Принципы организации предоставления услуг




· предоставление доступа к оказанию услуг населению любым хозяйствующим субъектам, соответствующим необходимым квалификационным требованиям;

· приоритет применения конкурентных способов организации предоставления услуг, как обеспечивающих большую прозрачность принимаемых решений и больший экономический эффект;

· полное равенство хозяйствующих субъектов, конкурирующих на рынках соответствующих услуг;

· необходимость создания и развития конкуренции в тех сферах хозяйственной деятельности, где она отсутствует, но потенциально возможна;

· повсеместный отказ от административных и переход к гражданско-правовым (договорным) отношениям с хозяйствующими субъектами – поставщиками муниципальных услуг, обеспечение соблюдения качества, сроков и иных обязательных параметров, предоставляемых населению услуг путем организации надлежащего контроля условий заключаемых договоров;

· контроль монопольных рынков;

· недопущение совмещения функций заказчика и исполнителя услуг (работ).

ОМСУ могут предоставлять следующие услуги: услуги связи; транспортные услуги; коммунальные услуги; услуги по содержанию имущества; прочие услуги.

К бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

ü обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

ü предоставление субсидий автономным учреждениям;

ü предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями;

ü закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.

При принятии решения о выборе способа организации предоставления услуги органам местного самоуправления следует учитывать:

· нормы федерального законодательства, законодательства субъекта РФ и локальных нормативных актов, принимаемых ОМСУ в соответствии с их компетенцией,

· состояние рынка данной услуги (монопольный, олигопольный, конкурентный, потенциально конкурентный),

· источники финансирования предоставления услуги (средства местного бюджета, оплата услуг потребителями, смешанные) и их соотношение,

· соразмерность избираемого способа организации объему предоставляемых услуг (экономическая обоснованность),

· общие тенденции развития данной услуги на российских и зарубежных рынках и специфические особенности муниципального образования.

Способы предоставления муниципальных услуг:

1. заключение гражданско-правовых договоров: формирование, размещение с использованием конкурентных механизмов отбора (открытые и закрытые конкурсы, запросы котировок и др.) муниципального заказа на предоставление (социально значимых) услуг, потребителем которых выступает муниципальное образование в целом, и которые финансируются за счет средств местного бюджета, и заключение с победителями договоров на исполнение заказа;

2. организация межмуниципальной хозяйственной кооперации: заключения и исполнения разовых (краткосрочных) договоров о совместной деятельности в случаях, когда муниципалитеты совместно проводят разовые «акции». Это - наиболее простая форма межмуниципального сотрудничества;

3. заключение соглашений о делегировании полномочий по решению вопросу местного значения.

Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя.

108. Государственный и муниципальный заказ

Гос/мун заказы представляют собой сов-ть заключенных гос/мун контрактов на покупку т/р/у за сч. бюдж ср-в. Согл. БК РФ, одной из формой расх-ия ср-в является ср-ва на оплату т/р/у, выполненных физ и юрид. л. по гос/мун контрактам. В РФ гос/мун закупки проводятся в соотв с ФЗ №94 от 21.07.05 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для гос/мун нужд».

Под размещением заказа на поставку товаров понимают действия заказчика по определению поставщиков (исполнителей, подрадчиков) в целях заключения с ними гос/мун контрактов. Согл. ст. 10 ФЗ-94 размещение заказа может осуществляться:

· Путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса, в т.ч. аукциона в электронном варианте

· Без проведения торгов, в виде запроса котировок у единичного поставщика. На товарной бирже.

Под конкурсом понимается торги, победителем которых признается лицо, которое предложило наиболее лучшие условия исполнения гос/мун контракта. Он может быть открытым и закрытым, заказчик вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса, исключительно в случае размещения заказа, сведения о котором составляя. гос. тайну. Заказчиком может быть установлено требования внесения д.с. в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в размере не более 5% от начальной стоимости контракта. Причем, в данном случае он обязан установить данное условие для всех участников конкурса и сообщить об этом в извещении о проведении конкурса.

Под аукционом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену. Может быть открытым и закрытым, заказчик вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона, исключительно в случае размещения заказа, сведения о котором составляя. гос. тайну. В случае, если начальная цена контракта не превышает 1 млн. руб. может быть проведен электронный аукцион.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в т/р/у сообщается ограниченному кругу лиц, путем размещения на официальном сайте о размещении проведения котировок и победителем в данном конкурсе признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При размещении заказа могут выделятся отдельные лоты, в отношении которых заключаются отдельные контракты и оговариваются свои условия. Максимальная сумма лота = 250 тыс. руб. Решение о способе размещения заказа принимается уполномоченным органом – заказчиком.

Перечень т/р/у путем проведения аукциона установлен Правительством РФ (с/х продукция, нефть сырая, газ природный, напитки, продукты питания, табак и др.), заказы на выполнение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту осуществляются путем проведения конкурса или аукциона.

Гос/мун заказчики обязаны вести реестр закупок, в кот. указывается:

· Краткое наименование закупочного т/р/у

· Наименование и место нахождение поставщика

· Цена контракта и дата закупки.

109. Основные направления муниципальной реформы

Новое законодательство о местном самоуправлении было принято осенью 2003 г. (ФЗ №131)

Новый закон сохранил прежнее название - ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ - однако его содержание было существенно изменено. Основные положения нового законодательства сводятся к основным направлениям муниципальной реформы.

1. Муниципальные образования создаются на всей территории РФ. В принципе в стране не должно остаться территорий, не разделенных между муниципалитетами. При этом территориальная организация местного самоуправления имеет свои особенности на территориях с высокой и низкой плотностью населения.

В сфере территориальной организации предусматривается три основных типа муниципальных образований: поселение (городское либо сельское); муниципальный район; городской округ.

На большей части территории страны должно быть сформировано двухуровневоеместное самоуправление - поселения на нижнем уровне и муниципальные районы - на верхнем. Однако в рамках двухуровневой структуры каждый уровень местного самоуправления сохраняет самостоятельность по решению закрепленных за ним вопросов местного значения. Будучи самостоятельным уровнем власти, поселения не могут и не должны находиться в подчинении районов.

Городские округа представляют собой одноуровневую модель местного самоуправления. Они не входят в состав муниципальных районов, хотя и могут выступать административным центром района. Городские округа самостоятельно выполняют функции как поселенческого, так и районного уровня. Городские округа формируются в первую очередь на базе крупных и средних городов. Статус городского округа также в обязательном порядке получают наукограды и закрытые административно-территориальные образования.

Не в полной мере реализуется двухуровневая структура и на территориях с низкой плотностью населения. В их рамках могут сохраняться так называемые межнаселенные территории - территории, которые входят в состав района, но на которых не создаются поселения. То есть, по меньшей мере, часть территорий с низкой плотностью населения оказывается не разграниченной между поселениями, на ней сохраняется районная модель территориальной организации местного самоуправления.

2. Законодательство достаточно четко определяет требования к формированию различных типов муниципальных образований. Типы подразделяются: сельское и городское поселение, городской округ, муниципальный район.

Под сельским поселением понимается один или несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией.

Городское поселение - это город или поселок с прилегающей территорией. В составе городского поселения могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся МО. При этом в границах городского поселения может находиться только один город либо один поселок.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселённых территорий, объединённых общей территорией.

3. Третье направление данной реформы в соответствии с законодательством определяет процедуру изменения границ муниципальных образований, а также преобразования муниципальных образований, т.е. их объединения, разделения, изменения статуса городского поселения. Решение об изменении границ и преобразовании муниципальных образований в различных случаях могут приниматься представительным органом муниципального образования (муниципальных образований), на сходах граждан, а также путем голосования.

4. Что касается, вопросов местного значения, они сформулированы отдельно для поселения, отдельно - для муниципального района, отдельно - для городского округа. Вопросы местного значения городского округа формируются как совокупность соответствующих вопросов на уровне поселений и муниципальных районов.

При этом в законодательстве предусмотрена возможность перераспределения полномочий между поселенческим и районным уровнем.

5. Новое законодательство существенно ужесточило требования к наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (полномочия должны передаваться законодательным актом; органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им государственных полномочий.

6. Расширены возможности прямого волеизъявления населения и его участия в осуществлении местного самоуправления. Включены новые формы: •публичные слушанья,•конференция граждан (собрание делегатов); •опрос граждан; •голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица МСУ, по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования.

В новом законодательстве более детально урегулированы вопросы организации и функционирования территориального общественного самоуправления.

7. Новое законодательство более жестко регламентировало структуру органов местного самоуправления. Обязательным является наличие:

• представительного органа муниципального образования (за исключением случаев, когда численность жителей поселения, обладающего избирательным правом, составляет менее 100 человек);

• главы муниципального образования;

• местной администрации.

8. Представительный орган муниципального района может формироваться двумя способами: •избираться населением муниципального района; •формироваться на основе представительства поселений, входящих в состав муниципального района.

9. Жесткое ограничение законодательством состава имущества МО. Оно относиться к трем категориям:

· имущество, необходимое муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения.

· имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий.

· имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

10. В новом законодательстве также полно раскрыт принцип самостоятельности местных бюджетов.

Более четко определены источники доходов местных бюджетов. К основным источникам собственных доходов местного бюджета относятся: средства самообложения граждан, доходы от местных налогов и сборов.; доходы от региональных налогов и сборов; доходы от федеральных налогов и сборов, безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации.

Как и любая реформа – муниципальная реформа имеет свои минусы. К которым относят:

o депопуляции имеют крайне неравномерный характер, более интенсивной депопуляции периферийных зон (население сосредотачивается в мегаполисах и вокруг них, население малых городов в целом сокращается, в сельской местности сочетаются тенденции к обезлюживанию территории).

o давление региональных властей на местное самоуправление.

o федеральная законодательная регламентация местного самоуправления оказалась слишком жесткой.

o Сложившаяся сетка муниципальных образований сегодня подвергается определенной критике со стороны экспертов и практиков местного самоуправления. Они отмечают, что многие поселения и районы оказались, по сути, нежизнеспособными ввиду недостатка финансовых, имущественных и кадровых ресурсов.

o Соответствующей конкретизации требует и список вопросов местного значения ( Управление МО, Вопросы безопасности, Экономическое развитие, Жилищные вопросы, Управление природными ресурсами и их охрана, Социальные вопросы, Охрана общественного порядка).

110. Экономическая основа местного самоуправления

Муниципальная собственность — это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и т.д.

Распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

В собственности города находятся объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия (городские парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, городские системы водоснабжения и энергообеспечения, городские дороги и площади, инженерные сети и сооружения, полезные ископаемые, имеющие общегородское значение).

К объектам муниципальной собственности города относятся объекты социально-культурного назначения (школы и другие учебные заведения, библиотеки, дома и дворцы культуры, детские сады и ясли, детские дома, дома престарелых и инвалидов, больницы и поликлиники, спортивные сооружения общегородского значения, здания, используемые для нужд управления городом), объекты муниципального городского жилого фонда.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Казна муниципального образования является главной составляющей муниципальной собственности. Необходимо отметить, что понятие «казна муниципального образования» в федеральном законодательстве содержится только в Гражданском кодексе РФ, который лишь рамочно обозначает данное определение. В иных федеральных законах оно не упоминается, законодательство оперирует лишь понятием «муниципальная собственность», которое является более широким по содержанию, или понятием «бюджет муниципального образования», напротив, более узким. По нашему мнению, отсутствие указаний на наличие казны у муниципальных образований, порядка ее формирования в текущем федеральном законодательстве является серьезным недостатком законодательства о муниципальных образованиях, нуждающееся в дополнениях.

В составе имущества казны муниципального образования можно выделить следующие категории объектов:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (оно перечислено в ч.ч.2-4 ст. 50 указанного закона);

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Формирование и использование муниципальной казны не может осуществляться в форме стихийного саморазвития и саморегулирования. Учет имущества, входящего в состав муниципальной казны, состоит в органическом сочетании механизмов государственного и локального регулирования.

Мун. хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения. Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности, и прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности. Муниципальное хозяйство это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, деятельность этих предприятий и учреждений направлена на удовлетворение общественных интересов.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды.

Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере. В состав градообслуживающей сферы входят:

1. жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК);

2. транспортный комплекс;

3. строительный комплекс (жилищно-гражданское строительство и строительная индустрия местного значения);

4. службы общественной безопасности, обеспечивающие на территории муниципального образования, в том числе экологическую безопасность (эти службы могут быть отнесены и к социальной сфере);

5. комплекс потребительского рынка (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения);

6. системы управления, связи, информации и другие организации, обслуживающие городские нужды. Рис. Укрупненный состав градообслуживающей сферы

Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять п/п и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам необходимы хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть, повышение этажности жилых здании вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т. д.

111. Управление доходами и расходами муниципального бюджета

Под муниципальными финансами, как правило, понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:

· государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;

· собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);

· заемных средств или муниципального кредита.

Структура местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку доминирование первой или третьей группы рождает зависимость от государства или кредитных учреждений. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе. След-но, самост-сть местных фи­н-сов зависит в значит. степени от собст­венной финн. деят-ти органов мсу, их п/п-ий и орг-ий, а также от степени профессионализма кадров орга­нов мсу, занимающихся ор­г-ей фин. деят-ти.

Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования являются местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). В связи с переходом к муниципальной системе управления, формированием полноценных органов местного самоуправления и выделением собственных предметов ведения возникает необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. Бюджет выступает не только как опись доходов и расходов, но и как важнейший инструмент осуществления определенной политики, отражает реальные цели и задачи данного муниципального образования. Местный бюджет - это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, могут быть отнесены к четырем категориям - налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.

Первые две группы доходных источников являются в той или иной степени средствами, которые государство собирает с населения и предприятий. Третья и четвертая группа напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб грамотно и рачительно ими распорядиться.

