен равняться не менее 50% стоимости материальных запасов и затрат.

Разница между плановой потребностью предприятия в оборотных активах и приемлемой величиной оборотного капитала показывает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования. Так же. зная потребность в собственном капитале, предприятие получает возможность составить перспективный план финансирования инвестиций в оборотный капитал.

Инвестиции в оборотные средства носят долговременный характер и в этом смысле не отличаются от других реальных инвестиций.

В инвестировании оборотных средств четко прослеживаются три этапа:

• первоначальное инвестирование при образовании предприятия,

• поддержание кругооборота средств действующего предприятия;

• инвестирование в прирост оборотных средств при расширении объемов и масштабов хозяйственной деятельности.

Особый случай представляют инвестиции на пополнение ранее утраченного оборотного капитала.

Первоначальное инвестирование оборотных средств имеет в своей основе формирование уставного капитала предприятия. Для того, чтобы он выполнял не формальную, а активную роль в финансах предприятия, минимальные требования к нему должны быть существенно увеличены. Очевидно, минимальную величину уставного капитала предпочтительно определять не в месячных зарплатах, а в процентах к стоимости активов с учетом отраслевых особенностей предприятия. Увеличение уставного капитала и вторичная эмиссия акций могли бы стать реальной основой формирования оборотного капитала предприятий в ближайшей перспективе. Для того, чтобы данное предложение могло реально воплотиться в жизнь необходимо создание нормально функционирующего фондового рынка.

Второй этап не требует долгосрочного инвестирования средств. Однако здесь трудно обойтись без активизации краткосрочного банковского кредитования, которое традиционно было источником формирования оборотных средств многих отраслей (особенно торговли, сельского хозяйства, сезонного производства).

Кредитные вложения в экономику при некотором абсолютном росте снижаются относительно и явно недостаточны для обслуживания текущей деятельности предприятий.

Неуверенность на финансовых рынках, повышение ставки рефинансирования Центральным Банком, неустойчивость положения большинства коммерческих банков - все это не способствует активизации краткосрочного кредитования.

Третий этап предполагает изыскание дополнительных инвестиционных возможностей по относительно долгосрочным вложениям для увеличения оборотных средств предприятий. Здесь источниками финансирования могут стать:

прибыль предприятия, долгосрочный кредит банка, финансовая помощь вышестоящих структур и как редкое исключение - бюджетные средства. Такие же источники финансирования необходимы при утрате оборотного капитала.

Прибыль после уплаты налогов традиционно считалась основным источником пополнения оборотных средств предприятия. За последнее время эта роль в значительной степени утрачена. Причины общеизвестны. Во-первых, обвальное снижение величины прибыли и сокращение числа рентабельных предприятий. Во-вторых, это - повышенная тяжесть налогообложения прибыли. Если в среднем она составляет около 40%, то для отдельных предприятий "зашкаливает" до 80-90% полученной прибыли. Такая непомерная налоговая нагрузка характерна для предприятий со значительными активами, но низкой рентабельностью. В-третьих, это - полное отсутствие налоговых льгот для предприятий, пожелавших вложить часть своей прибыли на пополнение оборотных средств.

Очевидно, что без серьезных изменений в финансовой и налоговой политике государства прибыль не сможет вернуть себе место основного источника для пополнения оборотных средств.

Еще меньше шансов стать таким источником у долгосрочного кредитования. Его поле постоянно сужается из-за политической и экономической нестабильности в стране и недостаточности долгосрочных кредитных ресурсов.

Некоторые надежды можно возложить на централизованные финансовые фонды вышестоящих структур (в частности - финансово-промышленных групп), которые могли бы при наличии экономической волн, твердо намеченных целей и системного подхода поэтапно решить проблемы оборотных средств предприятий, входящих в объединение.

Второе направление - абсолютно новое для большинства российских предприятий-постановка регулярного финансового менеджмента.

Регулярный менеджмент поможет решить предприятию ряд наиболее острых проблем и в первую очередь - управление финансами.

Начинается такое управление с бюджетирования. Опыт показывает, что из-за отсутствия точного и систематического знания о своих финансах российские предприятия теряют до пятой части доходов.

Инструментами финансового управления являются:

• бюджетирование (технология планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов);

• финансовый анализ;

• менеджмент привлечения заемных средств,

• менеджмент размещения свободных средств,

• инвестиционный менеджмент;

• эмиссия, менеджмент- капитала;

• банкротство, антикризисное управление;

• траст;

• факторинг;

• лизинг;

• страхование.

Применить все инструменты финансового менеджмента сразу невозможно (сказывается естественный ограничитель - недостаток управленческих ресурсов), дай нецелесообразно (финансовый менеджмент в различных: отраслях разный: финансы в нефти отличаются от финансов в строительстве, а те – от финансов в торговле).

Тем не менее, существует некий минимум, с которого каждая компания должна начинать. В стартовый набор финансовых инструментов, по мнению специалистов, входит бюджетирование, а также привлечение заемных средств и размещение свободных средств на внешних рынках. В этой триаде два последних пункта занимают подчиненное положение к бюджету.

Дело в том, что работа с деньгами на внешних рынках не является управлением в полном смысле слова до тех пор, пока нет полного контроля за денежными потоками внутри организации.

Итак; чтобы пополнить оборотные средства, берется кредит. Но поскольку это делается в срочном порядке, условия заведомо не оптимальны. Из-за отсутствия точной картины поступления денежных средств трудно определить и оптимальную сумму, и сроки займа. По этой же причине почти невозможно избежать нарушения графика платежей по кредитам, что ведет к штрафным санкциям.

Если учесть, что бизнес в основном живет за счет кредитов (а в ряде его отраслей средства оборачиваются довольно долго), то дороговизна используемых такой фирмой денег ведет к тому, что финансовые проблемы нарастают как снежный ком.

Выход в бюджетировании, т.е. в создании технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов.

Бюджет - это конкретный детальный план. Если среднесрочные или долгосрочные планы могут быть написаны широкими мазками - завоевать такую-то долю рынка, развить региональную сеть, то бюджет все конкретизирует ввиде цифр - объемов продаж, расходов и т.п.

Для внедрения бюджетирования необходима постепенность и последовательность построения бюджетов.

Первым шагом, по мнению специалистов и практиков, может стать постановка нескольких актуальных для компании операционных бюджетов. Следом или одновременно надо ставить бюджет движения денежных средств (сазп по\у). Во-первых, потому, что он позволяет наладить контроль за платежеспособностью и нужен для текущей устойчивости компании. Во-вторых, этот бюджет наиболее локален, для него нужен минимум внешней информации.

Второй шаг - бюджет доходов и расходов - позволяет управлять таким важнейшим финансовым результатом деятельности, как прибыль. И третий - бюджет по балансовому листу, боле стратегический, - характеризует обязательства и вложения компании по основным счетам активов и пассивов.

Таким образом, возникает определенная, хотя и строгая последовательность настойки финансового менеджмента.

Планирование оборотных средств и регулярный финансовый менеджмент, являясь отдельными элементами общей стратегии управления финансами предприятий, в совокупности при правильном возрождении и постановке, на мой взгляд, в современных условиях могут оказать существенное влияние на решение проблемы воспроизводства и формирования оборотные средств промышленных предприятии, но для достижения более полного результата регулирование данного процесса должно осуществляться и с участием государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: