Смысл заключительного занятия - рефлексия, т. е. анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений, которые произошли с ним в процессе тренинга, и выстраивание индивидуальных программ действий по применению и закреплению полученных коммуникативных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вторая часть занятия посвящена проектированию будущего: прогноз своего будущего самим участником, и получение обратной связи от остальных членов группы.
Цели:
- формирование позитивного восприятия участников;
- создание условий для самостоятельной работы по саморазвитию;
- осознание возможных влияний индивидуальных особенностей участников на процесс развития их личности, на жизненный путь в целом.
Упражнение "Древо целей"
Каждый создает для себя дерево целей.
1 этап - определение главной проблемы- цели.
2 этап - разбивка проблемы-цели на задачи.
3 Например:
- избавиться от раздражительности
- чувствовать себя уверенно а что для этого необходимо?
- чувствовать себя хорошо физически
Упражнение "Упаковка чемодана"
Каждый участник собирает чемодан в дорогу (знания, опыт, переживания). Например, сбор реальных вещей, проассоциированных с пережившими событиями и ситуациями.
Процедура "Встреча через 10 лет"
Постановка спектакля о том, как мы встречаемся через 10 лет - проектирование личностного развития.
Упражнение "Связующая нить" (передача клубка ниток по кругу + рефлексия)
Цель: формирование чувства близости, принятие друг друга.
Процедура прощания.
Работа с цветописью, оценочной таблицей, итоговой анкетой (смотри в приложении).
Приложение 1
Цветопись
Фамилия, имя ________________________________________________________________
|
В цветописи каждая цветная полоса - это условное обозначение того или иного настроения:
Красный - восторженное
Оранжевый - радостное
Желтый - приятное
Зеленый - спокойное, уравновешенное
Синий - грустное
Фиолетовый - тревожное
Черный - крайне неудовлетворенное
В зависимости от того, какое у Вас сегодня настроение, Вы напротив соответствующего цвета поставьте дату. Записи делайте, пожалуйста, самостоятельно, старайтесь ни с кем не советоваться. Необходимо отметить только один цвет.
Пожалуйста, отметьте причины, которые на Ваш взгляд повлияли на Ваше настроение (их может быть несколько):
общая атмосфера в группе
успехи группы
неприятности в группе
поступки участников группы
недовольство собой
собственная успешность в работе
отношения в группе
отношения с ведущим
осознание своих личностных особенностей
погода
состояние здоровья
очень личное
другие причины (укажите их)
Приложение 2
ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ:
Дата занятия ________________________________________
Мое тренинговое имя _________________________________
1. Сегодня общение произвело на меня:
2. большое впечатление 5 4 3 2 1 никакого впечатления
3. Я чувствовал (а)себя:
Свободно 5 4 3 2 1 скованно
5. Самое большое влияние на ход занятия, на мой взгляд, оказали (какие-
либо упражнения, другие моменты работы):
а) ___________________________________________
b) ___________________________________________
с) ___________________________________________
1. Во время занятия я понял (а), что:
2. Мне не понравилось:
3. На месте ведущего я:
Приложение 3
|
ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ:
Дата занятия________________________________
Мое тренинговое имя ___________________________
Вспомните сегодняшнюю работу в группе и продолжите следующие фразы:
1. Я понял (а):.
2. Меня удивило:
3. Я почувствовал (а):
4. Думаю:
5. Сегодня меня раздражало:
6. Мне очень понравилось:
7. Я не понимаю:
8. Ведущий группы:
Приложение 4
ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ:
Дата занятия ____________________________________________
Мое тренинговое имя____________________________________
1. Во время занятия я понял (а), что:
2. Самым полезным для меня было:
3. Я был (а) бы более откровенным (ой), если:
4. Моими основными ошибками на занятии я считаю:
5. Мне не понравилось:
6. Больше всего мне понравилось, как работал (а):
7. На следующем занятии я хотел (а) бы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуального развития человека. - М., 1998 г.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1997.
3. Бедерханова В. П. Конспекты лекций по обучающим играм. ВДЦ "Орленок", 1998 г.
4. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Издательство "Деловая книга", 1996 г.
5. Вишнякова Н. В. Креативная психопедагогика. - Минск, 1995 г.
6. Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. - Минск 1996 г.
7. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. - М., 2004 г.
8. Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров: Учебное пособие / Под редакцией В. В. Давыдова. - М.: Высшая школа, 1995 г.
|
9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1989 г.
10. Панченко С. И. К вопросу о системе воспитательной деятельности ВДЦ "Орленок".
11. Панченко С. И. Сборник материалов в помощь педагогам организаторам и руководителям воспитательских отделов Всероссийского детского центра "Орленок", 1997 г.
12. Петрусинский В. В. Игры - обучение, тренинг, досуг: - М.: Новая школа, 1994г.
13. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. К. А. Абульхановой, Н.В.Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. - М.: Издательство "Совершенство", 1998
14. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/ Под редакцией доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Минск, 1997 г.
15. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996 г.
16. Развитие творческой активности школьников / Под редакцией А. М. Матюшкина. - М., 2001 г.
17. Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество. - М., 1984 г.
18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М., ВЛАДОС, 1995 г.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1940 г.
20. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии.- М.: Технологическая школа бизнеса, 2006 г.
21. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1997 г.
22. Сорочинская Е. Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско - юношеских объединений. - Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического Университета, 1996 г.
23. Танцоров С. Т. Групповая работа в развивающем образовании. - Рига, 1997
24. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 2005 г.
25. ЦзенН.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг. - М.: Физкультура и спорт, 1998 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»
355025, г. Ставрополь, пл. Ленина, 1, Дом Правительства, каб. 446
тел. (8652) 23-27-28, 94-18-05
факс (8652) 94-07-63
KDM-STAVROPOL@mail.ru
https://www.stavkdm.ru