Первые годы после провозглашения Украинской народной республики называют эпохой «великих надежд и разочарований», временем «кратковременного триумфа украинской национальной культурной модели». Обретение, хоть и недолгое, государственности, политика «легальной украинизации» в первые послереволюционные годы, сам послереволюционный пафос строительства «Новой Жизни» создали уникальную культурно-историческую ситуацию. Начало 20-х гг. стали временем небывалого подъема украинской культуры и национального самосознания, временем альтернатив, творческого диалога культур и позиций, временем инакомыслия.
Так, с 1918 года начинает свою работу Всеукраинская академия наук («ВУАН») в Киеве, первым президентом которой стал академик В.Вернадский. В академии функционировали 3 отдела: историко-филологический, физико-математический и социально-экономический. Было создано 3 института и 26 кафедр. Без всякой государственной поддержки, на голом энтузиазме ученых (историк Д.Багалий, биолог М.Кащенко, математик Д.Граве, филолог А.Крымский, зоолог О.Никольский и др.) были заложены фундаментальные основы украинской академической науки. 20-е гг. вообще уникальны совместным сотрудничеством российских и украинских ученых, по-разному воспринимавших мир, но искренно веривших в возможность его преобразования (Циолковский, Павлов, Вавилов, Чаянов и др.)
В 1919 г. Основывается Центральная научная библиотека в Киеве. Открываются новые университеты. При этом, одной из задач украинской ВШ стало сохранение классической университетской разносторонней образованности, вопреки начинающей насаждаться системой народного образования с ее принципом «единой трудовой школы» с акцентом на узкую профессионализацию.
|
Большим прорывом в культуре этого времени было внедрение в систему обучения и коммуникации украинского языка. На родном языке получили возможность обучаться поляки, евреи, греки и другие этнические группы населения Украины. Легализация украинского языка сообщала особое чувство самоуважения и национального достоинства. Украинский язык активно внедрялся в деятельность государственного и партийного аппарата (открывались специальные курсы, в том числе, и в Донбассе). Так, в бытность наркомом Украины Кагановича, по данным статистики, 97% украинских детей обучались на родном языке. К 1927 г. 50% книг издавались на украинском языке. К 1933 г. из 426 издаваемых газет, 375 – выходили на украинском.
Важным событием стало широкое развитие издательского дела («Всеукрвидав»). Уже перед революцией в Украине существовало более 200 издательств, сеть книжных магазинов. В республике с 1925 г. выходил альманах «Всесвіт», «Литературно-научный вестник», множество художественных журналов. В рамках работы ВУАН (филологическая секция) впервые создается «Комиссия для создания биографического словаря украинских деятелей» (при участии молодых литераторов: М.Зерова, М.Драй-Хмары и др.)
В еще большей степени Украинский культурный Ренессанс нач. 20-х характеризует художественная жизнь. Жизнь искусства этого периода была отмечена небывалым многообразием творческих объединений и эстетических платформ. На короткий час в Украине, как и в России, создается творчески плодотворное, свободное, дискуссионное художественное поле. Это время инициировало художественные новации, но в своем большинстве – в духе уважительного отношения к классике. Выходило множество разнообразных художественных изданий: «Музагет», «Русь», «Родная земля», «Мистецтво» и др. В литературной жизни Украины нач. 20-х обнажились позиции участников объединений: «Плуг» - общество крестьянских писателей, насчитывавшее более 100 членов (С.Пилипенко, А.Головко, Н.Забила, П.Панч); «Гарт» - общество пролетарских писателей, трансформировавшееся затем в «ВУСПП» («Всеукраїнська спілка пролетарських письменників»). В группу «Гарт» входили В.Сосюра, П.Тычина, Н.Хвилевой. В Донбассе создается региональное объединение шахтерских писателей «Забой», в числе которых был горловский поэт Павел Беспощадный. Среди неидеологизированных литературных объединений этого периода: «Ланка», «Нова генерація» (футуристическое общество», «Авангард» (общество литераторов-конструктивистов), «Вапліте» («Вільна академія пролетарської літератури»). Так, творчество участников последней группы было отчетливо ориентировано на утверждение общечеловеческих ценностей мировой культуры, а целью стало создание новой украинской литературы. Среди стилистических направлений: символизм, футуризм, неоклассицизм (Н.Зеров).
|
В изобразительном искусстве начинается новая волна развития украинского художественного авангарда. Корифеями отечественного авангарда стали А.Богомазов т А.Экстер – мастера кубофутуризма, К.Малевич – творец супрематизма, одной из разновидностей абстрактного искусства. Монументальная живопись представлена творчеством М.Бойчука и его учеников, оставивших интересное оформление Киевского оперного театра, Киевского кооперативного института и пр.
|
В 1928 г. создается Киевская киностудия. На экранах появляются первые фильмы А.Довженко: «Звенигород», «Арсенал», «Земля». В 1922 г. Создается знаменитый театр Леся Курбаса «Березіль » - выдающегося театрального реформатора ХХ в., наряду с российскими мастерами В.Мейерхольдом и А.Таировым. В 20-е гг. создается и с успехом гастролирует знаменитая украинская хоровая капелла «Думка».
Что же такое тоталитарная культура (ТК)?
ТК – специфическая закрытая политико-идеологическая система, внутренне связанная с властью, проявившаяся в ХХ веке в 2-х типах. Фашистский (гитлеровский) тип ТК абсолютизирует роль определенной расы, нации, государства; сталинский тип абсолютизирует роль определенных классовых ценностей (пролетариат как носитель самых передовых культурных ценностей).
Основные признаки ТК:
ü Командно-административное, жестко-вертикальное управление всеми звеньями культуры; авторитаризм
ü Тотальная идеологизация культуры (господство одной идеологии);
ü Геронтократия, вождизм («кремлевские старцы» - Политбюро в СССР);
ü Мифологизация массового сознания (в фашистской модели: интерес к мистике, оккультизму);
ü Социоцентризм, подавление личностной инициативы; идеология коллективности
ü Конформизм (приспособленчество);
ü Утопизм (идея строительства «Новой Жизни», проект «нового человека»);
ü Разрыв с культурным прошлым, традициями («Дон основанья, а затем…»);
ü Изоляционизм («Мы-Они»: идея враждебного внешнего мира); «комплекс барьера» (свой-чужой) и «комплекс зеркала»: культура Запада – перевернутое, превратное отражение (негатив) своего собственного существования;
Эстетика ТК опиралась на монументальные формы, гигантоманию, отсутствие индивидуализации. Люди были представлены как собирательный образ. Подчеркивался атлетизм, физическая сила, ручной труд. Превалировала массовая хореография.
Вместе с тем, искусство данного периода нельзя сводить только к «соцреализму» и «тоталитаризму». Культура советской эпохи не сводилась лишь к восхвалению официального режима.
В послевоенном украинском изобразительном искусстве ширится тенденция к подчеркнутому обобщению образа советского человека, героизма советского воина (полотна Ю.Волкова «Подвиг пяти героев-севастопольцев», В.Полтавца «Атака отбита»). Характерна тематика судеб простых украинцев, человека труда (Т.Яблонская «Хлеб», Т.Хитрова «Силос идет»).
Тоталитарный идеологический диктат сочетался с интересом советской власти в НТП. Научно-технические достижения в послевоенные годы представлены Институтами электросварки, самолетостроения. Немало известных ученых-генетиков Украины, в частности, зав.кафедрой дарвинизма ы генетики Харьковского университета профессор Ы.Поляков, в сельскохозяйственном институте – зав.кафедрами дарвинизма С.Гершензон, генетики и селекции М.Гришко стали жертвами кампании гонений, вошедших в историю под названием «лысенковщины».
По мере того, как официальное искусство превращалось в бессмысленные знаки своего присутствия (в набор идеологических штампов), набирало силу неофициальное искусство, которое строило свои собственные культурные контексты, порождало все новые внутренние оппозиции, вопросы, противоречия, необходимые для саморазвития. Особую роль сыграла Великая Отечественная война 1941-1945 гг., которая по традиции прививала иммунитет к идеологическим ценностям и «классовой» морали. Еще с сер. 20-х гг., в противовес официальной, развивалась и свободная художественная мысль (в России: А.Ахматова, М.Булгаков, М.Зощенко, Б.Пастернак, в Украине – Н.Хвылевой, Лесь Курбас, Н.Кулиш, Скрыпник, К.Малевич, Ю.Яновский, А.Довженко, В.Сосюра «Любите Украину»).