Тема: «Встреча с самим собой»




Занятие посвящено уточнению и закреплению наиболее успешных способов и приемов общения для каждого члена группы в практических игровых ситуациях.

Разогревающее упражнение "Поменяйтесь местами те, кто:".

Характеристики каналов получения и переработки информации (информирование).

Диагностика участниками своего ведущего канала восприятия "Как мы слушаем".

Информирование о приемах активного слушания.

Отработка в парах умения слушать.

Упражнение "Прояснение" (тренировка обратной связи)

Задача: работа в парах, где один пытается понять другого, выясняя у другого обстоятельства какой-либо ситуации (с помощью слов "ага-угу", выяснения, пары фраз и отражения чувств.)

Упражнение "Сказка по кругу" (Карты Проппа)

(в данном варианте целью процедуры является выявление количественного соотношения между употребляемыми в повествовании частями речи).

Информирование о "Я-высказываниях".

Упражнение "Запрещение повелительного наклонения"

(вербальная коммуникация).

Задача: переформулирование фраз в повелительном наклонении по типу "Оставь меня в покое, я бы хотела остаться одна и подумать"

Упражнение "Запрещение "нет" и "не"

(переформулирование фраз по типу "нет, я не хочу - сегодня я бы хотела заняться другим)

Упражнение "Выступление"

(отработка умения слушать и убеждать, целенаправленное моделирование эмоций у слушателей (информирование)

Задача: каждый произносит речь заданного характера с целью убедительно выступить и рефлексия.

Задание: определить в группе самых-самых: каждому участнику необходимо самостоятельно выбрать САМОГО:

Доброго Понимающего Отрытого Отзывчивого Жизнерадостного Ответственного Дружелюбного Чуткого Рефлексирующего Инициативного Непосредственного Искреннего И т.п. (В. В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 204-205 с. упр. 3.1.32-3.1.34.)

Работа с цветописью, оценочной таблицей, анкетой "Откровенно говоря:" (вариант № 4).

 

Занятие

Тема: «Кто есть кто?»

Здесь создаются психологические портреты каждого участника, что способствует формированию более адекватного представления о себе, и одновременно идет отработка умений анализировать личностные особенности других.

Цели:

- создание психологических портретов каждого участника группы;

- отработка умения анализировать свои личностные особенности и особенности других;

- отработка умения подачи обратной связи.

 

Упражнение "Прошлое, настоящее и будущее"

(вариант "Горячего стула"). (В. В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 206 с. упр. 3.1.36 Горячий стул.)

 

Упражнение "Сад-цветник" (обратная связь)

На кружочках написаны имена участников. Каждый получает лепестки, на которых пишет пожелания оценки, относительно личности кого-либо и соотносит их с сердцевинками цветов. Таким образом, образуется сад цветов.

 

"Скульптурный портрет группы"

Кто-то из участников вызывается (или выбирается группой - это еще интереснее, поскольку показывает, чье мнение и видение, чью обратную связь хотят в первую очередь получить участники группы) быть "скульптором", которому предстоит увековечить группу в "монументальной скульптуре". Например, как увековечивали в скульптурной группе "пламенных революционеров": кто-то смотрит вперед бесстрашным взором, кто-то нагнулся за булыжником - "оружием пролетариата", кто-то поддерживает раненого товарища, пострадавшего в борьбе с "мировым капиталом". У каждого персонажа скульптурной группы должна быть своя роль, своя функция, олицетворяющая какую-то сторону революционной борьбы. Скульптура группы должна как-то "воплотиться в камне", а, может быть и в каком-то другом материале, что поможет высветить роль каждого. "Ты - скульптор. Вот и воплощай то, что ты видишь, как нас чувствуешь. Мы будем твоим материалом скульптура будет состоять из нас. Ставь нас в разные позы, лепи и "высекай" из нас все, что угодно. А потом расскажешь, что автор хотел сказать своим произведением."

"Скульптур" начинает работать. "Скульптуры" при этом могут получиться очень разные: все зависит от того, какая ситуация сложилась в группе и как ее видит этот участник. Например, ведущего могут поставить на стул, у его ног пристроить поднявших на него глаза безоговорочно "следующих" за ним участников, кто-то может оказаться за креслом на периферии скульптурной группы и, с приложенными к глазам пальцами в виде бинокля, наблюдающим происходящее из засады и т. д.

Потом следует комментарий "скульптора". Он говорит о том, что имел в виду, придавая тому или иному участнику соответствующую позу, выбирая для него определенное место. А участники говорят о своих ощущениях от той роли, в которой их увидели. Может быть сделано несколько таких "скульптурных портретов" разными участниками.

 

Разминка "Запретный плод"

Ведущий говорит примерно следующее: "У каждого в жизни есть какой-то запретный плод, иногда их несколько. Это то, что мы очень хотим сделать, иметь, но не решаемся, или не позволяем себе этого, или даже делаем, но при этом явственно ощущаем запретность этого. Давайте попробуем показать друг другу, как мы обходимся со своими запретными плодами".

Ведущий кладет на середину группового круга какую-нибудь вещь -авторучку, спичечный коробок, конфету или яблоко, то есть то, что окажется под руками.

Пусть это и будет "запретным плодом", - продолжает ведущий, давайте попробуем показать наше отношение к нему и наши действия пантонимически. Естественно, каждый будет иметь в виду что-то свое. Только пусть это не будет что-нибудь типа "чужого кошелька" с деньгами. Понятно, что воровать нехорошо.

Пусть это будет что-то личное: "отношение с юношами или девушками, какая-то запретная жизненная мечта или желание: Давайте, я начну."

Обычно начинает ведущий (это совершенно не обязательно, кто-то может сразу понять смысл задания и вызваться быть первым), поскольку довольно трудно сразу представить, как это можно сделать. Очень "экзотичен" язык, поэтому сам ведущий задает язык пантомимической метафоры. Он сам при этом "подставляется", личностно приоткрываясь перед группой, что очень часто снимает хотя бы часть защитных реакций, связанных с риском самораскрытия. После выполнения упражнения участники могут погадать: "Кто какой "запретный" имел в виду?".

Обычно в процессе обсуждения участники начинают открыто говорить о своих жизненных "запретных" плодах. Приоткрывание на языке тела, помогает начать открываться на языке чувств, говорить о своих чувствах.

 

"Мать и дитя"

Участники делятся на две группы. Одна группа - "дети". Все садятся в круг на корточки, обхватывают колени руками и пригибают голову. Они как бы имитируют "утробную позу" младенца. Вторая группа - "матери". Все садятся сзади "детей" на корточки, обнимают их сзади. "Матери" начинают тихонечко покачивать своих "детей", стараясь почувствовать, какой ритм и какая интенсивность покачивания наиболее комфортны и естественны для их пары.

Через какое-то время "матери", двигаясь по кругу, меняют "детей", и все повторяется. Потом "дети" и "матери" меняются ролями. Затем следует обсуждение.

"Дети" говорят о "матерях", "матери" - о "детях".

Упражнение вызывает чувство глубокого контакта с другим человеком, так как затрагивается что-то очень глубокое, которое очень трудно выражается словами. Подобный опыт делает участников группы более открытыми, обратные связи становятся более глубокими и эмоциональными, благодаря чему участники начинают рассказывать о себе.

 

Круг доверия

Группа сидит в кругу. Один из участников поочередно подсаживается напротив к каждому и, прямо обращаясь к нему, говорит, насколько доверяет он ему и в чем.

Например, "Я бы тебе доверил: (деньги под честное слово, личную тайну, рассказал бы тебе о том, как и в чем я себя не люблю и презираю:), или "Я бы тебе не доверил: (личную тайну, ни за что бы не рассказал бы тебе о..)

Оглашение результатов выборов "Самых-самых" участников.

Торжественное присуждение им этих званий.

Работа с цветописью, оценочной таблицей, анкетой "Откровенно говоря:" (вариант № 2).

 

Занятие



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: