· Образование Конституционной комиссии
1-ый Съезд народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию, которая состояла только из народных депутатов РСФСР.
Председатель Комиссии – Председатель ВС РСФСР – Б.Н. Ельцин, заместитель – Р.И. Хасбулатов, ответственный секретарь – О.Г. Румянцев, который взял всю практическую работу по подготовке проекта. Группа экспертов ученых-юристов – занялась созданием текста.
Верховный Совет постановлением от 22 января 1992 г. утвердил Положение о Конституционной комиссии, где она была указана как постоянно действующий орган.
Основные задачи комиссии:
Ø Подготовка проекта новой Конституции и проведение Конституционной реформы в России
· Проект Конституционной комиссии
Ø Был подготовлен осенью 1990 г., (вариант проекта был принят КК с перевесом в 5 голосов, это доказывает, что среди политических групп шло серьезное противостояние);
Ø В дальнейшем, обстановка стабилизировалась и в марте 1992 г. проект был одобрен КК почти единогласно;
Ø 18 апреля 1992 г. 6-ой Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конституционных реформ, положенных в основу проекта, а также основные положения проекта.
Основные положения проекта (его последнего варианта, май-июль 1993):
§ Преамбула ( фиксировалось, что Конституцию принимает многонациональный народ РФ);
Раздел I «Основы конституционного строя»:
§ В ст. 1 «Государственный суверенитет» Россия признавалась суверенным, правовым, демократическим, федеративным, социальным, светским государством с республиканской формой правления.
§ Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти признавался многонациональный народ;
§ Права и свободы человека объявлялись в проекте высшей ценностью;
§ Проект отдельно содержал статью «Верховенство право», в которой говорится о прямом действии Конституции, о необходимости публикации правовых актов, международное право провозглашаются частью Российского права;
§ В ст. 6 проекта фиксировался принцип разделения властей, которой подразумевал выделение 3 ветвей власти и 3 уровней осуществления полномочий: федеральный, субъекты РФ и местное самоуправление.
§ Экономические основы системы: указано, что в РФ обеспечивается свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, добросовестная конкуренция и общественная польза, единство экономического пространства. Также указывалось, что государство регулирует хозяйственную жизнь в интересах человека и общества.
§ Признавалось политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, свободное участие граждан в политической жизни.
Раздел II – посвящен основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина
§ глава «Гражданство»: российское, право республик устанавливать двойное гражданство, также говорилось об обеспечении прав и свобод для лиц, не являющихся гражданами РФ, а также о праве убежища.
§ Глава «Гарантии и защита прав и свобод» - перечень прав граждан для защиты своих законных прав и интересов; также говорилось о Парламентском уполномоченном РФ по правам человека;
§ !!! Несомненное достоинство проекта- III раздел – «Гражданское общество».
§ Вопрос о внутреннем устройстве – достаточно спорный; Первоначально – говорилось о республиках и федеральных территориях, затем – республиках и землях, наконец – республики, а остальные субъекты (края, области, города федерального значения, автономная область) именовались как государственно-территориальные образования в составе РФ.
Статус субъектов не являлся равным. Устанавливалось, что остальные субъекты пользуются теми же правами и несут те же обязанности государственной власти, что и республики за исключением изъятий, установленных Конституцией РФ.
· Пятый раздел – «Система государственной власти. Основы местного самоуправления».
Ø Единственным представительным и законодательным органом РФ является Верховный Совет.
Названия палат постоянно менялись: Совет народных представителей и Федеральный совет – Федеральный Совет и ГД – Федеральное Собрание и ГД – Совет Федерации и ГД.
Первоначально – компетенция Верховного совета устанавливалась как единая, затем – палаты ВС названы как равноправные, т.е. законодательный процесс был разделен на 2 части.
Ø Глава «Президент РФ. Федеральная исполнительная власть».
П резидент – глава государства и высшее должностное лицо.
Сохранялся пост вице-президента.
Ø Глава о судебной власти ( большая роль КС – высший орган судебной власти по защите конституционного строя РФ).
Также проект содержит основы организации власти в субъектах РФ, основы местного самоуправления.
· Альтернативные проекты
Ø Проект рабочей группы под рук. С.М. Шахрая (1992):
Особенности проекта:
· Авторы проекта – работники государственно-правового управления Президента РФ, поэтому вероятно проект подготовлен с ведома Президента. Этот проект как «пробный камень» в проверке реакции общества на закрепление позиций сильной власти Президента, что стало одной из главных задач проекта.
· Нет раздела о гражданском обществе, проект больше обращен к государству и власти, меньше – к обществу.
· Законодательную власть осуществляет парламент РФ, состоящий из Федерального Собрания и Народного Собрания.
· !!! Президент – исполнительная власть в РФ. Более сильная власть президента, чем по проекту КК.
· Проект не предусматривал создание федерального Правительства.
· В качестве высших федеральных судов – Конституционный и Верховный Суд.
Ø Проект Российского движения демократических реформ (1992):
Особенности проекта:
Подготовлен по решению Политсовета Движения демократических реформ, в руководстве которого активную роль играли мэр Москвы Г.Х. Попов и мэр Петербурга А.А. Собчак.
· Предусмотрен высший публичный пост по охране и защите основных прав человека – Народный защитник.
· Президент РФ – глава государства, высшее должностное лицо;
· Высший представительный орган, осуществляющий законодательные и контрольные функции – парламент – Федеральное Законодательное Собрание: состоит из ГД и Сената.
· Предусматривает создание Правительства. Совет министров образует Государственный Совет – консультативный юридический административный орган. Все постановления и распоряжения Совета министров, распоряжения Председателя Правительства и приказы федеральных министров приходят в Госсовет, который дает свое заключение, после которого они уже подписываются соответствующими лицами и приобретают юридическую силу.
· Несколько своеобразных решений в области правосудия: Создание Магистратуры – учреждение, независимое от других ветвей власти; в которой избираются судьи, должностные лица юстиции, профессора правоведения и др.