Поручения и постановления органа уголовного преследования по уголовным делам, находящимся в его производстве.




 

Поручения и постановления органов уголовного преследования и определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, являются самостоятельным основанием для проведения ОРМ в связи с тем, что

- ст. 36 УПК закрепляет право следователя давать обязательные для исполнения поручения и указания о проведении ОРМ,

- в случаях, когда не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах.

Данное обстоятельство не может сковывать инициативы ОРО, ограничивать их соответствующие права и обязанности,

- поскольку проведение ОРМ, в том числе и в отношении конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, может выходить за рамки расследуемого дела и касаться обстоятельств, которые возможно установить исключительно оперативным путем,

- т.е. выявить ранее неизвестные преступления либо установить действия, направленные на совершение новых преступлений,

- например, подкупа должностных лиц, запугивания свидетелей и др.

 

Вид и тактику ОРМ, проводимых по поручениям и указаниям следователя, органа дознания, прокурора и суда, определяет должностное лицо ОРО. Оно же несет ответственность за законность и обоснованность проведения соответствующих ОРМ.

Следователь же вправе ставить только задачу, устанавливать сроки выполнения поручений, но не может давать указаний о характере, организации и тактике проводимых в ходе выполнения поручения ОРМ,

 

Под поручением следует рассматривать письменный документ, сходящий от соответствующего должностного лица о производстве ОРМ. Поручение оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или определением суда, где кратко излагаются существо дела, подлежащие выяснению обстоятельства, данные о лицах, розыск которых поручается.

 

Устное указание (поручение) следователя, дознавателя, прокурора не является основанием для проведения ОРМ.

 

4. Запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в настоящей статье.

 

Запрос может направляться в ОРО по месту предполагаемого проведения ОРМ с. учетом их подведомственности и компетенции. При этом важно учитывать, что не все ОРО наделены полномочиями проведения ОРД в полном объеме. Поэтому одни органы дознания вправе направлять поручения в другие органы, наделенные соответствующими полномочиями, в частности, по проведению ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.

 

Постановления органа, осуществляющего ОРД о применении мер безопасности в отношении охраняемых и защищаемых лицв порядке, предусмотренном законодательством РБ.

Для применения мер безопасности как основания ОРМ является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности охраняемого, защищаемого лица, что само по себе обусловливает проведение помимо прочего и ОРМ.

Поводы для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица:

- заявление указанного лица;

- обращение председателя суда, руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, руководителя органа государственной охраны, начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы;

- получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица

Предполагают проверку такой информации, в том числе путем проведения ОРМ, и принятие на ее основе соответствующего решения. Постановление о применении мер безопасности не предопределяет виды и тактику проведения ОРМ.

 

Запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств в соответствии с международными договорами РБ.

Представляется допустимым проведение ОРМ по запросам субъектов ОРД иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми ОРО РБ с такими же субъектами иностранных государств.

 

Указанные запросы являются основанием для проведения ОРМ не сами по себе, а ввиду того, что содержащаяся в них информация относится к фактам конкретных преступлений, лицам их совершившим, разыскиваемым и без вести пропавшим лицам.

К международному запросу могут быть приложены постановления, содержащие соответствующие санкции. Тем не менее, такие документальные материалы запрашивающей стороны, в том числе содержащие соответствующие санкции на проведение ОРМ, не могут распространяться на деятельность ОРО РБ. Они лишь подтверждают обоснованность проведения ОРМ.

ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных ст. 13 ФЗ об ОРД.

Это связано с тем, что согласно международным договорам поручения исполняются в соответствии с требованиями внутреннего законодательства стороны, исполняющей запрос.

4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

 

Условия проведения ОРМ – это установленные оперативно-розыскным законодательством специальные правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обусловливает подготовку и (или) осуществление конкретного ОРМ, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать соблюдение принципов ОРД при их проведении.

В Законе об ОРД закреплены два вида условий осуществления ОРМ: общего свойства и содержащие исключения из общих правил их проведения.

 

Первым общим условием является возможность осуществления ОРМ на территории РБ, если иное не предусмотрено законодательством. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия Закона об ОРД в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Нормы Закона об ОРД полностью применяются на всей территории РБ.

Вторым общим условием является то, что гражданство, национальность отдельных лиц и другие обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД, не являются препятствием для проведения в отношении них ОРМ, если иное не предусмотрено законодательством ФЗ. В этом предписании конкретизирован конституционный принцип равенства всех перед законом и судом. Тем самым в отношении каждого может проводиться ОРД с целью защиты охраняемых объектов от преступных посягательств (при наличии соответствующих законных оснований и т.п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: