Фонематический слух — способность различать и воспринимать звуки речи.
Звуковысотный слух — способность воспринимать и ощущать в речи ритм, то-
Нальность.
При помощи речевого слуха осуществляется контроль произносимого текста, при-
способление к тональному ансамблю партнеров, слуховые восприятия речи, контроль
над звучанием своего голоса.
. Эта особенность
наиболее четко проявляется при прослушивании записи своего голоса на магнитофонной
пленке.
К профессиональным качествам речевого слуха следует отнести:
1. Звуковую память, способность запомнить тембр, интонационный строй речи, ее
разнообразные оттенки.
2. Способность различать звуки по их высоте, громкости и окраске.
3. Способность определить по слуху местонахождение звука и ориентироваться в
пространстве.
4. Способность различать движение речевого голоса в связи с ударением в слове,
логическим ударением во фразе.
5. Способность различать мелодичность и тональность речевого звука.
6. Способность слухового анализатора к физиологическому приспособлению при
воздействии на него звука или шума.
Особое значение в развитии речевого голоса имеет воспитание навыков профессио-
нального внутреннего слуха актера, т. е. умение мысленно читать, считать без голоса,__
иметь представление о хорошем речевом звучании, обогащаться мысленными слуховыми
ассоциациями.
Известно, что при всех искажениях слуха вслед за тем искажается и голос.
Восприятие речи возможно благодаря связи между звуковым анализатором и речедвигатель-
Ным аппаратом.
Разработаны упражнения, которые за счет слухового рефлекса положительно сказы-
ваются на голосообразовании, а также формируют ощущение грудного, головного и сме-
|
шанного типов звучания.
Благодаря способности ушных раковин менять расположение создаются и разные
возможности, чтобы ощущать грудной, головной или смешанный типы звучания. Упраж-
нения акустически приближают звук, формируют ясное ощущение резонирования, спо-
собствуют освобождению окологортанной мускулатуры от излишнего напряжения.
Упражнения
Упражнение 1.
Поставить собранные ладони за уши, "как бы собрав и увеличив их". Прочитать
текст или проделать голосовое упражнение.
Упражнение способствует грудному резонированию речевого голоса.
19 билет:
Строение и деятельность переферического аппарата речевой системы
Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного.
В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми связками. К артикуляционному отделу относятся язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные структуры – неподвижными. В зависимости от того, функции каких из перечисленных структур центрального или периферического речевого аппарата расстраиваются, выделяют различные виды речевых нарушений.
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ - отдел речевого аппарата, состоящий в свою очередь из трех основных отделов: дыхательного (легкие с дыхательным горлом); голосообразовательного (гортань с голосовыми складками и расположенной над ними системой резона торных полостей); артикуляционного (совокупность активных и пассивных органов, обеспечивающих производство звуков речи); (см. так же Органы речи).
|
Версия 2)
Переферический отдел - это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связоки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.
Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.
1-й отдел — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;
2-й отдел — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказываеют наибольшее влияние на технику речи;
3-й отдел — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;
|
Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.
Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.
Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.
Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.
Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).
Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.
20 билет: