В рамках первого этапа разработчик соответствующего нормативного правового акта:
- формирует уведомление о подготовке проекта акта и организует его размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. п. 9 и 10 Правил);
- уведомляет о месте размещения информации о разработке нормативного правового акта заинтересованные органы и организации (п. 11 Правил);
- рассматривает все поступившие предложения (п. 12 Правил);
- составляет из поступивших предложений общую сводку и размещает ее на сайте regulation.gov.ru (п. 12 Правил);
- принимает решение о целесообразности разработки проекта акта, по результатам которого разрабатывает проект или сообщает всем заинтересованным лицам об отказе в его разработке (п. 13 Правил).
Слайд 7. Второй этап включает:
- разработку проекта акта (подготовку текста проекта акта, составление сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в отношении проекта акта) (п. 14 Правил);
- размещение проекта акта и сводного отчета на сайте regulation.gov.ru и проведение публичных консультаций (п. 16 Правил);
- извещение о начале публичных консультаций заинтересованных лиц (п. 17 Правил);
- рассмотрение поступивших предложений, составление сводки предложений и ее размещение на сайте regulation.gov.ru (п. 20 Правил);
- доработку проекта акта и сводного отчета (п. 21 Правил);
- направление доработанных проекта акта и сводного отчета в Минэкономразвития РФ и их размещение на сайте regulation.gov.ru (п. 23 Правил).
Слайд 8. На заключительном этапе:
- Минэкономразвития РФ готовит заключение по представленному проекту (п. 26 Правил) и размещает его на сайте regulation.gov.ru (п. 30 Правил);
- разработчик проекта акта размещает его на сайте regulation.gov.ru после официального опубликования (п. 30 (1) Правил).
Слайд 9. Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1318 в сентябре - ноябре 2018 г. подготовлено 336 заключений об оценке регулирующего воздействия, 31% которых – с отрицательными оценками.
Слайд 10. Год от года в России увеличивается количество разрабатываемых и принимаемых нормативных правовых актов. При этом следует отметить, что около 40% составляют проекты актов «О внесении изменений». Столь частое внесение изменений в действующие акты может свидетельствовать о недостаточном качестве проводимой их разработчиками оценки последствий правоприменения для деятельности хозяйствующих субъектов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Ю.А. Тихомиров выделяет следующие факторы, снижающие качество нормативного регулирования:
– «недостаточность практик общественной дискуссии и политического участия, наличие препятствий для полноценного анализа альтернативных позиций;
– зависимость «судьбы» нормативного акта на всех стадиях его разработки, принятия и реализации от политической воли;
– поспешность в принятии ряда федеральных законов;
– закрытый (аппаратный) характер процессов подготовки проектов нормативных правовых актов;
– недостаточность прогнозного анализа возможного социально-экономического эффекта принимаемых нормативных актов, в том числе косвенных последствий в виде появления дополнительных административных барьеров, роста издержек для хозяйствующих субъектов;
– недостаточность оценки рисков для реализации декларируемых целей принимаемых нормативных правовых актов;
– слабость процедур открытого экспертного обсуждения и оценки проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
– отсутствие процедур сравнительного анализа предлагаемых мер и альтернативных способов решения поставленных задач;
– недостаточное внимание к условиям и механизмам реализации принимаемых нормативных правовых актов»
Слайд 11. Рассмотрим совершенствование инструментария оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в Российской Федерации.
А.В. Минаев посвятил своё исследование (2012 г.) методике и процедуре ОРВ проектов НПА с целью выявления потенциала и перспектив внедрения данной процедуры в государственное управление в Российской Федерации. Представляет интерес предложение автора использовать ОРВ в качестве средства эффективного предупреждения появления коррупциогенных норм и дополнения к проводимой антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов
Работа Д.О. Дермана (2014 г.) направлена на разработку инновационного управленческого инструментария оценки качества регулирующего воздействия государства в сфере экономики для повышения его результативности [Дерман, с.5]. Автором предлагается методика оценки качества заключений по ОРВ на основе инновационного инструментария и совокупность индикаторов оценки инновационной политики с учётом специфики инновационной среды региона.
наибольшей эффективностью характеризуется сочетание децентрализованной схемы, заключающейся в разделении полномочий по проведению ОРВ отраслевыми органами исполнительной власти и по контролю качества результатов ОРВ со стороны органа власти, специально наделённого таким правом, и схемы уполномоченного органа по ОРВ при высшем органе исполнительной власти региона»
К вопросам совершенствования системы ОРВ в государственном управлении на региональном уровне обратился В.В. Колетов (2014 г.). Анализируя преимущества и недостатки организации ОРВ на региональном уровне, он приходит к выводу о том, что «наибольшей эффективностью характеризуется сочетание децентрализованной схемы, заключающейся в разделении полномочий по проведению ОРВ отраслевыми органами исполнительной власти и по контролю качества результатов ОРВ со стороны органа власти, специально наделённого таким правом, и схемы уполномоченного органа по ОРВ при высшем органе исполнительной власти региона»
Слайд 12. Подводя итог изложенному необходимо отметить следующее. Под оценкой регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов следует понимать современную юридическую технологию, которая позволяет посредством использования аналитических инструментов позволяет повысить эффективность государственного управления в процессе принятия решений на всех уровнях публичной власти.
На сегодняшний день в целом создана нормативная правовая база, регламентирующая общественные отношения в сфере оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. На уровне Правительства РФ издан нормативный документ, определяющий правила проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. Уполномоченным органом (Минэкономразвития) издан ряд подзаконных актов в указанной сфере, в том числе, методику проведения оценки регламентирующего воздействия.
В целом следует отметить, что институт оценки регулирующего воздействия способствует повышению прозрачности деятельности органов государственной власти, развитию институтов общественного участия, в том числе выстраиванию системы раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
Слайд 13. Спасибо за внимание! Доклад окончен. Задавайте вопросы, буду рада на них ответить.