Проявляется в создании для потребителя, так называемой «дружественной» предметной среды, состоящей из товаров, которые он выбрал. Эти товары не только качественные, но и конкурентоспособные с т.з. потребителя, причем КСП их обусловлена не только совокупностью качественных и стоимостных характеристик, но и множеством составляющих не имеющих денежного выражения. К ним относят:
· Комфортное удовлетворение от удобства, простоты обращения с упаковкой и документацией
· Эстетическое удовольствие от внешнего вида, цвета, запаха упаковки
· Престижное удовлетворение, от соответствия моде, оригинальности или уникальности изделия
· Удовлетворение действиями продавца, связанное с его репутацией, готовностью к соблюдению прав потребителя при купле-продаже товаров обеспечивать кач-во и компенсировать ущерб.
Эти показатели не явл-ся для потребителя признаками кач-ва товара, а служат лишь необходимым условием для комфортного использования товара, поэтому явл-ся элементами его КСП. Однако учесть эти показатели в расчетах достаточно сложно.
Для потребителя важны не только отдельные св-ва изделий, но и их проявление при совместном использовании товаров (например, приборы кухонного комплекса).
Примеры: антипригарные покрытия; холодильники No Frost; стиральная машина совмещенная с сушкой белья; посуда, приспособленная к посудомоечной машине, а сама машина по габаритам и др. хар-кам – к мебели, водопроводу и канализации.
Т.о. ориентация на максимальные потребительский эффект служит не только повышению КСП товаров и упрочению его положения на рынке, но и обеспечивает потребителю оптимальный уровень кач-ва жизни и его эмоциональный рез-т.
|
Товар: общее понятие и классификация
Товары служат средством удовлетворения потребителей. Каждый из видов деятельности учитывает различные характеристики товара:
1) количественные;
2) качественные;
3) стоимостные.
Товар (ГОСТ Р 51303-99) – любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
Классификация товаров:
1) по назначению:
- потребительские;
.- производственные;
- для управленческой деятельности;
- для обслуживания потребителей – исполнителей материальных услуг (дл дет.сада, общественного питания, медиц.учереждения)
2) по характеру спроса: повседневного спроса; особого; престижного; колеблющегося; неотложного; отложенного; пониженного; устойчивого.
3) по источнику насыщения рынка: отечественные; импортные; товары зарубежных торговых марок
4) по сохраняемости: скоропортящиеся; среднего срока хранения; длительного срока ранения.
5) по степени новизны:
Новый товар – предмет потребления, который удовлетворяет новые потребности человека или по сравнению с заменяемым товаром более полно удовлетворяет сложившиеся потребности.
Новые товары | Примеры |
Товары нового вида | |
1. Товары, удовлетворяющие новые потребности | - Автомобильные холодильники и кофеварки - Световые сигналы в замен дверных звонков - подставка с системой охлаждения для ноутбуков |
2. Товары, удовлетворяющие существующие потребности принципиально другим способом | - Лазерный проигрыватель - Плазменный телевизор - Электронный термометр - Цифровая фоторамка - электромагнитная фоторамка |
Обновленные (улучшенные) товары | |
1. Модернизированные - товары с улучшенными основными показателями кач-ва | - В пылесосе снижен уровень шума, который по стандарту относится к основным показателям - радиотелефон |
2. Усовершенствованные - Товары с улучшенными не основными показателями кач-ва | - Улучшена конструкция пылесоса – 4 колеса вместо 2х - нетбуки взамен персональных компьютеров |
3. Модифицированные – товары с дополнительной областью применения или дополнительной комплектацией | - паяльник – для сваривания пленки - фен – для сушки, укладки, для массажа кожи головы - СВЧ печи с грилем |
Для устранения различий между обновленными товарами учитывают три параметра, которые подверглись обновлению: функция, конструкция, форма.
|
Факторы обновления товаров: мода, появление новых материалов (джинсовая ткань, балония, лайкра, тефлон); новый состав сырья; новая упаковка и т.д.
Кач-во и КСП товара
Положение товара на рынке характеризуется 3 основными элементами, определяющими возможность коммерческого успеха этого товара. С т.з. потребителя это:
– полезность, т.е. способность товара удовлетворять конкретные потребности потребителей;
- имидж товара в отдельных рыночных сегментах;
- приемлемая цена, соответствующая уровню платежеспособного спроса
Качество (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) – степень соответствия присущих характеристик требованиям.
Качество товара – совокупность потребительских св-в товара (ГОСТ Р 51303-99)
Это понятие развивалось по мере того, как развивались и изменялись в общ-ве потребности и возрастали возможности для их удовлетворения.
|
Существует японская концепция, рассматривающая 4 уровня понятие качество:
I. – соответствует стандарту
II. – соответствует использованию, т.е. товар должен не только отвечать требованиям стандартов, но и соответствовать эксплуатационным требованиям и др. показателям назначения
III. – «соответствие фактическим требованиям рынка», т.е. высокое качество и низкая цена.
VI. – соответствие латентным (скрытым) потребностям. Если товар в дополнение к основным потребностям удовлетворяет так же потребности, которые у потребителя выражены не явно, то такому товару обеспечен коммерческий успех в долгосрочной перспективе.
Различия между качеством и конкурентоспособностью.
Качество – это экономическая категория, присущая не только рыночной экономике.
Конкурентоспособность – это рыночная категория, присущая только рыночным отношениям.
Взаимосвязь категорий «качество» и «конкурентоспособность» проявляется в том, что они имеют общую сферу формирования и проявления (производство, разработка и т.д.).
Соотношение между качеством и конкурентоспособностью: самый качественный товар может оказаться не конкурентоспособным, если он не соответствует условиям потребления, т.е. качество товара не зависит от условий потребления и не изменяется (если они не нарушаются), а конкурентоспособность может оказаться либо высокой, либо низкой, а в некоторых случаях товар становится просто бесполезным.
Конкурентоспособность товара – это совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которые под влиянием ряда факторов способствуют созданию конкурентного преимущества данного товара перед товарами аналогами в удовлетворении конкретной потребности покупателя на отдельном рынке в данный период времени.
Таким образом, конкурентоспособность товаров носит динамичный и адресный характер.
Динамичность конкурентоспособности проявляется в том, что она изменяется при неизменности качественных характеристик товара. Это происходит как реакция на конъюнктуру рынка, колебания цен, воздействие рекламы, а также на проявление других, внешних по отношению к товару, факторов.
Адресность конкурентоспособности характеризуется тем, что конкурентоспособность в отличие от качества определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение только данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Это объясняется тем, что каждый покупатель имеет свои критерии оценки товаров и иногда покупает товар не потому что он высокого качества, а по той причине, что этот товар способен максимально удовлетворить его потребности (например, товары для инвалидов).
Таким образом, конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя.
Понятие «конкурентоспособность» шире понятия «качество», хотя оно составляет основу конкурентоспособности.
Иногда более качественный товар становится менее конкурентоспособным, если цена его повысилась за счет придания товару новых свойств, не представляющих интереса для основных покупателей данного сегмента.