ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТСКОГО, ПАРЛАМЕНТСКОГО, ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО И СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ




Согласно оперативно-розыскного законодательства контроль за оперативно-розыскной деятельностью в пределах полномочий, определяемых Конституцией Республики Беларусь, конституционными законами, и иными республиканскими законами осуществляют:

Президент Республики Беларусь. Он осуществляет контроль за оперативно-розыскной деятельностью в пределах полномочий, определяемых Конституцией Республики Беларусь, конституционными законами и иными республиканскими законами. Важнейшей функцией Президента является то, что он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Республики Беларусь порядке он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее независимости и государственной целостности (ст.79 Конституции).

В частности в круг основных полномочий Президента в сфере обеспечения безопасности Республики Беларусь входит следующее:

а) он формирует и возглавляет Совет безопасности Республики Беларусь;

б) при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных конституционным законом, он вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение и т.д. (ст.84 Конституции)

Национальное собрание Республики Беларусь также является одним из субъектов осуществляющим контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

В соответствии Конституцией Республики Беларусь Национальное собрание Республики Беларусь – парламент является представительным и законодательным органом Республики Беларусь и состоит из двух палат – Палаты Представителей и Совета Республики (ст. 90 Конституции).

Контроль со стороны законодателя за оперативно-розыскной деятельностью является важным элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее осуществлении. Однако с учетом предписаний Конституции Республики Беларусь парламентский контроль реален только:

а) в ходе законотворческой работы, когда парламентарии в праве принять (отклонить) законопроекты в области оперативно-розыскной деятельности;

б) за расходованием выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности финансовых средств.

Этот контроль так же, как и первый, опосредован, так как:

- во-первых, происходит в рамках контроля за исполнением республиканского бюджета (ст. 133), отдельные статьи которой предусматривают выделение финансовых средств тем или иным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- во-вторых, через возможности Комитета государственного контроля за исполнением бюджета (ст. 129 Конституции).

Правительство Республики Беларусь. Полномочия Правительства Республики Беларусь определены Конституцией (ст. 106) и др. законодательными актами. Оно наделено широкими полномочиями по общим вопросам руководства министерствами и иными органами исполнительной власти, а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности Республики Беларусь.

Вневедомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью также осуществляют Совет безопасности Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны предоставлять им информацию независимо от степени ее секретности. Исключение составляют сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказавших им содействие на конфиденциальной основе.

Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью заключается в судебной защите, которая является следствием практической реализации конституционной гарантии защиты прав и свобод каждого компетентными, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст.60 Конституции). С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. Входя неотъемлемой составляющей в структуру правоохранительных органов, эта ветвь власти провозглашается законом высшим арбитром при разрешении споров гражданина с государством. Тем самым она выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан государственными органами в ходе их практической деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: