Мышечных ощущений занимающегося.




Основным методическим приемом воспитания и развития речевого голоса является

принцип комплексного развития частей речевого аппарата и его деятельности. В процес-

се воспитания речевого голоса должны сформироваться лучшие его качества — как еди-

ный целостный процесс:

— развитие речевого дыхания во взаимосвязи с деятельностью артикуляции;

— развитие координированной работы частей внутриглоточной и внешней артику-

ляции;

— развитие ощущения резонирования при свободном положении артикуляционного

аппарата;

— развитие слуховых и мышечных ощущений.

Артикуляция — это деятельность внутриглоточной и внешней ротоглоточной сис-

темы, связанной с произнесением звуков речи и различных их сочетаний, которые со-

ставляют слоги и слова.

Резонирование — максимальная концентрация звуковых волн. К резонаторам отно-

сятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, глотка, полость носа и придаточные

его полости, зубы.Артикуляционный аппарат богат мышечным чувством, а импульсы, идущие от арти-

куляционного аппарата в слуховую и зрительные зоны коры головного мозга, создают

так называемую "обратную связь". Благодаря этой связи возможно организовать правиль-

ное физиологическое развитие речевого голоса.

Атака звука — момент его образования, или начало звука". Термин "атака" обозначает способ,

которым пользуется говорящий, чтобы привести в действие, включить в работу голосо-

вые складки. Атаку звука называют еще "взятием звука", "приступом звука", "голосона-

чалом", поэтому умение владеть первоначальным образованием звука, т. е. первой атакой

его, имеет большое значение в воспитании речевого голоса.

В зависимости от способа различают следующие виды атаки звука:

Твердая — голосовые складки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхае-

мый воздух с усилием прорывается через голосовую щель. Для твердой атаки характерно

перенапряжение голосовых складок, речевой голос носит резкий, зажатый характер.

Придыхательная — выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель

до смыкания голосовых складок, слышен шум трения о голосовые складки, затем голо-

совые складки начинают смыкаться и вибрировать. Обычно речевой голос при использо-

вании этого вида атаки теряет тембровую чистоту из-за шума от движения воздуха.

Мягкая — начало прохождения воздуха совпадает с соприкосновением голосовых

складок. Голосовые складки начинают работать одновременно с дыханием.

В основе постановки голоса (речевого и вокального) лежит именно мягкая атака

звука, хотя в отдельных случаях для активизации речевого аппарата, в целях борьбы с

вялостью смыкания голосовых складок возможно применение твердой атаки*. Придыха-

тельная атака при работе над голосом не применяется.

Основное требование, предъявляемое к речевому голосу — это ровность его звуча-

ния по всему диапазону, естественность, гибкость.

Деление речевого голоса на регистры условно, так как нет точных границ, как это

принято в пении.

Ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом,

называется регистром речевого голоса.

В речевом голосе различают:

Грудной, или нижний, регистр — состоит из однородных звуков и занимает ниж-

нюю часть речевого голоса. В грудном (нижнем) регистре, естественно, преобладает

грудное резонирование. Грудной голос богат обертонами. Голосовые складки плотно

смыкаются. К грудному регистру относятся низкие тоны речевого голоса.__

Головной, или верхний, регистр — состоит из однородных звуков и занимает верх-

нюю часть речевого голоса. В головном регистре, естественно, преобладает головное ре-

зонирование. Головное звучание характерно вибрационным ощущением в области голо-

вы и лица.

Смешанный, или средний, регистр — состоит из звуков среднего звучания. В рече-

вом голосе смешанный регистр называется еще "центральной" частью голоса.

В связи с регистрами, особого внимания требует при голосообразовании вибрацион-

ное, т. е. резонирующее, ощущение: головное и грудное.

Резонирующие ощущения сигнализируют о правильном голосообразовании. Вибра-

ционные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резона-

торов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нер-

вных центров, что рефлекторно делает голос более звонким и сильным.

Каждый гласный звук содержит свои, характерные для него, усиленные обертоны,

так называемые форманты гласных. Каждый звук (по данным разных ученых)** имеет

две основные форманты, которые возникают: одна — в глоточной, другая — в ротовой

полостях. Поэтому, для того чтобы в речи гласный звук был ясен, необходим точный ар-

тикуляционный уклад для каждого гласного звука

При произношении согласных звуков резонаторно-артикуляционный аппарат рабо-

тает двояко.

При произношении глухих согласных включается только работа артикуляционного

аппарата, гортань и резонаторы не принимают участия.

При призношении звонких и сонорных согласных в работу включаются гортань и

резонаторы.

Работа по воспитанию речевого голоса с использованием гласных звуков, а также

работа с гласными звуками на уроках дикции требует определенной методики.

Начинать следует с тех гласных звуков, которые в речевом голосе звучат лучше, а

затем от них переходить на другие, не допуская акустического разнобоя в звучании, т. е.

при соблюдении разных артикуляционных укладов воспитать единство звучания. При ра-

боте с гласными звуками следует помнить, что они должны звучать чисто и полно, наи-

лучшим тембром речевого голоса.

16 билет:

Атака звука:

Виды атаки звука

В вокальной практике различают три основных вида атаки звука:

твёрдая атака, обеспечивающая звучанию голоса громкость, яркость, энергичность, резкость;

мягкая атака, придающая звучанию голоса мягкость, бархатистость, богатство обертонов;

придыхательная атака; в разговорной речи этому виду атаки звука соответствует голосовое звукоизвлечение при «секретной беседе», которая ведётся на приглушённых тонах и доверительных интонациях.

 

Образным термином «атака» обозначают способ, которым пользуется говорящий или поющий, чтобы привести в действие голосовые связки, находящиеся в покое. Атаку звука называют иногда «взятием» звука, «приступом», «голосоначалом». Различают три вида атак: твердую, мягкую, придыхательную. При твердой атаке голосовые связки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит связки в колебание. Для твердой атаки характерно наличие в самом начале звучания ясно слышимого призвука. Примером твердой атаки может служить произнесение междометий, обозначающих досаду, недовольство, возмущение: «Ах, какая досада!» При мягкой атаке момент соприкосновения голосовых связок и начало прохождения струи воздуха совпадают, и сразу же после соприкосновения связки начинают вибрировать. Например: «Ах, как здесь хорошо!» Во время придыхательной атаки выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых связок, причем слышен шум трения воздуха о края связок, и лишь затем голосовые связки смыкаются и начинают вибрировать. Примером придыхательной атаки является произнесение украинского г. У грудных детей крик, выражающий недовольство, сопровождается твердой атакой, а лепет, выражающий удовлетворение и спокойствие, происходит при мягкой атаке. В гигиеническом отношении мягкой атаке должно быть отдано предпочтение, так как при твердой атаке происходит излишнее напряжение голосовых связок.

16(версия 2) Большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного

тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является

голос средней

силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать

тихим и громким. Однако голос, как и дыхание, следует развивать.

Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться

так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться

свободного, ненапряженного звучания. Атака звука — это способ смыкания

голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому.

Различают три вида атаки звука: твердую, мягкую и придыхательную.

При твердой атаке голосовая щель смыкается плотно до начала звука, для

произнесения которого требуется активное давление воздуха на голосовые связки.

Применение твердой атаки активизирует звучание речи.

Выполните упражнение для усвоения твердой атаки звука, воскликнув:

а) с ощущением испуга: «Ах, какой ужас!»

б) с ощущением восторга: «Ах, какая прелесть!»

При мягкой атаке голосовая щель смыкается менее плотно, лишь настолько,

чтобы можно было воспроизвести звук. Мягкая атака звука применяется при

чтении лирической поэзии.

Выполните упражнение для усвоения мягкой атаки звука. Для этого

воскликните с радостным, приятным ощущением, например: «Ах, как хорошо!»,

«Ах, как чудесно!»

17 билет:

Ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем

же механизмом, называется регистром речевого голоса.

Регистр – это степень высоты голоса. В речевом голосе

существуют:

грудной, или нижний, регистр, который состоит из однородных

звуков и занимает нижнюю часть диапазона речевого голоса. В

грудном, нижнем регистре преобладает грудное резонирование, все

звуки этого регистра называются грудными;

головной, или верхний регистр, который состоит из однородных

звуков и занимает верхнюю часть диапазона речевого голоса. В

голодно регистре преобладает головное резонирование; все звуки тог о

регистра называются головными;

смешанный, или средний, регистр, который состоит из звуков

среднего звучания. В спектре речевого голоса смешанный регистр

относится к центральной его части.

Границы регистров речевого голоса очень разнообразны и во

многом зависят от индивидуальности. При воспитании речевого голоса

следует добиваться главного перехода из регистра в регистр.

Воспитать и поставить голос – это значит: а) натренировать

навык правильного диафрагмально-реберного дыхания;

б)научиться пользоваться резонаторами (усилителями звука),

это можно сделать с помощью специальных голосовых упражнений.

Целесообразно начинать постановку голоса вообще без каких-

либо собственно голосовых заданий и упражнений

18 билет:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: