Введение
Основным источником информации об устойчивости финансового состояния является бухгалтерская отчетность. В рыночной экономике отчетность предприятия базируется на обобщении данных и является информационным звеном, связывающим предприятия с обществом и их партнерами, которые являются пользователями информации о деятельности предприятия.
При вступлении в рынок неизмеримо возрастает количество пользователей бухгалтерской информации.Если раньше она предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, банку и территориальному органу статистики), то в настоящее время ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений: лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), т.е. менеджеры и самые различные работники управления, включая, естественно, бухгалтеров; лица, непосредственно не работающие на предприятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес - акционеры, инвесторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и т.д.; третью группу составляют лица, имеющие косвенный финансовый интерес - различные финансовые институты (биржи, ассоциации и т.п.),, органы статистики, профсоюзы и др.
И все пользователи бухгалтерской информации прежде всего ставят себе задачу провести анализ бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать выводы о направлениях деятельности.
Анализ бухгалтерского отчета имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками информации являются формы отчета, включая приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри предприятия.
|
Источниками информации для анализа финансового состояния являются официальные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности -
форма № 1 "Баланс предприятия",
форма № 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании",
форма № 4 "Отчет о движении денежных средств".
Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса ясно, чем собственник владеет, т.е. каков в количественном и качественном отношении тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться и кто принимал участие в создании этого запаса.
По балансу определяют, сумеет ли предприятие в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др., или ему угрожают финансовые затруднения.
В связи с тем, что анализ финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерской финансовой отчетности (и, в частности, на основе бухгалтерского баланса) становится условием цивилизованных отношений в бизнесе, основой надежности и всесторонней обоснованности финансовых решений на всех уровнях и во всех субъектах хозяйствования, актуальность темы данной курсовой работы "Анализ финансового состояния по данным баланса предприятия на примере ОАО "Новошип"" несомненна.
Цель данной курсовой работы - анализ бухгалтерского баланса и оценка финансового состояния, которая даст возможность глубже заглянуть во внутренние и внешние отношения хозяйствующего субъекта, выявить его финансовое положение, его платежеспособность и доходность.
|
Для реализации поставленной цели в данной курсовой работе решаются следующие задачи:
по данным бухгалтерского баланса построить аналитический баланс;
по данным аналитического баланса определить изменение в сумме и по удельному весу:
общей стоимости имущества;
стоимости иммобилизованных (необоротных средств);
стоимости мобильных (оборотных) активов;
стоимости материальных оборотных средств;
величины собственного капитала;
величины заемного капитала;
величины собственных средств в обороте;
рабочего капитала. По результатам расчетов сформулировать выводы;
сделать анализ ликвидности баланса;
рассчитать коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия;
исходя из данных сравнительного баланса сделать анализ финансовой устойчивости предприятия;
определить тип финансовой ситуации;
сделать анализ деловой активности предприятия;
сделать анализ показателей управления активами;
по результатам анализа бухгалтерского баланса составить аналитическую записку о финансовом состоянии предприятия на примере ОАО "Новошип".
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Характеристика предприятия ОАО "Новошип"
ОАО "Новошип" является открытым акционерным обществом, уставный капитал которого разделён на опредёленное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
|
Общее собрание акционеров является высшим органом управления Общества и проводится ежегодно.
На годовом общем собрании акционеров (на основании действующего Устава ОДА "Новошип") решаются вопросы:
об избрании Совета директоров Общества;
об избрании ревизионной комиссии Общества; об утверждении аудитора Общества;
об утверждении представляемого Советом директоров Общества годового отчета Общества;
об утверждении бухгалтерской отчетности Общества. в том числе отчета о прибылях и убытках Общества;
о распределении прибыли, в том числе выплате (объявлении) дивидендов и убытков Общества по результатам финансового года.
На международном фрахтовом рынке ОАО "Новошип" занимает одну из ведущих позиций. По статистике "ИНТЕРТАНКО", лишь 11% танкерных компаний - членов Ассоциации владеют флотом от 20 танкеров и более, ОАО "Новошип" является одной из них.
Пароходство специализируется в сфере перевозок нефти и нефтепродуктов, предлагая свои услуги в широком диапазоне грузовых партий - от 15 до 115 тыс. тонн.
По тоннажу tahkepob-продуктовозов устойчиво входит в первую пятерку крупнейших судоходных компаний мира. С марта 2006 года ОАО "Новошип" вошло в тройку компаний, владеющих крупнейшим флотом танкеров типа "Афрамакс".
Компания действует в общемировом масштабе, концентрируя свои усилия на ведущих мировых фрахтовых рынках, в первую очередь - на российском, европейском, американском, а также в бассейнах Средиземного, Черного и Балтийского морей.
ОАО "Новошип" конкурентоспособно на мировом фрахтовом рынке, пользуется репутацией надежного, добросовестного, квалифицированного перевозчика. Танкеры Компании работают в чартере у таких крупных нефтяных компаний, как "Total", "Chevron", "Яерsоl", "Сопосо" и др. Танкеры Общества успешно проходят инспекции нефтяных компаний и портовых властей, получают стабильную работу у фрахтователей.
ОАО "Новошип", выполняя "Программу обновления флота" и следуя избранной стратегии, повышает свою конкурентоспособность на рынке морских перевозок. Развивая бизнес на перспективных секторах рынка и при этом, уже имея накопленный опыт работы в данных секторах, увеличивая тоннаж и снижая возраст флота, Компания приобретает долгосрочную перспективу роста. Стоимость активов Общества и капитализация растут, что отражается как на процветании самого Общества, так и на благосостоянии акционеров.
