Понятие административного права.
Государственная служба. Поступление, прохождение и прекращение государственной службы.
Административные процедуры.
Административные правонарушения и административная ответственность. Понятия, признаки и состав административных правонарушений.
Административные взыскания: понятие и виды. Освобождение от административной ответственности.
Основы административного процесса
Понятие административного права
Административное право – это самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации решений органов исполнительной власти.
Предметом правового регулирования административного права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внештатных управленческих функций.
Методом правового регулирования административного права являются совокупность юр. средств, приемов и способов, с помощью которых регулируются общественные отношения, складывающиеся в сфере гос. управления.
Административно-правовому регулированию свойственен, в основном, императивный метод (четкое предписание). Данный метод регулирует отношения, одним из участников которых выступает гос. орган, наделенный властными полномочиями. Императивный метод закрепляет отношения субординации.
Системой органов административного права является совокупность административно-правовых норм, институтов и отношений, которые объединены предметом и методом правового регулирования.
|
Система административного права включает общую и особенную часть.
В общую часть включаются правовые нормы, действующие одинаково во всех сферах организации и функционирования управления. К ним относятся нормы права, определяющие основные понятия, принципы, источники административного права, правовое положение субъекта административного права, формы и методы деятельности органов гос. управления, способы и порядок обеспечения законности, закрепляющие основы административно-процессуальных действий.
Особенная часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях гос. управления. К ним относятся:
· нормы, регулирующие управление в административно-политической области;
· нормы, регулирующие управление в промышленной области;
· нормы, регулирующие управление в социально-культурной области;
· нормы, регулирующие межотраслевое управление;
Принципы административного права:
– законность;
– демократизм нормотворчества и реализации права;
– равенство граждан перед законом и правоприменителем;
– взаимная ответственность государства и личности;
– гуманизм.
Источниками административного права являются:
Ø Конституция РБ;
Ø Кодекс РБ «Об административных правонарушениях» (КоАП, ПИКоАП РБ);
Ø Законы РБ в сфере административного права;
Ø Указы и декреты Президента РБ;
Ø Постановления Правительства РБ;
Ø Межгосударственные соглашения и т.д.
Административные правовые нормы – это правила поведения общего характера, установленные компетентными гос. органами и охраняемые от нарушений гос. принуждением, целью которых является регулирование общественных отношений.
|
Административно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям:
· по функциям права:
– регулятивные;
– правоохранительные;
· в зависимости от метода воздействия на участников управления:
– обязывающие;
– уполномочивающие (дозволительные);
– запрещающие (запретительные);
– стимулирующие (поощрительные).
Административные правоотношения – это урегулированные административно-правовой нормой общественные отношения управленческого характера, в которых стороны выступают носителями взаимных юр. прав и обязанностей, установленных и обеспеченных указанной нормой.
Правоотношения возникают в конкретном случае между конкретными субъектами, как правило, в процессе применения административно-правовых норм, т.е. как следствие издания уполномоченными органами гос. управления индивидуального акта.
2. Государственная служба. Поступление, прохождение и прекращение государственной службы
Государственная служба – это, прежде всего, деятельность публичного характера, осуществляемая в рамках полномочий от имени и по поручению государства.
Гос. служба является профессией для гос. служащих, которая требует специальных теоретических знаний и практических навыков.
Гос. служба является связующим звеном между государством и гражданином.
Основной задачей гос. службы является защита прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий для развития личности, укрепление основ гражданского общества.
|
В ходе государственной службы реализуются задачи и функции гос. органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые называются гос. служащими.
Гос. служащие – это лица, занимающие в установленном порядке ту или иную должность в гос. органе.
Гос. служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики гос. деятельности.
Для всех видов службы характерно наличие специального законодательства, регулирующего службу.
Принципы гос. службы:
v законность;
v верховенство Конституции над иными нормативно-правовыми актами при исполнении гос. службами должностных обязанностей;
v принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
v принцип разделения властей;
v принцип равного доступа граждан к гос. службе;
v принцип обязательности для гос. служб принятых вышестоящими гос. органами решений;
v принцип профессионализма и компетентности;
v принцип гласности;
v ответственности гос. служащих за подготавливаемые и принимаемые решения;
v единства основных требований, предъявляемых к гос. службе;
v правовой, социальной и экономической защиты служащих;
v стабильности гос. службы.
Поступление, прохождение и прекращение гос. службы регулируется законом РБ «О государственной службе в РБ» от 14 июня 2003 г. № 204-З в редакции от 14 июля 2014 года № 190-З.