Примерные ситуации для разыгрывания:
"Ваш друг (подруга) не приглашает вас на вечеринку, куда идет сам, находя массу всевозможных причин для этого: на самом деле он просто стесняется с вами идти".
"Ваш друг (подруга), с которым вы давно не виделись, неожиданно приезжает с коробкой конфет и признается в том, что скучал без вас: на самом деле ему требуется ваша помощь в чем-то".
"Мама настойчиво интересуется вашими успехами в школе: возможно, она встретила учителя, который рассказал ей о ваших "пятерках".
Обратные связи и видение друг друга можно углубить, используя, например, технику:
"Семейный портрет"
Ведущий говорит: "Представим себе, что все присутствующие здесь - члены одной семьи, люди, тесно связанные с этой семьей, а также с живущими в этой семье животными. В семье может быть несколько поколений: бабушки, дедушки, сестры и братья, родители, двоюродные братья и сестры, дяди и тети, их мужья и жены. Здесь могут быть друзья детства членов семьи, любовники и любовницы, невесты и женихи детей, кошки, собаки, попугаи и морские свинки. Каждый член семьи и примыкающие к ней люди имеют в этой семье свою роль, про каждого есть в семье какое-то мнение, а может быть легенда. У членов семьи складываются разные отношения друг с другом. К кому-то приходят за советом, кого-нибудь кто-то терпеть не может и руки не подает. Кто-то слывет беспутной матерью, бросивших своих детей на произвол судьбы, кто-то - семейный чудак, которому дозволено говорить все, что угодно, в том числе правду. В семье могут быть свои тайны. Например, у папы есть вторая семья и внебрачные дети, об этом знает его жена и ее мать, но все это тщательно скрывается от детей, родителей мужа, от отца жены: "Уж больно крутой человек".
|
Разговор о способах убеждения. (В. В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 200-206 с. упр.1.26-3.1.35.)
Упражнение "Бой ораторов"
Темы для обсуждения могут касаться вопросов межличностных отношений: "Существует ли любовь с первого взгляда?", "Что входит в понятие "настоящий друг"?", "Можно ли простить предательство?" и т. п.
Упражнение "Состоится ли отъезд?" (тренировка умения убеждать)
Дается ситуация: Ваша девушка (парень) уезжает. Сумки собраны. Такси у подъезда. Задача: за 3 минуты уговорить ее (его) остаться. Время выбирается произвольно.
Игра-разминка "Тетушка-миллионерша"
( на вербальную коммуникацию)
Задача: уговорить тетушку ведущего потратить деньги (1 млн. долларов) на предложенное вами. Выигрывает уговоривший (оценка уровня эмпатии).
Информирование о методе убеждения Сократа.
Упражнение "Рисунок в паре"
Задача: одним карандашом, кисточкой в паре, молча, не договариваясь, нарисовать что-либо.
Упражнение "Телеграф"
Рефлексия процесса, работа с цветописью, оценочной таблицей. Рисунок "Я-концепция".
Занятия
Тема: «Взаимодействия миров»
Содержанием этих занятий является отработка умений психологически грамотно участвовать в дискуссии и других формах коллективного взаимодействия. На этих занятиях каждый член группы конструирует свой стиль общения, т. е. комплекс поведенческих реакций, характерных для различных типов группового общения. Цели:
- выявление проблем, не позволяющих каждому члену группы эффективно участвовать в групповых формах взаимодействия;
|
- диагностика и отработка необходимых для этого умений (слушать, понимать, поддерживать и развивать точку зрения другого, доносить свое мнение до каждого).
Занятие
Разогревающая игра "Бегущие огни"
Задача: повтор движений по кругу
(В. В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 133 с. упр. 2.1.13 Тропинка.)
Организация дискуссии (тема может быть предложена самими участниками или задана ведущим в виде некоторой спорной ситуации).
Вариант такой ситуации: "Падишах умер, так и не успев увидеть, кого родит ему, находящаяся на сносях жена. Он оставил завещание, согласно которому в случае рождения сына 2/3 своего состояния он оставляет сыну, а 1/3 - жене. В случае рождения дочери 1/3 всего состояния останется дочери, а 2/3 - жене. Родилась же двойня - мальчик и девочка. Как поделить наследство в соответствии с завещанием падишаха?" Обсуждение процедуры дискуссии.
Сюжетно-ролевая игра "Мафия"
Эта игра приобрела большую популярность за последнее время. Существует несколько вариантов. Вот один из них.
Ход игры: Существует некий город. Играющие представляют собой жителей этого города. Каждый имеет свою роль: комиссар Катани, Доктор, честные люди, 1/3 от числа играющих - мафия. Выбирается ведущий.
Ведущий ведет игру, объявляет смену дня и ночи (когда "ночь" - все закрывают глаза). Знакомит мафию между собой (распределение ролей ведется тайно), сообщает комиссару Катани, верно или нет его подозрение в причастности жителей города к мафии (все знакомства и сообщения происходят ночью, глаза открываются только по просьбе ведущего), ведет дневное обсуждение возможных кандидатур на "изгнание из города".
|
Мафия каждую ночь "убирает" кого-либо из честных людей (в крайнем случае, можно убирать своих). Днем, наравне с честными жителями, участвуют в обсуждении возможных кандидатур на "изгнание из города", вычисляют и "убирают" комиссара Катани и Доктора, равно как и всех честных людей.
Доктор после ночного "выстрела" мафии может предотвратить "убийство", если верно укажет на выбранную мафией "жертву".
Катани может ночью наверняка узнать про одного человека: принадлежит он к мафии или нет. Днем, руководствуясь полученной ночью информацией, может влиять на исход обсуждения, в случае преждевременной смерти может оставить завещание с указанием имен мафиози.
Честные люди в ходе дневных обсуждений предлагают кандидатуры на "изгнание из города" возможных мафиози, как-то обосновывая свое решение. Внимательно наблюдают друг за другом, делая выводы и из поступков, суждений и высказываний окружающих, стараясь вычислить и обезвредить мафию.
Игра заканчивается, когда - либо мафия, либо честные люди погибают. В игре возможен элемент игровой импровизации, когда обсуждение кандидатур ведется от лица жителей города, наделенных конкретной профессией (цветочница, полицейский, журналист, безработный).
Работа с цветописью, оценочной таблицей, анкетой "Откровенно говоря:" (вариант № 3).
Занятие