Отечественная культура периода «оттепели»




Время 1959-1963 гг. вошло в историю под названием «Оттепель» (название было заимствовано из одноименной повести И.Эренбурга, вышедшей в 1954 г.). Период «Оттепели» характеризовался ослаблением идеологического контроля за художественным творчеством и относительным уменьшением тоталитарного давления на отдельную личность. Выставки московских художников неоавангардистов и литературный самиздат поставили под сомнение ортодоксальные каноны соцреализма. Саморазоблачение сталинского режима периода «Оттепели» положили начало кардинальным переменам в общественном сознании. Неотвратимо происходит процесс нравственного очищения народа. «Ветер перемен» стал мощным стимулом для развития таких отраслей науки, как ракетостроение, космонавтика, физика (С.Королев, М.Келдыш, И.Курчатов, И.Тамм, А.Сахаров).

В 1962 г. В журнале «Новый Мир» была опубликована первая «лагерная повесть» А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», с которым началось постижение общественным сознанием страшных тайн сталинского режима. По стопам Солженицына пойдут литераторы Ю.Домбровский, В.Шаламов и др. Сложность, противоречивость мира отразили поэты-шестидесятники Б.Ахмадуллина, Б.Окуджава, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, Ю.Визбор. Творчество скульптора Э.Неизвестного стало символом разрушения канонов соцреализма. Фильм Андрея Тарковского «Зеркало» отразил сложную ситуацию узнавания человеком себя в мире, осмысление вовлеченности человека в бытие.

Яркую страницу в историю украинской культуры этого времени вписали произведения А.Довженко, Ю.Яновского, М.Рыльского, В.Сосюры. Период «Оттепели» ознаменовался в украинском искусстве творчеством О.Гончара («Людина і зброя»), М.Стельмаха («Кров людська – не водиця», «Хліб і сіль», «Правда і кривда»). На волне Оттепели делались первые попытки вернуть в культурный фонд народа произведения недавнего забытого пришлого, неизвестные аудитории: Х.Алчевской, В.Винниченко, Н.Хвылевого (а также украинской диаспоры: Ю.Клена, И.Багряного и др.) «Шестидесятники» Украины представлены также именами Л.Костенко, В.Симоненко, И.Драча, М.Винграновского, И.Светличного, Е.Сверстюка, Э.Гуцала. В украинской науке выделились имена Е.Патона, Н.Амосова, В.Глушкова, Антонова.

Культурная элита (М.Рыльский, М.Шумило, П.Тимошенко) проводят значительную пропагандистскую кампанию с общественной целью повысить национальное достоинство и уважение к себе как народу. Именно на это время выпадает переиздание «Словаря украинского языка» Б.Гринченко.

У многих деятелей культуры утверждается чувство свободы творчества, стремление расширить круг художественных приемов. Сообщество украинских интеллектуалов-шестидесятников своей непримиримостью к существующей действительности протестовало против господствующей атмосферы нивелирования личности, боролось за национальные культурные ценности. Творческая интеллигенция стремилась к поиску новых форм художественного самовыражения на основе осмысления национального опыта. Постепенно формировалось движение диссидентов, полярная официальной линии, гражданская позиция.

Процесс по делу российских оппозиционеров Даниэля и Синявского (1965 г.) и вторжение советских войск в Чехословакию знаменовали начало ЗАСТОЯ в истории отечественной культуры и опускания нового «Железного занавеса». Исключение российского литератора Б.Пастернака из Союза писателей за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго» подвело черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией. С середины 60-х гг. начинается этап т.н. «развитого социализма». Происходит разделение на официальную и неофициальную культуры. В обществе все более усиливается социальный «билингвизм», двоемыслие (когда публично произносится одно, а в неофициальной обстановке – иное). Развивается культурное диссидентство (несогласие): снятие личин с действительности. В глубокое подполье уходит самиздат.

Период Застоя характеризуется взрывом народной сатиры, анекдота, каламбуров. Усиливается противостояние 2-х культур: официальной (парадной) и неофициальной.

В искусстве по-прежнему господствовала система «госзаказов» (появились т.н. «полочные кинофильмы» и музыкальные партитуры, отвергнутые советской цензурой). Углубление духовного диктата над инакомыслием повлекло очередную волну эмиграции (изгнание за рубеж великих музыкантов М.Ростроповича и Г.Вишневской, А.Солженицына, А.Галича, В.Войновича, И.Бродского). Покидают СССР писатель В.Аксенов, кинорежиссер А.Тарковский, скульптор Э.Неизвестный, художник М.Шемякин и др. Вместе с тем, живительный дух творческой свободы, новизны, исканий сообщало творчество театра «Современник», литература В.Шукшина, А.Вампилова, В.Распутина, поэзия В.Высоцкого, музыка Д.Шостаковича, А.Шнитке, Э.Денисова.

В Украине с начала 70-х гг. проявляются симптомы русификации. Получили распространение такие формы протеста, как петиции, демонстрации, самиздат (эссэ В.Мороза «Хроника опору», произведение М.Осадчего «Бельмо», стихи В.Стуса и др.). Большой резонанс получила Украинская Хельсинкская группа, выступавшая в культурной оппозиции идеологическому диктату (М.Руденко, О.Мешко, О.Тихий). 70-е гг. – сложный и противоречивый период развития украинской культуры.

С одной стороны, дальнейшее развитие естественных, математических, технических наук, с другой – идеологическая заангажированность философии и гуманитарных наук. Проводятся широкомасштабные археологические исследования (например, скифо-сарматского периода), изучение истории культуры Киевской Руси, фольклорные и этнографические экспедиции.

С середины 60-х гг. Начинается новый взлет украинского киноискусства: «Тени забытых предков» (реж.С.Параджанов), «Белая птица с черной отметиной» (реж.Ю.Ильенко), «В бой идут одни старики» (Л.Быков). В украинской музыке прославились имена композиторов Ю.Мейтуса, Г.Майбороды, С.Людкевича, К.Данькевича, А.Штогаренко, Б.Лятошинского, И.Шамо, исполнителей Д.Гнатюка, Б.Руденко и др. В украинской живописи образы современника, природы соседствуют с образами героической борьбы народа и исторического прошлого (Т.Яблонская, Н.Глущенко, И.Бокшай, А.Шовкуненко, М.Дерегус, В.Шаталин).

С 1985 г. В стране началась т.н. «ПЕРЕСТРОЙКА» (либерализация жизни), сопровождаемая политикой «управляемой гласности». Значительно более разнообразной становится культурная жизнь. Осуществляется утверждение общедемократических и общечеловеческих принципов, социальный плюрализм. Расшатывались традиционные критерии оценки художественных ценностей, постепенно уходят прежние принципы соцреализма («идейности», «партийности» и пр.) Происходит масштабная реабилитация культурного наследия прошлого (например, Серебряного века). Возвращаются на экраны «полочные кинофильмы», публикуются прежде запрещенные книги (А.Платонова, Ю.Дудинцева, Б.Пастернака и др.). Устанавливаются культурные контакты с современным западным художественным миром.

Демократизация жизни в ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД вместе с тем породила лавину эффектно-зрелищной безвкусицы, бессодержательности, свойственной западной массовой культуре. Возникла проблема защиты собственного подлинного культурного (духовного) наследия. В независимых республиках нередко насаждаются этнически-«чистые» монокультуры, где господствуют лишь внешние формы национальной идентичности. Нередко нивелируется и региональная самобытность, обусловленная историческим развитием и сообщавшая национальной культуре многообразие, «полифоничность». Одна из проблем современного развития в том, что культурную политику нередко задает не гуманитарная интеллигенция, а политики-временщики, решающие собственные властные, конъюнктурные задачи.

Среди основных направлений обновления и перспективного развития украинской культуры – проблематика бытия личности, нации и страны; национальные традиции и их возрождение сообразно требованиям времени; воспитание подлинного, глубокого патриотизма; культурный диалог на межнациональном и межгосударственном уровне; экологическая проблематика, осознание подобающего места украинского народа, государства и культуры во всемирно-историческом процессе.

Украинская культура в условиях новой социальной реальности стоит перед задачей построения новой сбалансированной модели национальной культуры (с учетом этнического и регионального многообразия), формирования подлинной национальной идентичности, культурного плюрализма всех форм культурной жизни. Появляются новые, неведомые ранее субъекты культуры, деятельность которых связана с негосударственными формами культурно-досуговой деятельности. Создаются конкурентные государству культурологические структуры (арт-центры, малые предприятия, агентства культурной индустрии и пр.). Многие новые культурные объединения плодотворно сотрудничают с зарубежными культурными, благотворительными, образовательными институтами, способствуя вхождению Украины в европейское культурное пространство. Важную роль в воссоздании нового национального культурного поля играет украинская диаспора. Характерной чертой новой социокультурной реальности стало изменение общественного и гражданского статуса религии (религиезация массового сознания).

Необходимо учитывать, однако, что более жесткими стали условия приобщения населения к достижениям культуры, вследствие ее коммерциализации, социального расслоения и неравенства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: