Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации определен в ст. 111 Конституции РФ и ст. 7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о процедуре назначения главы российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность — одна из ключевых и ведущих в государстве.
В ч. 1 ст. 111 Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом — это одно из важнейших конституционных полномочий Президента Российской Федерации. В этой же части указанной статьи называется полномочие Государственной Думы — «с согласия Государственной Думы», которое корреспондирует со ст. 103 ч. 1, предусматривающей, что Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определенные сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В ч. 3 ст. 111 установлен определенный срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства — в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
В Регламенте Государственной Думы (гл. 17) подробно определен порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном Собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации. Кандидат на должность Председателя Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определенного Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Ст. 111 ч. 4 предусматривает, что после трехкратного отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. Это понятно, поскольку государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы.
Ст. 111 ч. 4 предусмотрена и другая очень важная норма: право Президента распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
В юридической литературе ст. 112 ч.1 Конституции иногда рассматривается, как право Президента определять структуру федеральных органов исполнительной власти. Это, однако, не бесспорно ввиду неурегулированности в законодательстве (в том числе и в самой Конституции) данного вопроса, который призван быть регламентирован в законе о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти регулируется рядом указов Президента России.
Причем в названной статье установлена обязанность Председателя Правительства Российской Федерации, не позднее недельного срока после назначения представить Президенту России предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В той же ст. 112 ч. 2 также установлено: Председатель Правительства Российской Федерации вносит Президенту предложения о кандидатурах на должности заместителей Председателя и федеральных министров.
На практике указанные и иные полномочия по формированию структуры федеральных органов исполнительной власти и назначению на должности руководителей указанных органов осуществляются следующим образом. Президент на основе предложений Председателя Правительства своим указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти. В нее помимо Правительства входят федеральные органы исполнительной власти, которые в свою очередь подразделяются на две группы: 1) федеральные министерства; 2) иные федеральные органы исполнительной власти.
Что касается иных федеральных органов исполнительной власти, то к их числу отнесены, согласно, например Указу Президента от 9 марта 2004 г., федеральные службы и федеральные агентства. Статус каждого из перечисленных органов исполнительной власти определяется в Положении о нем, утвержденном Президентом либо по его поручению Правительством Российской Федерации. Назначение на должности федерального министра, руководителя федеральной службы, федерального агентства производится Президентом России, который издает в каждом случае указ о назначении на соответствующую должность. Следует подчеркнуть, что в соответствии с указами Президента Российской Федерации структура федеральных органов исполнительной власти периодически меняется, совершенствуется согласно потребностям жизни и практики (подробнее об этом несколько ниже).
Конституция РФ не предусматривает, как это было раньше (по Конституции 1978 г.), вхождение по должности в состав Правительства Председателей Советов Министров — Правительств республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента России от 30 сентября 1992 г. «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» в состав Совета Министров — Правительства Российской Федерации входили также председатели государственных комитетов РФ.
Конституция внесла весьма серьезные изменения в отношении состава Правительства, теперь в него включены помимо Председателя и его заместителей только федеральные министры. Руководители иных федеральных органов исполнительной власти могут быть включены в состав Правительства только в том случае, если им присвоен ранг федерального министра. Что касается конституционной нормы о заместителях Председателя Правительства, то она включает и первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации. В состав Правительства входят федеральные министры, возглавляющие предусмотренные министерства, а также иные должностные лица, имеющие ранг федерального министра.
Федеральными министерствами являются министерства: энергетики; экономического развития и торговли; сельского хозяйства; обороны; здравоохранения; финансов; образования; юстиции; транспорта; культуры; внутренних дел; иностранных дел; путей сообщения и др.
Еще один новый и существенный момент. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Однако имеются исключения (предусмотренные указами Президента Российской Федерации о структуре федеральных органов исполнительной власти), которые служат целям обеспечения конституционных полномочий Президента либо предусмотрены в соответствии с законодательными актами РФ. Это подведомственные Президенту России министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, а также сеть иных федеральных органов исполнительной власти — Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба и др.
Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента Российской Федерации. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы.Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае отставки Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства.
Члены Правительства Российской Федерации не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства; получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; принимать без разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств; выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физических и юридических лиц.