ЛЕКЦИЯ (тема 4.1)
Конституционные основы правового статуса личности.
Время: 4 часа
Метод проведения: проблемно-тематическое изложение материала.
Цель занятия: сформировать у курсантов (слушателей) представление о избирательной системе и избирательном РФ.
Учебные вопросы:
1. Понятие, структура и принципы правового положения человека и гражданина в России. Система конституционных прав и свобод граждан. Конституционные обязанности гражданина РФ.
2. Понятие и классификация гарантий прав и свобод личности. Конституционные ограничения прав и свобод граждан в России.
3. Роль правоохранительных органов в обеспечении, охране и защите прав и свобод человека и гражданина.
Основная литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. /
М.В. Баглай. М., 2007.
2. Всеобщая декларация прав человека // Международное право в документах. М., 1982.
3. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости РСФСР. 1991. № 52.
4. Закон РФ «О беженцах» // Ведомости РФ. 1993. № 12.
5. Закон РФ «О гражданстве РСФСР» // Ведомости РСФСР. 1992. № 6.
6. Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
// СЗ РФ. 2002. № 30.
7. Конституция Российской Федерации 1993г. Гл. 2.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17.
9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17.
10. Федеральный закон РФ «О вынужденных переселенцах» (новая редакция) // СЗ РФ. 1995. № 52.
Дополнительная литература
1. Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации / Л.В. Андриченко. М., 2005.
|
2. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение свобод в местном самоуправлении: учеб. пособие / Н.С. Бондарь. М., 2004.
3. Бондарь Н.С. Конституционный императив социальных прав / Н.С. Бондарь // Конституционное право: восточноевропейское обозрение.
2002. № 2.
4. Васильева С.В. Права граждан и организаций на обращение / С.В. Васильева // Законодательство и экономика. 2005. № 5.
5. Глотов С.А. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы: путеводитель по специальному лекционному курсу для студентов / С.А. Глотов, В.Д. Мазаев. М., 2001.
6. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 1992. № 4.
7. Закон РФ «О военной обязанности и военной службе» // Ведомости РСФСР. 1993. № 9.
8. Закон РФ «Об образовании» // Ведомости РСФСР. 1992. № 30.
9. Иваненко В.А. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты / В.А. Иваненко, В.С. Иваненко. СПб., 2003.
10. Канашевский В.А. Прецедентная практика Европейского суда по правам человека как регулятор гражданских отношений в Российской Федерации / В.А. Канашевский // Журнал российского права. 2003. № 4.
11. Положение о прядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // СЗ РФ. 1997. № 30.
12. Постановление Государственной Думы ФС РФ «О мерах по борьбе с незаконной миграцией и упорядочению миграционных процессов на территории Российской Федерации» // СЗ РФ 2001. № 44.
13. Теория и практика защиты прав человека / под ред. О.О. Миронова. М., 2004.
14. Указ Президента РФ «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства в РФ» // Российская газета. 1994. 22 января.
|
15. Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской Конвенции: учеб. пособие для вузов / К. Экштайн. М., 2004.
1. Понятие, структура и принципы правового положения человека и гражданина в России. Система конституционных прав и свобод граждан. Конституционные обязанности гражданина РФ.
Конституция РФ 1993 года в содержание основ конституционного строя Российской федерации включила новое для конституционного законодательства Российского государства положение об отношении государства к человеку и гражданину. Согласно ст. 2 Конституции, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
В соответствии с этим положением по-новому построена структура самой Конституции РФ и главы, посвященные правам и свободам человека и гражданина. Кроме главы 1, в которой содержатся нормы, устанавливающие главное во взаимоотношениях государства и личности, глава 2 закрепляет права и свободы человека и гражданина. В Конституции РФ 1993 года значительно расширен круг прав и свобод с учетом конституционного опыта зарубежных стран и содержания международно-правовых актов о правах человека.
В ст. 55 Конституции РФ закрепляется, что "перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".
|
Необходимо отметить, что все ранее действовавшие конституции России закрепляли права и обязанности граждан, но понятие прав человека появилось впервые в Конституции РФ 1993 года. В науке конституционного права человека рассматриваются как основа конституционализма. Главный смысл существования конституций, по мнению ученых и политиков большинства стран мира, заключается в обеспечении свободы и безопасности человека от произвола государства, его органов и должностных лиц.
В основу первых конституционных актов, принятых в результате победы буржуазно-демократических революций, были заложены идеи о врожденных и неотчуждаемых правах каждого человека (право на жизнь, свободу, неприкосновенность личности и т.д.).
Так, Декларация независимости США 1776 года гласит: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых». В Декларации прав человека и гражданина Франции (1789) отмечается, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, что цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковыми являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Общественное устройство каждого государства сочетает в себе гражданское и политическое общество. Вгражданском обществе все люди равноправны и в равной мере пользуются правами и свободами человека. Вполитическом, государственно-организованном обществе равными правами обладают только граждане данного государства, которые в равной мере пользуются правами гражданина. Иностранные граждане, лица без гражданства могут быть ограничены в реализации таких прав и свобод. Данные особенности, как правило, находят свое закрепление в самом содержании норм конституции, устанавливающих права и свободы. Применительно к правам человека в этих нормах используются термины «человек», «каждый», «все», «каждый человек» и т.п. Для определения прав гражданина используются термины «гражданин», «все граждане», «каждый гражданин» и т.д.
Под основами правового положения граждан понимается совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления.
Субъективное право - это юридическая возможность человека и гражданина совершать определенные действия, предусмотренные нормами права. Эти действия направлены на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека и гражданина. Реализация субъективного права зависит от желания человека, субъективного отношения к нему.
Провести юридическое различие между субъективным правом и свободой невозможно, так как свобода - это также мера возможного поведения лица. Как правило, термин «свобода» в конституциях и других правовых актах традиционно используется для обозначения некоторых субъективных прав (слова, передвижения, печати и т.д.).
Юридическая обязанность человека и гражданина - это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица. В отличие от права, которым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юридическую обязанность оно должно независимо от своего субъективного отношения к данной норме поведения, личного желания. Характеризуя юридические обязанности, следует отметить, что большинство граждан исполняет их добровольно и активно на основе правосознания и убеждения в их целесообразности и необходимости. Если же тот или иной человек, гражданин не исполняет юридические обязанности или исполняет их ненадлежащим образом, то к нему могут быть применены меры государственного принуждения.
Конституционное право имеет своим предметом не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются наиболее важными, основными, то есть, закреплены в Конституции РФ. Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантии их реализации именуются правовым статусом гражданина.
Под правовым статусом личности понимается совокупность ее прав и обязанностей, а также правовых и иных гарантий их осуществления.
Принципами правового положения граждан в Российской Федерации являются:
1. Равноправие граждан
Учитывая важность этого принципа, законодатель включил его в содержание основ конституционного строя. В ст.6 п.2 Конституции РФ закрепляется: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".
Данное положение дополняется также ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в пункте 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. С учетом исторических традиций Конституция РФ дополнительно закрепляет равенство мужчин и женщин в их правах, свободах и возможностях для их реализации.
Следует подчеркнуть, что нормами конституционного права закрепляется формально-юридическое равенство граждан, равенство правовых возможностей.
2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо, ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (ст. 17 п.2 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (ст.6 п.3 Конституции РФ). Статья 55 пункт 2 устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Непосредственное действие прав и свобод.
Впервые этот принцип закреплен в Конституции РФ 1993 года. Согласно ст. 18, "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Верховенство Конституции РФ и действие данного принципа означают также, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их.
4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей.
Конституционные права и свободы не только предоставлены, но их реализация обеспечивается совокупностью гарантий - экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает правило о том, что государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, устанавливает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В ст. 17 п.1 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Статья 45 Конституции РФ также закрепляет, что "государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Конкретные правовые и иные гарантии осуществления прав и свобод содержатся практически в каждой статье главы 2 Конституции РФ, устанавливающей отдельные права и свободы человека и гражданина. Содержание этих гарантий рассматривается в следующем вопросе темы. В ст. 80 п.2 Конституции РФ установлено, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 114 Конституции РФ в компетенцию Правительства Российской Федерации входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан. Деятельность по обеспечению реального осуществления прав, свобод и обязанностей граждан является важной составной частью работы правоохранительных органов.
5. Соответствие международно-правовым актам.
В содержание основ конституционного строя Российской Федерации, как уже отмечалось, входит норма о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора" (ст. 15 п.4 Конституции РФ).
Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируют права и свободы человека и гражданина согласно "общепризнанным принципам и нормам международного права".
Статья 46 п.3 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина вытекает из гуманной сущности и назначения Конституции. В общем виде этот принцип закреплен в ст.55 Конституций РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции о том, что "любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы длявсеобщего сведения" (ст.15 п.3 Конституции РФ).
Конституция как основной закон государства не может закрепить все возможные права и свободы, а устанавливает лишь наиболее важные из них. В этой связи статья 55 Конституции РФ подчеркивает "Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".
Запрет на ограничение прав и свобод не является абсолютным. Человек живет в обществе, и его интересы зачастую пересекаются с интересами других людей. Поэтому в ст. 17 п.3 Конституции РФ подчеркивается, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Эти ограничения возможны, но только в случаях, установленных законодательством. Как закрепляется в ст.55 п.3 Конституции РФ, "права и свободы человека в гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". На основании этой нормы, например, в ст. 56 Конституции РФ определяется, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Отдельные ограничения в реализации прав и свобод содержатся в статьях Конституции РФ, закрепляющих конкретные права и свободы человека и гражданина. Так, в ст.32 установлены основания для ограничения избирательных прав граждан, в ст. 35 - ограничения в части пользования имущественными правами и т.д.
Как уже было сказано, наиболее важные права и обязанности личности в РФ содержатся во второй главе Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Конституция РФ 1993 года ввела новый для российского конституционализма термин: права и свободы человека и гражданина. В чем суть этой формулы и чем отличаются права и свободы человека от прав и свобод гражданина? В юридической науке наибольшее признание получила концепция о том, что права человека обусловлены естественными правами, а гражданина - позитивными. Исходными являются права человека, которые присущи каждому от рождения и не зависят от наличия гражданства той или иной страны.
Основные права и свободы - это закрепленные в Конституции Российской Федерации возможности совершать те или иные действия, избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей.
Основные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды и меры общественно необходимого поведения граждан.
Основные права, свободы и обязанности являются таковыми не только по форме, будучи закрепленными в Конституции РФ, но и по содержанию - поскольку они являются определяющими в отношении всех иных прав, свобод и обязанностей.
Для конституционных прав, свобод и обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других прав и свобод. Эти признаки в своей совокупности определяют юридическую природу основных прав, свобод и обязанностей.
1. Конституционные права, свободы и обязанности обладают верховенством. Все другие юридические права, свободы и обязанности должны соответствовать основным (конституционным). Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не может принять правовой акт или решение, которые бы противоречили конституционным правам, свободам и обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.
2. Конституционные права, свободы и обязанности служат юридической базой для всех других прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых законодательством.
3. Конституционные права, свободы и обязанности формулируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в правах и обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.
4. Только конституционные права, свободы и обязанности действуют на всей территории РФ, в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.
5. Для каждого гражданина РФ одинаков круг прав, свобод и обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан. Следует, однако, подчеркнуть, что это равенство возможностей пользования правами и свободами. Фактическая реализация их зависит от многих объективных факторов, а также от отношения человека к осуществлению прав и свобод.
6. Конституционные права, свободы и обязанности имеют постоянно действующий, непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны однократным осуществлением. Пока лицо является гражданином РФ, оно может реализовать конституционные права, свободы и обязанности. Основные права и свободы могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
7. Конституционные права, свободы и обязанности имеют повышенную государственно-правовую защиту. Это обусловлено, во-первых, тем, что все нормы Конституции РФ как Основного Закона находятся под особой охраной государства. Во-вторых, в самом тексте установлен особый порядок пересмотра нескольких глав Конституции, в том числе главы 2, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Согласно ст. 135 Конституции РФ эти положения не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а изменяются Конституционным Собранием или всенародным голосованием.
Широта и многообразие конституционных прав и свобод обусловливают необходимость их классификации.
Классификация прав и свобод человека и гражданина проводится по различным критериям. Так, в зависимости от субъекта их можно подразделить на права и свободы гражданина и права и свободы человека, в зависимости от характера субъекта - на индивидуальные и коллективные (групповые), кроме того - на основные и дополнительные (конкретизирующие).
Наиболее распространенным критерием в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этим критерием они делятся на:
- личные права и свободы;
- политические;
- экономические;
- социально-культурные;
- экологические права и свободы человека и гражданина.
Как и всякая классификация, это деление условно. Рассмотрим содержание основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по группам.
Личные права и свободы
Личные права и свободы составляют основу статуса, ибо без них теряет смысл конституционное закрепление всех иных прав и свобод. Для Конституции РФ 1993 года характерно значительное расширение круга личных прав и свобод по сравнению с ранее действовавшими конституциями, а также учет международно-правовых актов о правах человека.
Это следующие конституционные права и свободы:
а) Право на жизнь. Оно закреплено всеми международными актами о правах человека, а также конституциями почти всех стран мира, является неотъемлемым правом человека и защищается законом.
Право на жизнь закреплено в ст.20 Конституции Российской Федерации. Запрет убийства в четких правовых формах закреплен уголовным законодательством. Но реализация этого права обеспечивается и нормами других отраслей. Это и положения, направленные на укрепление здравоохранения, сохранение здоровой окружающей среды, проведение мирной внешней политики, борьбу с терроризмом и др.
Статья 20 Конституции Российской Федерации устанавливает нормы, характеризующие отношение к смертной казни;
б) Достоинство личности. В ст.21 Конституции Российской Федераций установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не должен быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам". За нарушение названных положений виновные лица могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной.
Конституционное закрепление этого права обусловлено подписанием нашим государством в 1987 году "Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных" или унижающих достоинство видов обращения и наказания".
Конституционная норма о защите достоинства личности наполняется реальным содержанием норм уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, административного и других отраслей законодательства;
в) Право на свободу и личную неприкосновенность. В соответствии со ст.22 п.2 Конституции РФ "арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов". Заведомо незаконный арест влечет уголовную ответственность виновных.
Принципиально новым является конституционное закрепление судебного порядка ареста и заключения под стражу, так как ранее такой вопрос решался прокурором. Законодательство предусматривает возможность задержания, но на срок не более 48 часов до судебного решения.
г). Неприкосновенность жилища. Право закреплено в ст.25 Конституции РФ. Оно означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Исключения из данного положения строго регламентированы законом. Такие, например, следственные действия, как обыск или выемка, могут производиться по мотивированному постановлению органов дознания или следствия, санкционированному прокурором, и в присутствии понятых. Определенные исключения из этой конституционной нормы могут быть только на основании закона или судебного решения. Такими законами являются, например, Уголовно-процессуальный кодекс, законы об оперативно-розыскной деятельности, о федеральных органах налоговой полиции, о милиции и др.
Право осмотра жилища граждан разрешено также представителям некоторых государственных органов и служб: санитарной и пожарной инспекции, работникам коммунальных служб и др.
д) Неприкосновенность частной жизни. Согласно ст.23 п.1 Конституции РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Это право защищается не только от незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Его нарушение недопустимо и со стороны общественных объединений, средств массовой информации, других граждан. Защита этого права осуществляется с помощью уголовно-правовых и гражданско-правовых средств, как в административном, так и в судебном порядке.
Гарантией реализации этого права является закрепление в ст.24 п.1 Конституции Российской Федерации положения о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается, а также указание Конституции Российской Федерации о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
е) Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Право закреплено в ст.23 п.2 Конституции РФ. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
ж) Право определения национальности. Сложные и противоречивые процессы национально-государственного строительства обусловили введение этого права в ранг конституционной свободы впервые в истории России. Согласно ст.26 Конституции РФ, "каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".
з) Право на пользование родным языком. Регламентируя вопросы национально-государственного устройства Российской Федерации, Конституция РФ в ст.68 устанавливает русский язык в качестве государственного на всей территории РФ. Вместе с тем Российская Федерация, подчеркивается в ст.68 п.3 Конституции РФ, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Свидетельством этому является закрепленное в ст.26 п.2 Конституции РФ положение о том, что "каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества".
Более подробно эти вопросы урегулированы в Законе "О языках народов РСФСР", а также в избирательных законах об общественных объединениях, об уголовном судопроизводстве и др.
и) Свобода передвижения и места жительства. В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права Конституция РФ 1993 года устанавливает, что "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства" (ст.27 п.1 Конституции РФ).
Более подробно эти вопросы урегулированы Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года. Этот Закон устанавливает возможность ограничения свободы передвижения в отдельных районах - в пограничной полосе, закрытых военных объектах и т.д.
В данной статье Конституции право на свободное передвижение распространяется за пределы территории государства. "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации: Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию" (ст.27 п.2 Конституции РФ).
к) Свобода совести. Данное право является важнейшим личным правом человека. Статья 28 Конституции РФ устанавливает, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".
Анализируя содержание этой свободы человека, следует учитывать и положения ст. 14 Конституции РФ, устанавливающей светский характер Российского государства, закрепляющей, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Реализация свободы совести и вероисповедания подробно регламентируется законом "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 года.
Политические права и свободы
а) Свобода мысли и слова. Свобода мысли - это свобода каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда человек сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т.д. Свобода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средствах массовой информации. Статья 29 Конституции РФ закрепляет: "Каждому гарантируется свобода мысли и слова".
Как и все другие права, свобода мысли и слова ограничивается правами и законными интересами других лиц, а также ограничениями законодательного характера. Уже в самом тексте ст.29 Конституции РФ содержатся ограничения. В ней подчеркивается, что "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства".
Конституционно-правовой гарантией свободы мысли и слова является положение Конституции о том, что "никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них" (ст.29 п.3 Конституции РФ).
б) Свобода информации. Содержание этой свободы тесно связано с содержанием свободы мысли, слова и убеждений, но более формализовано. В ст.29 п.4 Конституции РФ эта свобода сводится к праву каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".
Ограничения права на свободу информации довольно широки. Одно из них содержится в данной статье Конституции РФ, которая указывает, что "перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". Для военнослужащих, например, установлен перечень сведений, составляющих военную тайну. Право на свободу информации ограничивается правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и т.д. Свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными законом. В ст.29 п.5 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации и установлен запрет цензуры.
в) Право на создание общественных объединений. Это конституционное право закреплено в ст. 30 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем".
Данное право является одним из важнейших политических прав человека и гражданина, так как позволяет ему активно участвовать в общественной жизни, в управлении государством, реализовать свои интересы и потребности, защищать свои права и свободы. Это право широко используется гражданами.
г) Свобода собраний. Конституция Российской Федерации закрепляет в ст. 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование".
Свобода собраний - возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.
Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.
Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом, с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по политико-экономическим проблемам.
Пикетирование представляет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п.
д) Право участвовать в управлении государством. Это важнейшее из политических прав гражданина, вытекающее из закрепленного в ст.3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
Статья 32 Конституции РФ устанавливает: "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей". Кроме этого общего положения, в ст.32 Конституции закреплены основные формы реализации этого права, главной, из которых являются избирательные права. Граждане Российской Федерации, устанавливает статья 32 п.2 Конституции РФ, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Закрепляя право граждан на участие в управлении государством. Конституция РФ устанавливает, что "граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе" (ст.32 п.4 Конституции РФ).