Молодежная культура
Молодежная культура относится к числу тех феноменов, которые начали исследоваться социологами всего несколько десятилетий назад, приблизительно в середине 60-х годов XX столетия, когда на Западе широкий размах приобрело движение так называемых «новых левых», которое объединило в своих рядах радикально настроенную часть студенчества и молодой интеллигенции, не приемлющих образа жизни и ценностей капиталистического общества и стремившихся к его переустройству на принципах гуманизма и социальной справедливости. Именно тогда термин «молодежная культура» вошел в лексикон западных социологов, которые с тех пор широко используют его для описания того мира артефактов, алгоритмов креативной деятельности, ценностей, моральных и эстетических норм, которые создаются в молодежной среде для регуляции поведения индивидов, принадлежащих к данной социально-демографической группе.
Постановка и решение проблемы молодежной культуры в трудах западных исследователей
Однако если говорить о тех, кто выдвинул тезис о существовании особого феномена молодежной культуры и описал в самом общем виде ее характерные черты, то прежде всего следует упомянуть Карла Манхейма, который вошел в историю социологической науки как основоположник «социологии знания», автор одной из «знаковых» книг XX столетия «Идеология и утопия», вдумчивый исследователь проблем демократии и интеллигенции.
Впервые о существовании особого феномена молодежной культуры Манхейм упомянул в своей широко известной работе «Диагноз нашего времени». Выясняя причины, породившие глубокий духовный кризис в английском обществе, Манхейм пришел к выводу, что его корни необходимо искать в том, что креативный потенциал, которым обладают социальные общности и в первую очередь молодежь, не используется в должной мере в силу сложившихся традиций и консервативных установок, присущих не только большинству английских обывателей, но и значительной части политической элиты, многим представителям деловых кругов, университетским интеллектуалам. Опираясь на многочисленные исторические при-меры, анализ литературы, данные исследований, выполненных его предшественниками, Манхейн показал, что общество, которое сдерживает проявление творческой энергии молодого поколения, неизбежно обрекает себя на замедление темпов развития, на распад социальных связей, ибо «вдохнуть жизнь в установленный рутинный порядок вещей могут лишь те люди, для которых новые проблемы представляют реальный вызов». Такие люди существуют, по его твердому убеждению, не среди тех, кто добился определенного социального статуса и обременен негативным жизненным опытом, заставляющим уходить под разными благовидными предлогами от принятия решений, а среди тех, кто только входит в самостоятельную жизнь и способен к нетрадиционной постановке вопросов и определенному риску. Именно в молодежной среде, по мнению Манхейма, наиболее эффективно происходит формирование, как он писал, «духа общности и лежащих в его основе отношений», новых моральных императивов и эстетических норм, которые, как показывает практика, через какой-то промежуток времени становятся всеобщим достоянием. Поэтому если социальная система не научилась использовать потенциал инноваций, существующий в молодежной среде, то она обрекает себя на стагнацию и резкое снижение темпов развития. Ее проигрыш более удачливым соперникам неизбежен, как неизбежна и ее победа в том случае, если она сможет себе поставить на службу энергию молодых.
Сформулировав идею о существовании молодежной культуры, описав в общих чертах ее характерные признаки, Манхейм не дал определения исследуемого им феномена. Нет в его работах и рассуждений о вариативности молодежной культуры, не затрагивает он и проблемы ее типологии, не касается вопроса ее взаимодействия с культурой всего общества.
Идеи Манхейма в условиях военного времени, когда возникла в поле исследовательского интереса социологов находились другие проблемы, не вызвали широкого общественного резонанса.
К работам Манхейма представители западной социологической мысли вернулись в конце 50-х годов, когда возникла проблема конфликта поколений. Крупнейший западный социолог XX в., создатель теории социального действия Толкотт Пирсоне был среди тех, кто подключился к исследованиям молодежи. Он исходил из того, что феномен молодежной культуры — это реальность требующая детального и скрупулезного изучения. С его точки зрения, наличие молодежной субкультуры позволяет решить проблему создания эмоциональной устойчивости молодого человека во взаимоотношениях со взрослыми или представителями той же возрастной группы, а также получить пласт знаний и навыков дополнительно к тому объему знаний и навыков, которые он приобретал в системе образования. По мнению Парсонса, молодежная культура помогала не только «выпорхнуть из гнезда, но и получить взрослую роль».
Однако трактовка молодежной культуры, предложенная Парсонсом, не была принята социологическим сообществом. Сразу после выхода в свет его трудов, где Парсонс излагал свое видение данной проблемы, она была подвергнута резкой критике со стороны других западных ученых, которые подчеркивали, что в реальности молодежная субкультура играет не столько роль той соцкультурной среды, которая позволяет ускорить и провести с минимальными издержками социализацию молодого поколения, инкорпорирование его во взрослый мир, сколько создает совершенно иное «культурное поле», где базовыми ценностями являются ценности отнюдь не взрослого сообщества. Они также указывали на то, что молодежь не желает принимать императивы «взрослой» культуры. Более того, отдельные попытки некоторых представителей молодого поколения стать похожими на своих родителей рассматривались другими молодыми людьми как предательство корпоративных интересов. С их точки зрения, молодежная субкультура несла в себе изначально ярко выраженный контркультурный заряд и воспринималась молодыми людьми как культура, противостоящая культуре капиталистического общества как культуре неистинной, переставшей выполнять свои основные функции, и прежде всего функцию духовного возвышения личности.
Подобный подход получил обоснование в работах Т. Роззака, Ч. Рейча, Д. Йингера, Г. Дэвиса, Б. Бергера, Л. Хаузера и других ученых, которые предложили свои трактовки молодежной культуры, существенно отличающиеся от парсоновской.
С точки зрения Т. Роззакч, молодежная культура представляет собой социокультурный феномен, который с полным основанием может быть назван контркультурой, так как между ней и традиционной культурой лежит пропасть, которую невозможно преодолеть, ибо базовые ценности данных культурных миров взаимоотрицают друг друга.
Приблизительно такой же теоретический образ молодежной культуры содержится и в работах Ч. Рейча, автора бестселлера 60-х годов — книги «Зеленеющая Америка», где данный феномен трактуется как нечто инновационное и противостоящее консервативной культуре современного западного общества, которая уже на протяжении нескольких столетий пребывает в кризисе и не способна выйти из того тупика, в который ее завели апологеты либерализма и традиционалисты.
Согласно точке зрения Д. Йингера, молодежная культура представляет собой комплекс, или, если использовать его выражение, «конфигурацию норм и ценностей» группы, несовпадающую с нормами и ценностями, господствующими в обществе. Однако она не является культурой, всецело и полностью отрицающей культуру того общества, в рамках которого она сформировалась. Молодежная культура, по мнению Йингера, не несет в себе разрушительного потенциала и не претендует на то, чтобы стать господствующей культурой. Более того, на нее возлагается важнейшая миссия внесения инноваций в культурную жизнь общества. Говоря другим словами, молодежная культура выступает в роли стимула, обусловливающего движение культуры социальной системы, которая развивается только тогда, когда есть противостояния двух начал — дестабилизирующего, роль которого выполняет молодежная культура, и стабилизирующего, функции которого возложены на традиционную, официально одобряемую культуру.
По мнению Г. Дэвиса, молодежная культура есть не что иное, как культура, чьи нормы и ценности возникли путем инверсии, то есть придания им обратного смысла, из норм и ценностей «культуры взрослых», господствующей в обществе. Например, если в ценностно-нормативной системе современного буржуазного общества добропорядочность рассматривается как одна из значимых ценностей, то в рамках молодежной культуры она интерпретируется как антиценность, свидетельствующая о мещанской ограниченности, филистерстве тех, кто ориентирован на нее. Таким образом, как он считает, есть основания ставить знак равенства между молодежной культурой и антикультурой.
С точки зрения Л. Хаузера, молодежная культура суть «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением».
Однако ни одна точка зрения упомянутых ученых не была принята широкой социологической общественностью. Представление о молодежной культуре как контркультуре было подвергнуто жесткой критике со стороны так называемых «умеренных» западных социологов, которые указывали на то, что молодежная культура — это собирательное понятие. В реальности, подчеркивали они, существует целый спектр молодежных субкультур, многие из которых по направленности могут быть отнесены к социально значимым, ибо благодаря им возникает разнообразие социокультурных практик и появляются новые алгоритмы культурно-творческой деятельности. Контркультура как явление возникла совсем недавно — на рубеже 60—70-х годов XX в., и это было связано с конкретными событиями, в то время как первые молодежные субкультуры, в частности субкультура тедди-бойз (или просто тедди), появились по меньшей мере на несколько десятилетий раньше. Оппонентами высказывались и другие критические замечания, не менее весомые, чем ранее приведенные.
Сегодня в западной социологической литературе дискуссия о природе молодежной культуры, о тех функциях, которые она выполняет, продолжается. Многие считают, что появление молодежной культуры, или, точнее, молодежных субкультур, связано прежде всего с особенностями развития социума в условиях постиндустриального общества.
По мнению других ученых, молодежные субкультуры возникают в промежуточных областях социальных структур и представляют собой культуры «лиминальных сообществ» (В. Тэрнер и др.), объединяющих в одно целое индивидов, «выпавших» из общества по тем или иным причинам или испытывающих трудности адаптации к общепринятой системе норм и ценностей.
Некоторые социологи связывают возникновение молодежных субкультур с обретением послевоенным поколением, разочаровавшимся в идеалах отцов, особого рода самосознания, которое порождает особый тип социальной практики. Высказываются различные мнения и относительно стадий развития молодежных субкультур, их взаимосвязи с культурой общества в целом и т.д.
Таким образом, говорить о том, что в западной социологической науке сложилась концепция молодежной культуры, позволяющая осмысливать сложные процессы, протекающие в молодежной среде, не приходится. Западная социологическая мысль располагает разным набором точек зрения, которые весьма трудно привести к единому знаменателю, так как авторы, высказывающие их, исходят из различных доктринальных посылок и не могут рассматриваться не только как конгруэнтные, но и как взаимодополняющие друг друга.
Отечественные ученые о причинах