В числе мер, направленных на устранение ошибок в работе, называют также выявление причин отклонения затрат труда работника от нормативных и использование возможностей эргономики.
Так, считается, что отклонения затрат труда работника на выполнение операций от установленных норм (выработки, времени, обслуживания) вызываются, во-первых, затруднениями в различении элементов операции, во-вторых, множественностью объектов восприятия в единицу времени, рассеивающих внимание работника, в-третьих, несовершенством выполняемых работником трудовых приемов и движений.
В качестве меры борьбы с колебаниями затрат труда применяется так называемая "сигнальность", т. е. внешнее определение начала того или иного элемента операции с помощью звука, вспышки света или иными средствами,
Обязательной составляющей научной организации труда является использование возможностей эргономики. Эргономика — это область знаний, исследующих возможность и необходимость приспособления к работнику средств труда (приборов и пультов управления, машин и механизмов, рабочих инструментов, мебели и оргтехоснастки). Целью эргономики является выработка рекомендаций по усовершенствованию психофизиологических условий труда, обеспечивающих человеку комфортные и удобные условия ра-боты и сохранение его здоровья. Исследования в эргономике, опирающиеся на антропометрию, биомеханику и технические науки, направлены на усовершенствование рабочего места в соответствии с потребностями и возможностями работника. Развитие этой науки во многом связано с техническим прогрессом. При увеличивающейся доле овеществленного труда необходим обоснованный учет психо-физиологических возможностей человека при создании новой техники и систем управления. В системе "человек — машина" должны учитываться прежде всего особенности работника. Проблема согласования действий человека и машины возникает из-за ограниченных возможностей как человека, так и машины. Поэтому на первое место выдвигается инженерная психология, изучающая психофизиологические процессы человека как звена автоматизированной системы управления трудовым процессом, что позволяет достичь роста производительности труда.
|
Научная организация труда охватывает как физический, так и умственный труд. Если физический труд — это преимущественно исполнительский труд, то умственный, как правило, связан с предпринимательством, управлением и творчеством. Между физическим и умственным трудом имеются существенные психофизиологические различия. Так, умственный труд требует большего напряжения в деятельности высших отделов центральной нервной системы, прежде всего коры больших полушарий головного мозга. При умственном труде значительно сокращается двигательная активность, поэтому изменяются обменные функции организма.
Рациональная организация труда, в том числе умственного, требует соблюдения ряда условий:
"вхождение" в работу должно быть постепенным, начинать следует с простых элементов, придерживаться оптимального увеличения объема и усложнения умственной деятельности;
необходимо соблюдать последовательность и систематичность в труде;
необходимо соблюдать оптимальный темп и ритм работы, так как отрицательное воздействие на человека оказывает не только чрезмерно высокий, но и заниженный темп работы;
|
важно учитывать индивидуальные особенности человека: то, что для одного работника является нормой, для другого может быть отклонением;
оптимальным должен быть режим не только труда, но и отдыха.
Многие виды умственного и физического труда выполняются легче и с более высокой производительностью, если предусмотрено их индивидуальное планирование для работника. Часть этой работы выполняется менеджером по труду. Однако и сам работник может приложить к этому свои усилия. План лежит в основе многих работ, хотя возможны и внеплановые действия. Индивидуальное планиро-вание труда включает: планирование отдельных операций в изменяющейся обстановке и последовательности действий; планирование в целом с учетом вероятных изменений. Чем выше профессиональное мастерство работника и уровень развития его как личности, тем точнее он реализует намеченный план работы.
Г.X.Боронова, Н.В.Прусова Психология труда
Конспект лекций
ЛЕКЦИЯ № 1
Работа
1. Понятие работы
Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Работа – это труд человека, а под трудом понимается сознательная, целенаправленная деятельность, приложение людьми умственных или физических усилий для создания полезных продуктов либо для достижения положительных результатов производства при условии удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей.
Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации потенциала работника. Под работой также может подразумеваться невознаграждаемая финансовая деятельность, но подкрепленная другими мотивами – желанием добиться известности, благодарности, удобств и т. д. Работой в общем смысле считают деятельность, направленную на достижение определенного результата, и подразумевающую позитивную направленность.
|
2. Плюсы и минусы работы
Как любой вид деятельности, работа имеет свои плюсы и минусы.
Работа есть источник благ:
1) средства к существованию – сюда включены такие статьи, как заработная плата, дотации, льготы, предоставляемые предприятием работнику;
2) возможность самореализации – возможности творческого подхода к работе, введение новшеств и инноваций в трудовой процесс, реализации своих идей;
3) приобретение определенного статуса – возможности карьерного роста, финансового положения, профессионального авторитета;
4) возможность приобретения новых навыков и знаний, профессионализации – опыт работы по определенной специальности, специализация в какой-либо области;
5) удовлетворение потребности в самоидентификации с определенной группой – идентификация с определенной группой, определение себя как ее члена;
6) возможность приобрести новый круг общения – приобретение новых знакомств, возможностей общения на новом уровне, новый круг общения.
Работа как источник неприятностей:
1) утомление – постоянная активность на протяжении установленного рабочего дня, и, как следствие, – физическая и моральная усталость;
2) вред для здоровья – влияние факторов рабочей среды на организм человека;
3) потеря времени – затрата временных ресурсов личности на выполнение трудовых заданий;
4) стрессы – наличие множества стрессогенных факторов на рабочем месте;
5) неудовлетворенность – невозможность реализовать потенциал в силу различных причин – недостаточности заработной платы, жестких рамок трудового процесса и т. п.;
6) отсутствие перспектив роста – ограничения в карьерном плане, вызванные определенными причинами, особенностями работы, отсутствием должной подготовки работника для работы на более высоком трудовом посту и др.;