Флот группы ОДО "Новошип" состоит из 53 судов суммарным дедвейтом 3,037 млн. тонн (на конец 2004 г. - 3,395 млн. тонн) и средним возрастом 11,6 лет (на конец 2007 г. - 13,5 лет), при этом 96% тоннажа флота - танкеры со средним возрастом 10 лет (на конец 2008 г. доля танкерного флота составляла 87% со средним возрастом 11,9 лет). (Таблица 1)
Таблица 1
Вид флота | Количество судов | Суммарный дедвейт, тыс. тонн | ||||||
Наливной | ||||||||
ОБО | ||||||||
Сухогрузный. | ||||||||
вт. ч. РО-РО | ||||||||
Пассажирский | ||||||||
Всего |
На рынке перевозок сырой нефти ОДО "Новошип" прочно закрепилось в перспективной тоннажной группе "Дфрамакс" (80-120 тыс. тонн дедвейта), где эффективно эксплуатируются 6 танкеров типа "Москва", 4 танкера типа "Краснодар" и 5 новых судов. Общий дедвейт флота типа "Дфрамакс" составляет 1,63 млн. тонн. В секторе танкеров класса "Панамакс" в течение отчетного периода ОДО "Новошип" эксплуатировало 5 танкеров суммарным дедвейтом 339,9 тыс. тонн.
На рынке перевозок светлых нефтепродуктов основная ставка делается на перспективную тоннажную группу "Хэндимакс", где Компания занимает лидирующие позиции на протяжении нескольких последних лет. В течение 2008 года флот крупнотоннажных танкеров-продуктовозов состоял и3 12 танкеров типа "Трогир", двух продуктовозов "Памир" и "Эльбрус" и новых "не СиЛЬВер" И "НС Стелла" дедвейтом 676,1 тыс. тонн. В классе "ХэндисаЙз", продолжалась эксплуатация еще 11 танкеров-продуктовозов суммарным дедвейтом 268,4 тыс. тонн.
Осуществление международных морских перевозок нефти и нефтепродуктов было и остается приоритетным направлением в деятельности Общества. Для реализации поставленных целей в 2004 году Советом директоров были одобрены Стратегия развития ОДО "Новошип" на 2004-2009 годы ("Стратеrия-2001,,) и Программа обновления флота ОДО "Новошип" на 2004-2009 годы. Цель Программы состояла в том, чтобы Компания заняла лидирующее положение в нише "Дфрамаксов" и укрепила взаимовыгодное сотрудничество с крупнейшими российскими и международными нефтяными компаниями. На протяжении периода, определенного Программой, происходило списание устаревшего, неконкурентоспособного тоннажа и приобретение нового, отвечающего требованиям современного рынка.
В течение 2008 года прoизoшли cлeдyющие изменения в составе флота группы ОДО "Новошип'':
списано 12 судов суммарным дедвейтом 981,5 тыс. тонн, реализация которых произошла строго в соответствии с утвержденной Программой и решениями Совета директоров Общества;
введено в состав флота 7 новых судов, суммарным дедвейтом 624,0 тыс. тонн.
Введенные в эксплуатацию танкеры типа "Дфрамакс" были построены на судоверфи компании "Хюндай Хеви Индастриз Оффшор". Республика Корея. Данная компания является пионером в применении нового технологического метода в мировой судостроительной индустрии. Суда "НС Сильвер" и "НС Стела" построены на судоверфи "Бродотрогир" в Хорватии. Все принятые ОдО "Новошип" новострои - двухкорпусные современные суда, по своим техническим характеристикам отвечающие всем последним международным требованиям в отношении безопасности и охраны окружающей среды. Новые танкеры оснащены передовыми техническими средствами, которые позволяют надежно и эффективно использовать их в районах интенсивного судоходства, а применение системы ECDIS (электронные навигационные карты) позволит повысить точность и безопасность судовождения.
В 2005 году ода "Новошип" в полном соответствии с Международным кодексом по управлению безопасностью (МКУБ) системно проводилась комплексная работа по обеспечению выполнения требований важнейших стандартов безопасности мореплавания, предупреждения загрязнения окружающей среды и охраны человеческой жизни на море, что способствовало укреплению репутации надежного морского перевозчика и повышению конкурентоспособности.
В отчетном периоде "Система управления безопасностью" (СУБ) и "Система менеджмента качества" (СМК) успешно прошли очередные освидетельствования, проведенные классификационными обществами Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС) и DNV, Норвегия. По результатам освидетельствований Компания подтвердила действие выданных сертификатов. Обе системы СУБ/СМК работают взаимосвязано на единой документальной базе, которая постоянно совершенствуется.
Результаты коммерческой и эксплуатационной деятельности, достигнутые экономические показатели подтверждают, что СУБ/СМК "Новошип" отвечают современным национальным и международным требованиям, находятся на уровне стандартов, принятых мировыми судоходными компаниями, и функционируют достаточно эффективно.
На протяжении года в Компании и на судах совершенствовалась профилактическая комплексная работа, направленная на сохранение положительной тенденции в сокращении аварийности судов и инцидентов на море. Как результат, в 2008 году удалось повысить уровень безопасности мореплавания и снизить статистические показатели аварийности. Катастроф, аварий и аварийных происшествий по стандартам классификации не происходило. Все инциденты на море с судами, относящиеся к классу эксплуатационных повреждений, расследованы и учтены.
На 31.12.08 г. суммарный дедвейт флота более трех млн. тонн при общей численности судов 53 единицы. С учетом портфеля заказов, размещенных на судостроительных верфях, во исполнение "Программы обновления флота", утвержденной Советом директоров Компании, к 2010 году в собственности "Новошип" будет современный, конкурентоспособный, молодой флот суммарным дедвейтом около 4 млн. тонн, при этом суммарная численность флота "дфрамакс" составит 27 единиц, суммарная численность флота "Хзндимакс" составит 20 единиц.