Отчисления от вышестоящих б-ов могут произв-ться ч/з метод квотирования или метод присоединения ставок. Суть метода квотирования сост. в том, что налоги в опр-ой %ой доле ост-тся в распоряж. того мун-ого обр-ия, на терр-и кот-го они собраны, как например, НДС, некоторые акцизы и другие. Преимущ-во данного метода явл-ся его простота и наличие гарантий в получении опр-ой части поступлений местными б-ами. Метод присоединения ставок состоит в том, что терр-ям разрешено взимать в доп-нии к фед-ым одноименные налоги, размеры которых огранич-ются опр-ым пределом. Этот способ отлич-тся простотой и функционир. эффективне. Примером исп-ия этого метода может служить распр-ние налога на прибыль предприятий: фед-ми органами власти уст-ется макс-ная ставка взимания этого налога в размере 35% и фиксированная ставка зачисления его в б-т – 13%. В пределах оставшихся 22% он закреплен за тер-ными органами власти. Сверх этих долей законодат-ый (предста­вительный) орган субъекта рф может уст-вать нормативы отчислений в местные б-ты от регулирующих дох-в на планируемый финн-ый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года). Регулирующие доходы – это дох-ы, кот.е в целях сбалансирования дох-ов и расх-ов поступают в соот-щий б-т в виде %ых отчислений от налогов или др. платежей по нормативам, утв-ным в уст-ном порядке на след. фин. год. Органы мсу вправе осуществлять вы­пуск мун-ых облигации. Выпуск мун. облигаций обеспеч-тся мун-ым имущ-ом и ср-ва­ми местных б-в. Гос-во не несет отве-сти по обяз-вам мун-ого обр-ия, а мун-ое обр-ие не несет отв-сти по обяз-вам гос-ва. Исполнение обяз-ств по мун-ным облигациям осущ. за счет средств местной казны в соот.с правовым актом органа мсу о местном бюджете на текущий финн. год. Предель­но допустимая сумма долговых обязательств органов мсу не должна превышать 15% объема расх-ой части местного б-та. Краткосроч-е заимств-ия в лю­бой форме не могут произв-ться до утв-ния местного б-та на текущий фин год.Для рассмотрения структуры местных б-тов важно учитывать понятие минимального бюджета. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. "Об основах бюд­жетных прав..» устанавливает, что доходная часть минимального б-а должна покрывать гаран­тируемые вышестоящими органами власти мини­мально необходимые расходы. При недостатке до­ходов расходы покрываются дотациями и субвен­циями по решению представи­тельного органа следующего уровня. Расходы местных бюджетов разделяются на б-т текущих расходов и б-т развития. В б-т развития вкл-тся ассигнования на фи­нансир-ие инновационной и инвестиционной дея­т-ти. В б-т текущих расходов вкл-тся все другие расходы, не вошедшие в б-т развития.Расходная часть местных б-тов включает расходы, свя­занные с:-решением вопросов местного значения,;- осуществлением отдельных гос. полномочий,-обслуж-ем и погашением долга по мун-ым займам; - обслуж-ем и погашением мун-ого долга по ссудам.Увеличение расходов местных б-тов при не­достаточном росте объема закрепленных доходов приводит к следующему. Растет доля регулирую­щих источников (в доходах городов - 75%, в сель­ских районах - 90% Такая жесткая зависимость местных б-ов от вышестоящих органов под­рывает принцип самост-сти органов мсу в фин. сфере. В б-ах городов областного подчинения ос­новные расходы приходятся на народное хоз-во (в первую очередь - ЖКХ) и социально-культурные мероприятия (особенно – образ-ие и здравоохр.).В районных бю-ах основной статьей расхо­дов явл-ся социально-культурные мероприятия. До­ля расходов на народное хозяйство составляет около 1/4, почти 20% рас-ов идет на финанси­р-е внутрирегиональных трансфертов (в ос­новном - нижестоящим бюджетам).В б-ах городов районного подчинения вновь увеличивается доля народнохозяйственных расходов, причем они почти на 100% состоят из затрат на ЖКХ.В поселковых б-тах 2/3 бюджетных рас-дов прих-тся на долю социально-культурных меро­пр-ий (в том числе половина - на обр-ие). Расходы на нар. хоз. представлены ас­сигнованиями в жил-ком хоз-во.Наконец, в сельских бюджетах социально-куль­турные расходы составляют 3/4общих расходов (с большим отрывом лидируют расходы на образо­вание, максимальных значений достигает доля рас­ходов в культуру и искусство). Доля народнохо­зяйственных (жилищно-коммунальных) расходов минимальна.

Такие пропорции явл. отра­жением распр-ия расходных полномочий м/у уровнями бс. Доля нар-хоз-ных расходов наиболее высока в б-ах городов обл. и рай.подчинения (в основном, за счет поддержки дотационного ЖКХ). Роль собственно производственных расхо­дов (в промышленность и сельское хозяйство) от­носительно велика лишь в региональных б-тах. Социально-культурные расходы (в первую очередь - на образование) доминируют в сельских б-тах. Региональные и районные б-ты вы­полняют функции "перераспределителей" ресурсов м/у нижестоящими б-ми, и потому для них высока доля расходов на внутрирегиональные трансферты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: