Отечественные социологи культуры начали изучение феномена молодежной культуры значительно позже. Первые работы, где ставились вопросы о том, что такое молодежная культура, каковы ее характерные особенности, какое воздействие она оказывает на культуру того или иного общества, появились в нашей стране в середине 80-х гг., то есть более чем через четыре десятилетия после того, как данная проблема была в общем виде сформулирована в трудах К. Манхейма. Это было связано с целым рядом объективных и субъективных обстоятельств, и прежде всего с тем, что в условиях, когда был взят курс на построение социально однородного общества, а высшим типом культуры призналась социалистическая культура, любые проявления молодежной творческой активности воспринимались как девиации. Поэтому данными проблемами занимались в основном не культурологи и не социологи культуры, а те, кто изучал различные формы отклоняющегося поведения.
Сказывалось и то обстоятельство, что различие между ценностями и нормами различных поколений в советском обществе до определенного времени не приобретало вид поколенческого конфликта, который стал реальностью в странах Запада уже в 50-е годы.
Свою роль сыграло и то обстоятельство, что молодежные субкультуры в своем классическом варианте были слабо представлены СССР. Сообщества битников, хиппи, рокеров и т.д. практически до середины 80-х годов были весьма малочисленны и не оказывали, по существу, влияния на те процессы, которые протекали в культуре советского общества.
Интерес к феномену молодежной культуры отечественными исследователями начал проявляться с начала так называемой «перестройки», когда был провозглашен лозунг «Больше демократии — больше социализма» и когда были сняты запреты на проявления несанкционированной активности масс. Именно тогда (с 1985 по 1990 г.) появилось огромное количество молодежных объединений как чисто политического, так и культурно-творческого плана, возникла Московская рок-лаборатория, Ленинградский, Рижский и Свердловский рок-клубы, творческое объединение «митьков», художников-концептуалистов, объединение музыкантов «третьего направления», многочисленные самодеятельные театры-студии, в том числе театр В. Спесивцева на Красной Пресне, «На Юго-Западной», «У Никитских ворот» и др.
|
В годы «перестройки» на улицах Москвы, Ленинграда, Симферополя, Риги, Свердловска и других городов появились группы хиппи, кришнаитов, панков, люберов, байкеров и т.д., организационно оформились сообщества футбольных фанатов таких спортивных клубов, как «Спартак», ЦСКА, «Динамо», и произошли первые массовые побоища на ряде стадионов Москвы и других мегаполисов. В это же время была осуществлена легализация художественного, театрального, литературного андеграунда, были организованы первые всесоюзные выставки молодых художников-авангардистов в Манеже, Московском доме молодежи и выставочном комплексе на Крымском Валу. В этот период возникли политические дискуссионные клубы в МГУ им. М.В. Ломоносова, Московском государственном педагогическом институте им В.И. Ленина, Центральном экономико-математическом институте АН СССР, в Союзе кинематографистов СССР и т.д. Именно тогда конституировалось движение клубов самодеятельной песни (КСП) и начали регулярно проводиться Грушинские фестивали, на которые со всех концов СССР съезжались десятки тысяч молодых людей, чтобы услышать знаменитых бардов: Ю. Визбора, Б. Окуджаву, В. Берковского, Ю. Кима, С. Никитина, О. Митяева и др. В ряде городов, в частности в Казани, возникло множество так называемых «моталок» — криминогенных молодежных сообществ, терроризировавших зачастую целые населенные пункты.
|
Первые труды, посвященные феномену молодежной культуры, были написаны И.В.Бестужевым-Ладой, П.С. Гуревичем, Ю.Н.Давыдовым, Ю.А. Замошкиным, И.С. Коном, Г.С. Кнабе, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовским, В.Ф. Левичевой, КБ. Мяло, В.Б. Чурбановым, которых с полным основанием можно отнести к числу первооткрывателей нового для отечественной социологии научного направления.
В 90-е годы вышли в свет работы В.П. Белянина, И.А. Бутенко, в.а. Лукова, АЛ. Оганора, С.И. Левшова, Д.В. Петрова, В.Ф. Пирожко-ва, З.В. Сикевич, Т.Е. Щепанской, И.Г. Хангелъдиевой и др. В большинстве из них давалось не только описание тех или иных молодежных субкультур, но и излагалась совокупность теоретических постулатов и положений, позволяющих составить представление об их природе, условиях возникновения и функциях.
Если суммировать наработки российских авторов, занимавшихся проблемой молодежной культуры (молодежных субкультур) в последние годы, то можно утверждать, что есть основание говорить об отечественной концепции молодежной культуры, которая по целому ряду моментов отличается от взглядов на эту проблему западных социологов.