Приложение
Предпосылки обучения в школе | Задание | Критерий оценки |
Внимание и память | Чего не хватает? | Ребенок называет или показывает отсутствующие детали на изображении предметов (например, велосипед без колеса) |
Найди отличия | Замечает отличия в деталях на одинаковых рисунках | |
Зачеркни все домики и солнышки | Находит заданные пиктограммы в ряду других пиктограмм («корректурная проба» в рисуночном виде) | |
Послушай и повтори | После нескольких прослушиваний запоминает (может повторить) ряд из 5–6 слов | |
Рассмотри и найди такую же букву (цифру) | Запоминает графический символ, может найти его в ряду других символов (букв, цифр), не глядя на образец | |
Зрительно-пространственное восприятие | Что нарисовано в правом верхнем углу? | Ориентируется на листе бумаги (на странице): может определить по просьбе педагога верхнюю сторону, нижнюю, левую, правую; показать середину (центр) листа, левый верхний угол, правый нижний угол и т. д. |
Догадайся, что нарисовано | Узнает «зашумленные» и неполные изображения (среди лишних линий, при наложении изображений друг на друга, по точечному контуру и т. д.) | |
От какого пирога кусочек? | Подбирает подходящую часть к неполному изображению (например, часть круга) | |
Какое яблоко висит выше? | Сравнивает взаимное расположение предметов на рисунке (выше - ниже) | |
Что находится слева от чашки? | Определяет положение «слева», «справа» относительно неодушевленных предметов | |
Собери картинку | Собирает разрезную картинку из 6–8 частей по образцу | |
Какая машина дальше от гаража? | Сравнивает взаимное расположение предметов на рисунке (ближе — дальше) | |
Найди все геометрические фигуры на рисунке и назови их | Распознает геометрические фигуры на рисунке, может назвать (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) | |
Расположи звездочки по порядку | Сравнивает размер предметов (больше — меньше) и расставляет 5–8 однородных предметов (или карточек с изображением предметов) по возрастанию или убыванию размера | |
Графические навыки | Нарисуй человечка | Рисует человека, более-менее соблюдая пропорции и взаимное расположение основных частей тела и лица, с детализацией лица, одежды |
Угадай, что начал рисовать художник, и дорисуй | Может дорисовать, более-менее соблюдая пропорции, симметричную половину простого контурного рисунка (яблоко, гриб, елочка) | |
Помоги мышке спрятаться в норку | Проводит карандашом линию в лабиринте (шириной 5–6 мм), не задевая границ | |
Нарисуй такой же коврик | Срисовывает коврик с простым геометрическим узором, более-менее соблюдая форму и пропорции главного контура, а также взаимное расположение 5–6 деталей | |
Продолжи узор | Продолжает непрерывный узор (волна, петельки), придерживаясь строчки | |
«Графический диктант» | Рисует узор по сторонам клеточек под диктовку (одна клетка вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз) и может продолжить узор | |
Различение звуков | Повтори слова (например, башня — пашня, сова — софа, гол - кол, коза — коса, дом — том, шар — жар) | Различает звонкие и глухие согласные звуки, правильно повторяет слова |
Повтори слова (например, мыло — мило, ласка — Аляска, лук — люк, сом — сёмга, эхо - ехал) | Различает твердые и мягкие согласные звуки | |
Повтори слово (например, аквариум, печенье, электричество и др.) | Может правильно повторить сложное слово | |
Словарный запас | Назови одним словом (например, стол, стул, шкаф, диван — это… мебель) | Может назвать одним словом группу однородных предметов на слух и по картинкам |
Продолжи ряд слов (например, ласточка, ворона, сорока, а еще… голубь, синица) | Дополняет ряд слов с общим значением | |
Подбери слова-действия (например, собака лежит, кусает, лает. А мышка что делает?) | Подбирает несколько глаголов, подходящих для описания действий человека или животного | |
Подбери «слово-наоборот» (например, теплый - холодный) | Подбирает слово с противоположным значением (антоним) | |
Подбери подходящее слово: «Как едет машина? - Быстро» | Подбирает слова, отвечающие на вопрос «Как?» (наречия) для описания предмета | |
Поставь машину под стол (в, на, под, над, перед, за, между, возле, около, рядом, слева, справа) | Выполняет несложные инструкции с предлогами и наречиями | |
Связная речь | Посчитай и скажи, сколько пирогов на каждом рисунке (например, одна кошка, две кошки, пять кошек; одна свеча, две свечи, пять свечей и т. д.) | Правильно согласовывает в речи числительные с существительными |
Рассмотри картинку и скажи, к кому пришел зайчик (например, «Кого встретил Колобок? — Волка») | Правильно употребляет в речи падежные окончания существительных | |
Послушай и ответь на вопрос (например, «Это дом из дерева. Какой это дом?») | Прослушав пример, ребенок может образовывать прилагательные, отвечая на вопросы «Какой?» | |
Послушай и ответь на вопрос (например, «Это следы собаки. Чьи это следы? Собачьи) | Прослушав пример, ребенок может образовывать прилагательные, отвечая на вопросы «Чей?» | |
Рассмотри картинки и составь по ним рассказ | Составляет связный рассказ по серии картинок (4–6 картинок) | |
Послушай сказки и скажи, какая сказка в стихах, а какая — нет (например, ребенок слушает фрагмент «сказки о Золотом петушке» и его изложение прозой) | Прослушав тексты, ребенок отличает стихи от прозы | |
Представления об окружающем | Диагностируются в ходе беседы с использованием стимульного материала | Называет свои имя, фамилию, возраст |
Может назвать свой адрес (город, улицу, номер дома и квартиры) | ||
Называет полные имена родителей или других близких (имя, отчество, фамилию) | ||
Может назвать несколько профессий, рассказать, чем занимаются эти люди, соотнести характерные предметы с определенными профессиями | ||
Различает окружающих по полу, возрасту (старше — моложе), родственным отношениям (дети — родители, бабушка/дедушка — внук/внучка, сестра — брат, дядя — тетя) | ||
Знает основные правила поведения на дороге (знаки светофора, некоторые дорожные знаки) | ||
Различает по внешнему виду цветы, кустарники, деревья, знает некоторые названия; различает съедобные плоды | ||
Различает некоторые экосистемы (лес, поле, луг) | ||
Различает диких и домашних животных, знает их названия | ||
Понимает, чем живое отличается от неживого, может объяснить (живое дышит, ест, рождает детенышей) | ||
Знает названия, характерные признаки и последовательность времен года | ||
Знает названия и последовательность времени суток, может назвать ежедневные действия, связанные с определенным временем суток | ||
Математические представления | Диагностируются в ходе беседы с использованием стимульного материала | Пересчитывает предметы от 1 до 10 |
Знает цифры, соотносит количество предметов с цифрами | ||
Называет числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; может назвать (или показать), какая цифра пропущена в числовом ряду | ||
Сравнивает количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же» (или одинаково) | ||
Может показать на картинке (или смоделировать на предметах), где на 1 предмет (или 2) больше/меньше | ||
Знает знаки >, <, =; может сравнить числа с опорой на наглядность | ||
Имеет представление о составе чисел (до пяти); может дополнить количество предметов до заданного числа | ||
Имеет представление об арифметических действиях (сложении и вычитании); может смоделировать действия по условию задачи; может составить равенство для решения задачи (на нахождение суммы, остатка, увеличения/уменьшения на несколько единиц) | ||
Различает геометрические фигуры и знает их названия (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), различает некоторые объемные фигуры (куб, цилиндр, пирамида) | ||
Логические способности | Рассмотри картинку и ответь на вопросы (например, «Сколько цветов на рисунке? А сколько растений?» — на рисунке два цветка, елка и кустарник) | Отличает частное от общего, верно отвечает на вопрос |
Выбери картинки, которые подходят друг к другу (например, картина и краски, удочка и рыбка) | Подбирает пары логически связанных картинок | |
Рассмотри картинку. Расскажи, что случилось | Понимает причинно-следственные связи, может определить с опорой на специально подобранные картинки мотивы поступков или эмоциональных состояния персонажей | |
Подбери подходящее слово (например, зимой холодно, а летом… (тепло); ботинки - ноги, варежки — … (руки) и т. д.) | Подбирает слова по аналогии | |
Рассмотри картинки. Какого рисунка не хватает? (например, в верхнем ряду — зеленое яблоко, желтое яблоко, в нижнем — зеленая груша и …) | Устанавливает закономерность расположения картинок в таблице 2×2, подбирает рисунок по аналогии (дорисовывает или подбирает подходящую картинку — желтую грушу) | |
Рассмотри узор. Какая фигура будет следующая? А потом? Продолжи узор (например, палочка, кружок, палочка, кружок, палочка, кружок) | Устанавливает закономерность расположения элементов в ряду; подбирает рисунки по аналогии, дорисовывает ряд, соблюдая закономерность чередования элементов | |
Основы грамоты | Я сейчас скажу слово по слогам, а ты попробуй угадать, какое это слово: ма… ши… на | Различает слоги в слове; на слух соединяет слоги в слова |
Послушай и скажи, где находится звук [К]: в начале, в середине слова или в конце (Кот. Совок. Молоко) | Различает звуки в слове; может определить место звука в слове (в начале, в конце, в середине) | |
Послушай и скажи, сколько слов в предложении: «Мама принесла вкусное печенье» | Различает слова в предложении, определяет количество слов | |
Придумай предложение со словом «книжка» | Может составить предложение на заданную тему или с заданным словом | |
Диагностируется в ходе беседы с использованием печатной или магнитной азбуки | Знает некоторые наиболее частотные буквы алфавита; может прочитать некоторые слова |