Примерные задания для оценки познавательной готовности ребенка к школе




Приложение

Предпосылки обучения в школе Задание Критерий оценки
Внимание и память Чего не хватает? Ребенок называет или показывает отсутствующие детали на изображении предметов (например, велосипед без колеса)
Найди отличия Замечает отличия в деталях на одинаковых рисунках
Зачеркни все домики и солнышки Находит заданные пиктограммы в ряду других пиктограмм («корректурная проба» в рисуночном виде)
Послушай и повтори После нескольких прослушиваний запоминает (может повторить) ряд из 5–6 слов
Рассмотри и найди такую же букву (цифру) Запоминает графический символ, может найти его в ряду других символов (букв, цифр), не глядя на образец
Зрительно-пространственное восприятие Что нарисовано в правом верхнем углу? Ориентируется на листе бумаги (на странице): может определить по просьбе педагога верхнюю сторону, нижнюю, левую, правую; показать середину (центр) листа, левый верхний угол, правый нижний угол и т. д.
Догадайся, что нарисовано Узнает «зашумленные» и неполные изображения (среди лишних линий, при наложении изображений друг на друга, по точечному контуру и т. д.)
От какого пирога кусочек? Подбирает подходящую часть к неполному изображению (например, часть круга)
Какое яблоко висит выше? Сравнивает взаимное расположение предметов на рисунке (выше - ниже)
Что находится слева от чашки? Определяет положение «слева», «справа» относительно неодушевленных предметов
Собери картинку Собирает разрезную картинку из 6–8 частей по образцу
Какая машина дальше от гаража? Сравнивает взаимное расположение предметов на рисунке (ближе — дальше)
Найди все геометрические фигуры на рисунке и назови их Распознает геометрические фигуры на рисунке, может назвать (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
Расположи звездочки по порядку Сравнивает размер предметов (больше — меньше) и расставляет 5–8 однородных предметов (или карточек с изображением предметов) по возрастанию или убыванию размера
Графические навыки Нарисуй человечка Рисует человека, более-менее соблюдая пропорции и взаимное расположение основных частей тела и лица, с детализацией лица, одежды
Угадай, что начал рисовать художник, и дорисуй Может дорисовать, более-менее соблюдая пропорции, симметричную половину простого контурного рисунка (яблоко, гриб, елочка)
Помоги мышке спрятаться в норку Проводит карандашом линию в лабиринте (шириной 5–6 мм), не задевая границ
Нарисуй такой же коврик Срисовывает коврик с простым геометрическим узором, более-менее соблюдая форму и пропорции главного контура, а также взаимное расположение 5–6 деталей
Продолжи узор Продолжает непрерывный узор (волна, петельки), придерживаясь строчки
«Графический диктант» Рисует узор по сторонам клеточек под диктовку (одна клетка вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз) и может продолжить узор
Различение звуков Повтори слова (например, башня — пашня, сова — софа, гол - кол, коза — коса, дом — том, шар — жар) Различает звонкие и глухие согласные звуки, правильно повторяет слова
Повтори слова (например, мыло — мило, ласка — Аляска, лук — люк, сом — сёмга, эхо - ехал) Различает твердые и мягкие согласные звуки
Повтори слово (например, аквариум, печенье, электричество и др.) Может правильно повторить сложное слово
Словарный запас Назови одним словом (например, стол, стул, шкаф, диван — это… мебель) Может назвать одним словом группу однородных предметов на слух и по картинкам
Продолжи ряд слов (например, ласточка, ворона, сорока, а еще… голубь, синица) Дополняет ряд слов с общим значением
Подбери слова-действия (например, собака лежит, кусает, лает. А мышка что делает?) Подбирает несколько глаголов, подходящих для описания действий человека или животного
Подбери «слово-наоборот» (например, теплый - холодный) Подбирает слово с противоположным значением (антоним)
Подбери подходящее слово: «Как едет машина? - Быстро» Подбирает слова, отвечающие на вопрос «Как?» (наречия) для описания предмета
Поставь машину под стол (в, на, под, над, перед, за, между, возле, около, рядом, слева, справа) Выполняет несложные инструкции с предлогами и наречиями
Связная речь Посчитай и скажи, сколько пирогов на каждом рисунке (например, одна кошка, две кошки, пять кошек; одна свеча, две свечи, пять свечей и т. д.) Правильно согласовывает в речи числительные с существительными
Рассмотри картинку и скажи, к кому пришел зайчик (например, «Кого встретил Колобок? — Волка») Правильно употребляет в речи падежные окончания существительных
Послушай и ответь на вопрос (например, «Это дом из дерева. Какой это дом?») Прослушав пример, ребенок может образовывать прилагательные, отвечая на вопросы «Какой?»
Послушай и ответь на вопрос (например, «Это следы собаки. Чьи это следы? Собачьи) Прослушав пример, ребенок может образовывать прилагательные, отвечая на вопросы «Чей?»
Рассмотри картинки и составь по ним рассказ Составляет связный рассказ по серии картинок (4–6 картинок)
Послушай сказки и скажи, какая сказка в стихах, а какая — нет (например, ребенок слушает фрагмент «сказки о Золотом петушке» и его изложение прозой) Прослушав тексты, ребенок отличает стихи от прозы
Представления об окружающем Диагностируются в ходе беседы с использованием стимульного материала Называет свои имя, фамилию, возраст
Может назвать свой адрес (город, улицу, номер дома и квартиры)
Называет полные имена родителей или других близких (имя, отчество, фамилию)
Может назвать несколько профессий, рассказать, чем занимаются эти люди, соотнести характерные предметы с определенными профессиями
Различает окружающих по полу, возрасту (старше — моложе), родственным отношениям (дети — родители, бабушка/дедушка — внук/внучка, сестра — брат, дядя — тетя)
Знает основные правила поведения на дороге (знаки светофора, некоторые дорожные знаки)
Различает по внешнему виду цветы, кустарники, деревья, знает некоторые названия; различает съедобные плоды
Различает некоторые экосистемы (лес, поле, луг)
Различает диких и домашних животных, знает их названия
Понимает, чем живое отличается от неживого, может объяснить (живое дышит, ест, рождает детенышей)
Знает названия, характерные признаки и последовательность времен года
Знает названия и последовательность времени суток, может назвать ежедневные действия, связанные с определенным временем суток
Математические представления Диагностируются в ходе беседы с использованием стимульного материала Пересчитывает предметы от 1 до 10
Знает цифры, соотносит количество предметов с цифрами
Называет числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; может назвать (или показать), какая цифра пропущена в числовом ряду
Сравнивает количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же» (или одинаково)
Может показать на картинке (или смоделировать на предметах), где на 1 предмет (или 2) больше/меньше
Знает знаки >, <, =; может сравнить числа с опорой на наглядность
Имеет представление о составе чисел (до пяти); может дополнить количество предметов до заданного числа
Имеет представление об арифметических действиях (сложении и вычитании); может смоделировать действия по условию задачи; может составить равенство для решения задачи (на нахождение суммы, остатка, увеличения/уменьшения на несколько единиц)
Различает геометрические фигуры и знает их названия (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), различает некоторые объемные фигуры (куб, цилиндр, пирамида)
Логические способности Рассмотри картинку и ответь на вопросы (например, «Сколько цветов на рисунке? А сколько растений?» — на рисунке два цветка, елка и кустарник) Отличает частное от общего, верно отвечает на вопрос
Выбери картинки, которые подходят друг к другу (например, картина и краски, удочка и рыбка) Подбирает пары логически связанных картинок
Рассмотри картинку. Расскажи, что случилось Понимает причинно-следственные связи, может определить с опорой на специально подобранные картинки мотивы поступков или эмоциональных состояния персонажей
Подбери подходящее слово (например, зимой холодно, а летом… (тепло); ботинки - ноги, варежки — … (руки) и т. д.) Подбирает слова по аналогии
Рассмотри картинки. Какого рисунка не хватает? (например, в верхнем ряду — зеленое яблоко, желтое яблоко, в нижнем — зеленая груша и …) Устанавливает закономерность расположения картинок в таблице 2×2, подбирает рисунок по аналогии (дорисовывает или подбирает подходящую картинку — желтую грушу)
Рассмотри узор. Какая фигура будет следующая? А потом? Продолжи узор (например, палочка, кружок, палочка, кружок, палочка, кружок) Устанавливает закономерность расположения элементов в ряду; подбирает рисунки по аналогии, дорисовывает ряд, соблюдая закономерность чередования элементов
Основы грамоты Я сейчас скажу слово по слогам, а ты попробуй угадать, какое это слово: ма… ши… на Различает слоги в слове; на слух соединяет слоги в слова
Послушай и скажи, где находится звук [К]: в начале, в середине слова или в конце (Кот. Совок. Молоко) Различает звуки в слове; может определить место звука в слове (в начале, в конце, в середине)
Послушай и скажи, сколько слов в предложении: «Мама принесла вкусное печенье» Различает слова в предложении, определяет количество слов
Придумай предложение со словом «книжка» Может составить предложение на заданную тему или с заданным словом
Диагностируется в ходе беседы с использованием печатной или магнитной азбуки Знает некоторые наиболее частотные буквы алфавита; может прочитать некоторые слова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: