Если говорить о современном понимании молодежной культуры социологами России, то оно сводится к следующему.
Молодежная культура — феномен XX в. Ни в XIX в., ни XVIII в. — веке Просвещения, ни в более ранние исторические эпохи молодежной культуры как таковой не существовало, так как не было молодежи как многомиллионной социально-демографической общности, имеющей свои специфические интересы, сформировавшееся представление о своей исторической миссии, особую систему ценностей и норм, мировосприятие, отличное от мировосприятия других социальных и социально-демографических групп. Как свидетельствуют многочисленные исторические источники, дошедшие до нас, на протяжении столетий период детства и юношества практически во всех странах западного мира был предельно краток и заканчивался значительно раньше, чем сейчас. Собственно говоря, он исчислялся несколькими годами для тех, кто родился в бюргерских или дворянских семьях, и годом-двумя для тех, кто родился в крестьянской семье. Это было связано с тем, что средняя продолжительность жизни европейского человека на протяжении веков составляла менее половины от средней продолжительности жизни граждан высокоразвитых государств сегодня. Человек в возрасте 20 лет как во времена Августина Блаженного и Пико делла Мирандола, так и во времена Робеспьера и Дантона и даже во времена Шелли и Байрона считался вполне взрослым, а 50-летний — стариком. Наполеоновские маршалы и «генералы 1812 года», которые, как писала М. Цветаева, «одним ожесточеньем воли брали сердца красавиц и скалу», были молодыми только с точки зрения сегодняшнего дня.
В связи с тем, что было невозможно удовлетворить основные потребности общества из-за низкой эффективности общественного производства, которое базировалось на ручном труде, в производство товаров и услуг привлекались миллионы индивидов. Исключение составляли дети из дворянских, зажиточных бюргерских семей, из семей духовенства, интеллектуальной элиты и т.д., которые могли себе позволить содержать молодого человека до получения образования и обретения им того социального статуса, на который он мог рассчитывать по факту своей принадлежности к тому или иному сословию. Однако численность этой группы была весьма невелика, к тому же и в дворянских, и в бюргерских семьях считалось весьма разумным приобщать детей к деятельности, которой занимались представители старших поколений. Примером может служить история жизни лорда Байрона, которого в 12-летнем возрасте вывозили в парламент, чтобы он привыкал к обстановке и вырабатывал навыки законотворческой деятельности.
|
Таким образом, в условиях, когда большинство населения проживало в деревне, когда представители низших слоев населения в силу экономической необходимости были вынуждены с детских лет участвовать в производственной деятельности, когда период между физической зрелостью и включением во взрослую жизнь составлял максимум два-три года, о молодежи как массовой социально-демографической группе, обладающей самосознанием, четко выраженными представлениями о собственных интересах и потребностях, можно было говорить только с известной условностью. Соответственно, с известной условностью можно было говорить и о молодежной культуре как результате креативной деятельности данной социально-демографической группы.
|
Молодежь как широкая социально-демографическая общность, включающая в себя представителей различных социальных групп и слоев определенного возраста, возникла относительно недавно. И время ее возникновения совпало с началом первой научно-технической революции, в ходе которой произошли коренные перемены в материально-техническом базисе общества. Благодаря внедрению научных изобретений, появлению новых источников энергии, более совершенных форм организации производства, была достигнута производительность труда, которой не знало человечество за всю историю своего существования. Возникла реальная возможность удовлетворения если не всех, то большинства материальных и духовных потребностей современного человека. В этих условиях стало возможным отказаться от практики привлечения к производственной деятельности многомиллионных масс молодых людей, которые получили право выбора в силу исчезновения фактора экономического принуждения к труду.
В конституировании молодежи как особой социально-демографической общности важную роль сыграло еще одно обстоятельство. Появление сложной техники потребовало резкого увеличения сроков подготовки к самостоятельной трудовой деятельности. Если ранее — в XIX веке — для овладения большинством массовых специальностей, предположим, в сфере машиностроения, требовалось от нескольких дней до нескольких недель, то теперь этот срок увеличился в несколько раз. Сегодня, чтобы управлять станком-автоматом или заниматься обработкой данных на компьютере, требуется образование не ниже среднего. Соответственно и срок превращения, например, ученика автомеханика в автомеханика растягивается на несколько лет.
|
Существует еще одна причина появления молодежи как особой социально-демографической общности. Это разочарование молодых людей в тех идеалах, которые воодушевляли поколения их отцов и дедов на протяжении нескольких десятилетий, и прежде всего разочарование в том общественном идеале, который буржуазными идеологами преподносился как образец совершенства. После начала «охоты на ведьм», развернувшейся в США и других странах Запада в середине 50-х годов, резкого ухудшилось положение трудящихся масс, ставшего следствием наступления монополистического капитала на права трудящихся в послевоенное время. После начала войны в Корее, установления диктаторских режимов в Гватемале, Гондурасе, Панаме, Аргентине, возникновения множества агрессивных военных блоков, формирования системы неоколониализма, усиления противостояния между богатым Севером и нищим Югом для большинства молодых людей стало ясно, что надежда на установление нового, более справедливого миропорядка, создание общества, базирующегося на принципах подлинной демократии, справедливости и социального равенства, является иллюзорной. Они стали понимать, что государство, у кормила которого стоят представители монополистического капитала, никогда не пойдет на ущемление прав крупных собственников, что интересы истеблишмента и основной массы молодежи принципиально расходятся. Наиболее полно подобные умонастроения нашли свое отражение в трудах идеологов «нового левого движения», которые подвергли жесткой критике как идейно-мировоззренческие основы, так и практику буржуазного общества.
Сыграло свою роль в обретении молодежью статуса социально-демографической группы, занимающей особое место в социальной структуре общества, и появление принципиально новых способов производства, и передача информации с помощью аудио- и видеомагнитофонов, и изобретение электромузыкальных инструментов, принтеров, ксероксов, CD-RОМов, Интернета, благодаря которым значительная часть молодежи получила возможность для несанкционированного выражения своей творческой активности, для создания артефактов, наиболее полно отвечающих ее представлениям о красоте, добре и справедливости.
Молодежная культура — это результат деятельности молодежных сообществ, возникших в результате самоорганизации. В этом они напоминают объединения индивидов, возникающие в условиях патриархального общества, где в результате коммуникации появляется определенная система отношений, образуется иерархия, где все связи замыкаются на лидере, власть которого базируется на его личном авторитете.
Молодежные субкультуры имеют свою собственную систему символов, с помощью которой происходит узнавание «своих», т.е. тех, кто принадлежит к данной культуре и является носителем ее ценностей. Главным компонентом молодежных субкультур является музыка, которая создается или носителями данной культуры, или заимствуется из пласта духовных продуктов, принадлежащих другой субкультуре.
Значительная часть существующих молодежных субкультур обладает ярко выраженной контркультурной компонентой. Это связано, прежде всего, с определенными социально-психологическими особенностями молодежи, которой свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие жесткой нормативной регламентации, обостренное эмоциональное восприятие всего происходящего, повышенная возбудимость, идеализация новизны, дух противоречия. Хорошо известно, что для значительной части молодых людей «нет пророков в своем отечестве», что им тесно в рамках жизненных правил, которыми руководствовались их отцы и деды, что их тяготит подчинение существующим нормам. Именно в силу этих особенностей молодежь зачастую вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Типичным в этом плане является конфликт «отцов и детей», ярко показанный в одноименном романе И.С. Тургенева.
Однако это не является основанием для постановки знака равенства между молодежной культурой и контркультурой. Ряд молодежных субкультур базируется на ценностях, совпадающих, в основном, с ценностями общества. Артефакты, созданные в рамках таких молодежных субкультур, органично входят рано или поздно в ткань культуры того или иного общества, обретая легитимность и общественную значимость.
Молодежная культура может интерпретироваться как форма поиска молодежью своего места в мире, форма самоутверждения, выражения креативного потенциала, утверждения альтернативной жизненной позиции. Другими словами, носителями ценностей молодежной культуры не является одна и та же социальная общность с постоянным составом членов. Переход индивида в другую возрастную группу, изменение его социального статуса, как правило, приводят к тому, что он порывает с привязанностями молодости, существенно корректирует систему своих ценностных ориентации. О том, какие изменения происходят с носителями ценностей той или иной молодежной субкультуры, можно судить по фильму Л. Висконти «Семейный портрет в интерьере», где рассказывается о судьбе одного из активистов «нового левого движения», который после того, как движение пошло на спад, достаточно органично вписался в истеблишмент, приняв «правила игры», существовавшие в высшем свете Италии.
Молодежные субкультуры практически всегда стремятся закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, зачастую непонятной для представителей
иных социальных общностей1. Это связано с тем, что молодежь по-своему осмысливает эстетические качества мира, наполняя новым смыслом такие понятия, как «прекрасное», «безобразное», «художественный вкус». Она, как показывает практика, пытается изменить пространство, в котором существует, и создать новую эстетическую реальность, наиболее полно отвечающую ее эстетическому идеалу.
Эстетическое начало наиболее полно проявляется в игровой природе молодежной культуры, театрализации, импровизационности деятельности молодых людей, разворачивающейся в различных сферах бытия. Театрализация находит свое выражение в обрядах и ритуалах, к которым достаточно часто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные субкультуры. Игровой момент проявляется также в выработке знаков и символов, которые используются представителями той или иной субкультурной общности, в языке, на котором они общаются друг с другом, в формах коммуникации, разнообразных театрализованных акциях, шоу, перформансах, хеппенингах, манифестациях, фестивалях флэш-мобах и т.д.
Артизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности молодежных субкультурных общностей проявляется в демонстра-тивно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле, включающем не только осообенности Поведенческих норм, но и специфические пристрастия в одежде, прическах, аксессуарах.
Эти особенности молодежной культуры тонко подмечены отечественным кинорежиссером С. Соловьевым, который в своих известных фильмах «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звездным небом» прекрасно показал это стремление молодых людей к артизации, их желание все превратить в игру, в карнавальное действо, где стираются грани между серьезным и несерьезным, допустимым и недопустимым, одобряемым и неодобряемым.
В молодежной среде, как ни в какой другой, заметно тяготение к вненациональным и неидеологизированным формам культуры. Как харизматические лидеры молодежных субкультур, так и рядовые члены той или иной субкультурной общности подчеркивают, что их не привлекает ни одна из существующих идеологий, что политика — «грязное дело», в котором они не принимали и не будут принимать участие, что если они и молятся богам, то эти боги отнюдь не «публичные политики» и не создатели социально-философских и экономических доктрин, изначально несостоятельных, ибо любая идеология представляет собой «ложное сознание».
Сознательно отказываясь от позиционирования себя как приверженцев той или иной политической силы или носителей той или иной идеологии, члены субкультурных сообществ тем не менее зачастую оказываются втянутыми в политическую борьбу. Примером может служить история «социального рока», который возник на волне молодежного протеста 60-х. Те, кто его создавал, в частности группа «Rolling Stones», выступали с позиции жесткой критики буржуазного общества, разоблачения сложившейся системы подавления личности и манипуляции массовым сознанием, о чем можно судить по их знаменитой композиции «Стена». Другим примером может служить творчество отечественных рок-групп «Наутилус-Помпилиус», «Кино», «Аквариум», «ДДТ» и ряда других, которые весьма много сделали для того, чтобы внедрить в молодежное сознание идеи гражданского общества, буржуазной демократии, частной собственности как основы политической и экономической свободы.
Молодежные субкультуры космополитичны по своей природе. Они весьма слабо связаны с народной культурой. В силу этого факта они с легкостью преодолевают государственные границы и быстро распространяются по странам, регионам и континентам.
Молодежные субкультуры мозаичны и недолговечны. Они сменяются с приходом каждого нового поколения. Однако при смене поколений происходит, как правило, трансформация идейно-мировоззренческих характеристик молодежных субкультур, что же касается форм проявления, то им свойственна повторяемость.
Исходя из того, что молодежь представляет сложное образование, состоящее из групп юношей и девушек, принадлежащих к различным социально-классовым, социально-профессиональным и поселенческим общностям, имеющим различные интересы, можно выделить различные молодежные субкультуры, весьма существенно отличающиеся друг от друга базовыми ценностями, направленностью деятельности членов тех или иных субкультурных сообществ, значимостью тех артефактов, которые ими создаются.
Тедди. Первой молодежной субкультурой, сформировавшейся на рубеже 50—60-х гг. XX в., была субкультура тедди-бойз, которая возникла в Великобритании. Носителями ее ценностей были выходцы из малообеспеченных слоев английского общества, которые стремились избавиться от экономической зависимости, от родителей и стать полностью самостоятельными. Представители сообщества тедди, как отмечали исследователи Бирмингемского университета, «сочетали в себе черты английского джентльмена и американского шулера». Это проявлялось не только в стиле одежды (большинство тедди носили длинные драповые пиджаки, брюки дудочкой, ботинки на микропоре), не только в манере поведения (любимым их развлечением были драки и хулиганские выходки), но и в стиле мышления, формах проведения досуга, сложившихся в данной среде представлениях о социально значимом, в литературе, живописи, музыке. В своем большинстве тэдди были поклонниками американского рок-н-ролла, который они считали музыкой сегодняшнего дня. Практически все тэдди по своим политическим воззрениям были националистами, уверовавшими в неоспоримое превосходство англосаксонской расы над всеми остальными и историческую миссию Великобритании — владычицы морей и хранительницы традиций. Как субкультурное сообщество тэдди просуществовали приблизительно до начала 60-х годов.
На смену субкультуре тэдди пришла субкультура модов, носителями ценностей которой были выходцы из средних слоев английского общества, которые мечтали о достижении высокого социального статуса, материального благополучия и власти. Сознание большинства модов было типично мелкомещанским. Многие из них в политическом плане были ярко выраженными консерваторами, резко негативно воспринимающими даже саму идею о возможных изменениях в сложившейся системе экономических и политических отношений. В реальной жизни «они были тщеславны и заносчивы, первооснову их бытия составляли три кита: скорость итальянских мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфетамин — психостимулирующий препарат, употреблявшийся ими в качестве допинга».
Рокеры. Приблизительно тогда же возникла и субкультура рокеров, носителями ценностей которой были в основном выходцы из низших слоев английского общества. Рокеров объединяли увлеченность техникой, ощущение допущенной обществом по отношению к ним несправедливости, а также понимание того, что в силу своей принадлежности к непривилегированным классам им, даже при наличии трудолюбия и талантов, все равно не удастся получить пусть и в отдаленной перспективе хорошо оплачиваемую престижную работу, точно так же, как не удастся достичь высокого социального статуса и соответствующего ему уровня материального благосостояния.
Знаками принадлежности к данной субкультурной общности были мотоцикл, черная кожаная куртка, краги, шлем. Статус члена данного субкультурного сообщества определялся не только мощностью двигателя мотоцикла, его стоимостью, но прежде всего степенью виртуозности владения мощной машиной, бесстрашием в схватках, склонностью к неординарным поступкам и физической силой. Наиболее популярными развлечениями рокеров были драки с представителями других субкультурных сообществ, в частности с модами, гонки по автострадам, «коллективные выходы» в пабы, танцевальные залы и т.д.
Рокеры были первым субкультурным сообществом, где общение между индивидами велось на сленге, резко отличающемся от сленга, на котором говорят, предположим, представители криминального мира. Коммуникативное взаимодействие в этой среде осуществлялось на основе норм, существенно отличающихся от общепринятых норм морали, что зачастую шокировало английских обывателей, для которых добропорядочность и кредитоспособность были самыми значимыми личностными характеристиками.
Скинхеды. К концу 60-х годов в Англии сформировалась субкультура скинхедов. Носителями ценностей данной молодежной субкультуры были выходцы из семей мелкой буржуазии, рабочей аристократии, менеджеров среднего звена и т.д. Отличительными признаками тех, кто принадлежал к данному субкультурному сообществу, были остриженная наголо или бритая голова, черная одежда, украшенная множеством металлических заклепок, различные символы националистических партий и движений; в том числе и неофашистских.
Конституированию скинхедов как субкультурной общности способствовало появление рок-групп, играющих музыку, похожую на панк-рок, но отличающуюся от него более быстрым ритмом и использованием элементов хорового пения. Данный музыкальный стиль получил наименование «Oi!» по названию песни «Oi!Oi!Oi!» группы «Cockney Rejects». Музыку в новом стиле играли также такие группы, как «Sham 69», «4-Skins», «Last Resort», которые рассматривали себя как выразителей самосознания той части молодежи, которая весьма критично воспринимала те процессы, которые начали разворачиваться в европейских странах после образования «Общего рынка», НАТО, ОБСЕ.
Первоначально скинхеды дистанцировались от политики. Они просто устраивали вечеринки, ходили на футбол, слушали музыку, созданную иммигрантами из Ямайки, и периодически дрались друг с другом. Политизация субкультуры скинхедов началась с того момента, когда на них обратили внимание лидеры «Английского национального фронта», которые сделали все возможное для превращения скинхедов в активную силу, призванную отстаивать права коренных граждан Соединенного Королевства. Большую роль в пропаганде расистских идей в среде скинхедов сыграл лидер музыкальной группы «Skrewdriver» и один их известных деятелей «Английского национального фронта» Ян Стюарт, имевший репутацию рьяного националиста.
Хотя часть скинхедов продолжала позиционировать себя как людей, не занимающихся политикой, тем не менее большинство скинхедов «второй волны» после усиленной идеологической обработки активистами «Английского национального фронта» превратились в откровенных шовинистов и ксенофобов. Рост социальной напряженности в английском обществе, ухудшение положения наемных работников и мелких собственников, сворачивание части социальных программ, широкое распространение алкоголизма и наркомании, рост сексуального насилия они теперь связывали с увеличением численности иммигрантов, большинство из которых составляли выходцы из стран Ближнего Востока, Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки. По их представлениям, наличие столь значительного числа некоренных жителей вело к обесцениванию труда подданных Ее Величества, отвлекало средства на адаптацию инородцев к иной социокультурной среде, негативно сказывалось на морально-психологическом климате английского социума.
Нетерпимость к инакомыслящим, неприятие иностранцев, получивших вид на жительство, а также носителей ценностей других субкультур, которые, с точки зрения консервативного обывателя, выступающего под флагом защиты викторианской морали и вековых традиций, относились к числу девиантов, отличала скинхедов от иных субкультурных сообществ.
Система ценностей скинхедов включала с себя такие ценности, как «величие нации», «свобода», «материальное благосостояние», «власть», «труд», «физическая сила», «секс», «семья», «вера» и др.
Они разработали целый ряд ритуалов, в том числе и обряд посвящения (инициации), ритуал перевода с более низкой иерархической ступени на более высокую, ритуал поощрения и наказания за несоблюдение принятых в их среде норм и др. За агрессивность, националистические воззрения, участие в «борьбе за права белого человека» скинхеды получили прозвище «народных дьяволов». Изначально скнихеды как общность не составляли нечто целое, но позже они оказались втянутыми в политику противоречия между различными группами скинхедов. В результате чего произошел их раскол на три группировки, каждая из которых претендовала на то, что только она является сообществом истинных скинхедов.
Сегодня часть скинхедов принадлежит к так называемые traditional skinheads, которые считают себя хранителями заветов скинхедов 60-х годов; часть принадлежит к bonheads, разделяющим идеи Розенберга, Ле Пена и других создателей расовых теорий (их называют «правыми»), часть — к Redskins, или «левым», тяготеющим к различным анархистским и леворадикальным политическим группировкам.
Traditional skinheads по своей природе аполитичны и резко отрицательно относятся как к «правым», так и к «левым» скинхедам, считая, что те и другие, занявшись политикой, предали идеалы движения. Они составляют большинство участников движения «Spirit-69», которое организационно оформилось в конце 80-х годов XX в. Redskins стояли у истоков движения «Скинхеды против расовых предрассудков», которое возникло приблизительно в то же время.
Отличить скинхедов, принадлежащих к различным группировкам, постороннему человеку достаточно трудно, хотя и возможно. «Своих» от «чужих» скинхеды отличают по нашивкам, которые носят на рукаве. У bonheads нашивки с нацистской символикой, у «левых» — нашивки с серпом и молотом. Redskins носят «бомберы» малинового цвета и шнуруют ботинки шнурками красного цвета, anarcho skinheads обычно одевают «бомберы» белого цвета. Более точно принадлежность скинхеда к той или иной разновидности можно определить только в процессе общения, выяснив его отношение к ряду политических явлений.
Хиппи. На рубеже 60—70-х годов в ряде стран Запада появились первые объединения хиппи, которые создали одну из самых влиятельных молодежных субкультур, оказавших существенное влияние на те процессы, которые протекали в духовной сфере жизни западного общества. Широкий ареал распространения субкультуры хиппи и ее привлекательность для масс молодежи были связаны с тем обстоятельством, что данная субкультурная общность формировалась прежде всего за счет выходцев из интеллигенции и частично из слоев средней и крупной буржуазии. Среди них было достаточно много хорошо образованных наследников семейных капиталов, которые разочаровались в навязываемых им идеалах и в возможности построения «общества всеобщего благоденствия» при наличии той системы экономических, политических и моральных отношений, которые сложились в капиталистическом обществе более чем за двухсотлетнюю историю его существования.
По своим идейно-политическим позициям хиппи были пацифистами и гуманистами, свято верившие в то, что высшими ценностями являются человеческая личность, свобода, мир, эстетическое наслаждение от созерцания природы и произведений искусства, любовь, согласие с самим собой. Хиппи стремились достичь гармоничного существования за счет разрыва жестких социальных связей и отношений, которые с неизбежностью возникают в обществе, основанном на част- ной собственности и эксплуатации человека человеком.
Программным лозунгом хиппи, в котором наиболее ярко отразилась специфика их мировоззрения, был лозунг «Делайте любовь и не делайте войну», который нашел широкий отклик в среде тех, кто пережил взлет и спад молодежного протеста в 60-е годы и настойчиво пытался найти выход из того тупика, в котором оказалось послевоенное поколение западных интеллектуалов.
Хиппи отрицали значимость буржуазной культуры, весьма скептически относились к общепринятой системе моральных норм. Буржуазное искусство они рассматривали как искусство упадническое, не способное даже в малой степени отразить духовные искания современного человека и кричащие противоречия постиндустриального общества. Буржуазный брак, по их мнению, был своего рода сделкой между продавцом и покупателем, не берущими в расчет такую мелочь, как любовь, которая одна только и способна освятить союз между мужчиной и женщиной.
Хиппи, по сути, бросили вызов буржуазному обществу, демонстративно отказавшись от привычного комфорта, карьеры, социального статуса, материального благосостояния в пользу естественных человеческих отношений, свободы, возможности жить с чистой совестью в гармонии с природой. Они перевернули существовавшие представления о том, что значимость человека определяется величиной его банковского счета и толщиной кошелька, что «общество потребления» является «лучшим из миров».
Идейной основой субкультуры хиппи были постулаты, заимствованные из таких источников, как Бхагават-гита — квинтэссенции ведической мудрости Индии, ранних работ Маркса, сочинений
Фрейда, Конфуция, Лао-дзы, Фромма, Маркузе, Мэмфорда, Швейцера, Маклюэна, трудов участников «Римского клуба», романов Л. Толстого, Т. Манна, Гессе, Ролана, Кафки, Миллера.
Если говорить о системе взглядов хиппи, то ее можно описать следующим образом.
Мир далеко не совершенен, более того — он дисгармоничен и противоречив. Его несовершенство связано не только с тем, что несовершенен сам человек, но и с тем, что человек утратил представление о своем предназначении в мире, забыл о том, что природа суть его «неорганическое тело». Стремясь властвовать над природой, человек разрушает не только среду своего обитания, но и самого себя. Создав технику как средство для освоения окружающей среды, создав более комфортные условия своего бытия, освободившись от грубого, отупляющего труда, человек в конечном счете попал в зависимость от нее. Сегодня алгоритм человеческого существования определяется алгоритмом развития техники, которая всецело подчинила себе «царя природы», превратив его в «одномерного человека», утратившего большинство тех качеств, которые делали его «венцом творенья». Рационализация всех сфер бытия представляет огромную опасность, ибо она ведет к обеднению духовного мира человека, меняет систему отношений между людьми, которые все чаще и чаще видят друг в друге только носителей определенных функций и обладателей тех или иных материальных и духовных благ. Совершенствование мира необходимо начинать с совершенствования человека, с изменения его сознания. Человек должен наконец понять, что смысл его бытия заключается не в установлении безграничной власти над природой, не в накоплении вещного богатства, а в прикосновении к Универсуму, в обретении гармонии, в постижении тайны любви.
Мир познаваем, но средством его познания является не научный опыт, в ходе которого можно выяснить только частности и случайные связи, а интуиция, откровение, прозрение, возникающее в процессе медитации, самоуглубления. Для проникновения в суть происходящего в мире следует использовать приемы, которые применяются различными оккультными науками — магию и т.д., а не только экперимент, философскую рефлексию, формальную и диалектическую логику, наблюдение, то есть то, что использует современный человек, уверовавший в догмы картезианства.
Главными принципами, которыми должен руководствоваться любой индивид в своей жизни, являются:
а) пассивное сосуществование;
б) движение;
в) экспрессивность;
г) субъективность;
д) индивидуализм.
Деятельность в соответствии с принципом, пассивного сосуществования предполагает сознательный отказ от участия в политической жизни, неучастия в протестном движении, игнорирование выборов, которые в условиях репрессивно-тоталитарного общества являются фарсом.
Жизнь в соответствии с принципом движения предполагает как преодоление географических пространств, границ и рамок в поисках идеального места пребывания, так и расширение границ сферы чувственности, обретение нового опыта переживаний, ощущений, эмоций за счет принятия наркотических веществ.
Принятие принципа экспрессивности в качестве императива действия предполагает выстраивание своей деятельности как игры, которая является источником радости и изысканного наслаждения, разворачивающегося в бесконечность перманентного творческого процесса, в котором наиболее полно осуществляется раскрытие задатков и способностей человека, заложенных в него природой и приобретенных в процессе социализации.
Деятельность на основе принципа индивидуализма предполагает отказ от исполнения решений, принятых другими, выбор жизненного пути, который должен обеспечить максимальную реализацию личного начала индивида.
Хиппи создали не только своеобразную систему взглядов, которую при известном допущении можно назвать идеологией «детей цветов», но и оригинальную литературу и музыку, а также язык, на котором они объяснялись между собой. В этом языке было много слов из лексикона низших слоев общества, ряд сленговых выражении, заимствованных из уже существовавших жаргонов, однако множество и вербальных формул, созданных самими хиппи в процессе их деятельности.
Хиппи выработали свой стиль в декоративно-прикладном искусстве. Благодаря хиппи, в молодежной среде получили широкое распространение вышивка бисером, плетение из лозы и кожи, резьба по дереву, игра на народных инструментах. Носимые хиппи «фенечки» и «ксивники», «шузы» и «хайратники», верхняя одежда, украшенная изображениями животных, птиц, бабочек, растительным орнаментом, представляли в своем большинстве действительно подлинные произведения искусства.
Хиппи стояли у истоков ежегодного фестиваля рок-музыки в городе Вуудстоке (США), на который и сегодня собираются десятки тысяч молодых людей из множества стран, не желающих принять «правила игры», предлагаемые буржуазным обществом, стремящихся к самопознанию и обретению душевной гармонии.
Субкультура хиппи продемонстрировала удивительную живучесть и способность к развитию и постоянному обновлению. Она не только сохранила свои отличительные черты за истекшие десятилетия, но и оказала (и продолжает) оказывать весьма существенное влияние на культуру современного западного общества. Такие атрибуты хиппи, как длинные волосы, перехваченные ремешком, одежда из джинсовой ткани, расшитая цветочным орнаментом, холщовые сумки через плечо и т.д., вошли в моду, и сегодня в подобном стиле (раскованно-небрежном) одеваются многие миллионы людей во всем мире. С легкой руки хиппи в обиход западных интеллектуалов вошли наркотики, употребление которых уже не осуждается общественным мнением. Хиппи пробудили интерес у мыслящей части населения западных стран к восточной философии, нетрадиционным религиозным учениям, к оккультизму и мистике. Благодаря им, рок-музыканты стали использовать народные духовые инструменты, в частности свирель, волынку и т.д., обогатив тем самым палитру своих композиций.
В субкультурном сообществе хиппи были сформулированы многие идеи альтернативной политики, сформировавшие новое отношение к женскому, экологическому движениям, положению сексуальных меньшинств, политическому плюрализму.
Справедливости ради необходимо сказать, что не только субкультура хиппи оказала влияние на культуру постиндустриального общества, но и буржуазная культура существенно повлияла на субкультуру хиппи. Большинство хиппи «первого призыва», переболев «детской болезнью левизны», стали добропорядочными гражданами и заняли причитавшиеся им по рождению места среди политиков, финансистов, промышленников, университетских преподавателей, менеджеров, общественных деятелей.
Однако, несмотря на все перипетии, которые выпали на долю хиппи, они как особая субкультурная общность не исчезли. Хотя численность тех, кто считает себя носителем ценностей данной субкультуры, сократилась, тем не менее идеалы «детей цветов» привлекают и ныне многих молодых людей в различных странах мира. О том, что субкультура хиппи жива и интенсивно развивается, можно судить хотя бы по тому факту, что и сегодня, как и 30 лет назад, четвертого июля тысячи молодых людей поднимаются на Столовую гору в штате Колорадо (США) и стоят, взявшись за руки, не говоря ни слова до восхода солнца. Так начинается собрание «Семьи Радуги», которое проводится на всех континентах современными хиппи, стремящимися «жить без насилия и в единстве с Матерью-Землей».
Панки. К концу 70-х годов в Великобритании сформировалась новая субкультурная общность, получившая название панки. Появление панков совпало по времени с закатом «нового левого движения», когда многие молодые люди, пережив разочарование в идеалах своей юности, оказались в ситуации «ценностного вакуума». Однако главной причиной появления панков было стремительное углубление кризиса буржуазной культуры, который приобрел именно на рубеже 70—80-х годов тотальный характер. С известными оговорками можно утверждать, что образование субкультурного панк-сообщества есть следствие «упадка Британии», утраты ею статуса ведущей мировой державы, хранительницы традиций, «законодательницы мод» в сферах высоких технологий, менеджмента, держательницы «контрольного пакета акций» на мировом рынке ценных бумаг.