II. ОТ МИФА К РЕАЛЬНОСТИ




 

Но если есть такое место, представляющее собой средоточие мудрости и высшего управления миром, то возникает вопрос: можно ли его как-то локализовать? К чести духовно ищущих людей, надо сказать, что подобные попытки предпринимались неоднократно. И хотя каждый народ называет эту страну по-своему и местоположение ее, как оно указано в различных источниках, тоже не всегда совпадает, тем не менее, изучение исторических памятников в странах, очень удаленных друг от друга, обнаруживает большое сходство в рассказах и хрониках, говорящих о существовании в определенном месте Земли некоего центра мудрецов, которые в продолжении долгих столетий развивали своеобразную культуру и науку в изоляции снежных гор Азии.

 

В поисках прародины

 

Поиски этой «страны неизъяснимой благодати» предпринимались еще с древнейших времен. В Китае, например, ее называли Долиной Бессмертных, в которую, как гласят предания, однажды отправился великий китайский философ Лао-цзы, впоследствии написавший под впечатлением этого паломничества свой знаменитый трактат. Примечательно, что архивы Ватикана содержат значительное число точных докладов католических миссионеров за последние 150 лет, где сообщается о таинственных депутациях, которые посылались китайскими императорами к «мудрецам гор». Эти существа, мол, обитают в горах Наньшань или Куньлунь и обладают, как говорится в описаниях, плотным видимым телом, которое, однако, не имеет ни кожи, ни крови. Известны также и китайские императоры, которые встречались с этими высшими существами и получали от них советы, когда государственные дела требовали важных решений.

Индусы связывают эту страну со священной горой Кайласа, или Меру, причем ее существование не вызывает никаких сомнений у просвещенных браминов, ученых мужей, и точно так же в том, что где-то в Гималаях обитают великие мудрецы — риши, не сомневается ни один рядовой индус.

А в тибетской традиции даже существует особый вид литературы, посвященный описанию пути в Шамбалу. Трактаты такого рода известны как «лам-йиг» (lam-yig) «описание дороги». Один из таких путеводителей обнаружен в начале прошлого века в Танджуре, другой, который датируется XIII веком, — в тибетском фонде библиотеки Гималайского научно-исследовательского института.

В Средние века в Азии было распространено много легенд о бессмертных человекоподобных существах. Одну из таких легенд приводит в своих записях выдающийся путешественник XIII века Гийом Рубрук, опубликовавший первые верные географические и этнографические выкладки, касающиеся глубинных областей Азии: «Выдают также за истину, что за Катайей (Китаем) есть некая область, имеющая такое свойство: в каком бы возрасте человек ни вошел в нее, он и остается в таком возрасте, в котором вошел». Любопытно, что эта запись относится к пути его следования от Харо-Хото к Каракоруму, то есть примерно к той же местности, которая известна многим путешественникам под именем «охранных мест в пределах Хангая и Гоби».

Среди первых европейских авторов, соприкоснувшихся с этим священным понятием Азии, Николай Рерих и его сын упоминают двух иезуитских миссионеров, Стефана Каселлу и Джона Кабрала, которые в начале XVII века, разыскивая путь в Катайское царство, снискали дружбу тибетцев, и те поведали им о существовании Ксембалы (Шамбалы), этой «очень знаменитой страны». Она расположена где-то на севере и граничит с другой, называемой Sog-po (Татария). Вначале Каселла полагал, что эта таинственная страна и есть Катай, относительно которого среди европейцев в Средние века и позже не было ясности, но который теперь отождествляется с Северным Китаем. Да и столица Катая имела название, довольно близкое к этому священному понятию, — Камбалук, или Шамблей. К тому же в Средние века именем этого крупного торгового и культурного центра назывался весь торговый путь через Среднюю Азию, или «Китайский шелковый путь». Позднее Каселла убедился, что Катай и Шамбала — две различные страны. «Это не Катай, а та территория, которая на европейских картах обозначается как Великая Татария (т. е. Россия)», — пишет он в письме от 1628 года — и решает проникнуть в последнюю. Удалось ли ему это или нет, сведений нет; известно только, что он добрался до Шигадзе в Тибете и прожил там 23 года, до своей смерти в 1650 году. Основываясь на этом письме, некоторые современные ученые выдвинули гипотезу, согласно которой эта «Северная Шамбала» могла находиться в центре южной части бывшего Советского Союза, на территории среднеазиатских республик.

Н. Рерих упоминает об одной нидерландской карте, изданной в XVII веке в Антверпене с разрешения церкви, на которой указано местонахождение Шамбалы. Первым же из европейских ученых, в чьих трудах появляется название этой «сказочной страны», был венгерский путешественник и востоковед, знаток тибетского языка и литературы Чома де Керёш (1784–1842). В 1827–1830 годах он изучал в тибетских монастырях буддийские сочинения, на основании которых пришел к выводу, что в легенде о Шамбале нашел отражение факт существования в первые века нашей эры буддийских центров в Средней Азии, которые затем были уничтожены в ходе арабского завоевания этого региона в VII веке. В небольшой статье, опубликованной им в 1833 году в журнале Азиатского общества Бенгалии Ч. де Кереш указывает относительно точные ее координаты: между 45 и 50 градусами северной широты за рекой Сита, или Яксарт (Сырдарья). Но, как пишет немецкий исследователь Шлагинтвейт в книге «Буддизм Тибета», ссылаясь на эти изыскания Кереша, «что могут дать эти точные сведения затерянному в лабиринте Гималаев искателю, если он не был позван?» Воистину, лучше и не скажешь!

В переводе с санскрита Шамбала (тиб. Sham-Bha-La) означает «источник счастья». Согласно одному из описаний, чтобы достичь столицы Шамбалы — Каланы, надо было двигаться от Индии на север. Известные тибетологи считают, что под Шамбалой подразумевается какая-то реальная страна к северу или северо-западу от Индии. Среди этих ученых такие авторитетные имена, как Ю. Н. Рерих (Шамбала — это Шаншунг-ги-юл, т. е. страна Гуче в Западном Тибете) и А. Стейн (Шамбала — это страна Олмо Лунгринг, что близ горы Кайласа, называемая в Западном Тибете Шаншун). Старший брат Далай-ламы XIV Д. Норбу также полагает, что Шамбалой в древности была страна Шаншун. Шестой Панчен-лама говорит: «К северу от Индии лежит легендарная земля Шамбала с драгоценным камнем — городом Калапой — в центре». А итальянский исследователь Тибета профессор Дж. Туччи убежден, что Шамбала расположена близ реки Сита. По версии Дж. Тучи, Сита — это река Тарим на севере пустыни Такла-Макан в Китайском Туркестане; по версии Б. Кузнецова, Сита — это река Брахмапутра; а по версии американца Эдвина Бернба-ума, автора книги «Путь к Шамбале», под Ситой может подразумеваться Амударья или Сырдарья.

Согласно поверью, бытующему у хотонов (туркменов-мусульман), проживающих на северо-западе Монголии в Кобдском округе, душа покойного отправлялась в радостную область Шамбхалу, лежащую на дальнем западе. Во многих свидетельствах о местоположении Шамбалы подчеркивается географическая близость Тибета, а сама Шамбала указывается как расположенная севернее Индии и западнее Монголии. В буддийских тантрических текстах в перечне соседних с Шамбалой мест часто упоминаются «страна богов» — Уддияна, священные гималайские вершины Шамбу и гора Кайласа, то есть область, совпадающая с территорией современного Тибета или близкая к ней.

В современных публикациях об «оазисе света — Шамбале» для убедительности доводов об исключительных свойствах этого места часто ссылаются на некоторые буддийско-тибетские тексты, такие как «Канжур и Танжур», «Белая Ведюрья», «Голубые анналы» («Синяя летопись») и «Сфера Шамбалы». Чаще всего ссылки делаются именно на «Синюю летопись» (1478) — наиболее известное сочинение по истории буддизма в Тибете, написанное тибетским историком Гойлоцава Шоннупэлом (1392–1481). «Синяя летопись» считается основным источником сведений для всех позднейших исторических компиляций по истории буддизма в Тибете. В 2001 году издательством «Евразия» был издан полный перевод этой рукописи на русский язык. Из анализа текста очевидно, что Шамбала — это небольшое гималайское княжество на севере Индии, которое в те времена было доступно любому страннику и куда свободно добирались с купеческими караванами буддийские паломники. Единственное, что его отличало от окружающих княжеств, — в его архивах хранились полные комментарии к сутрам «Калачакры-тантры». Для изучения этих сутр и комментариев к ним монахи проделывали длинный путь через Гималаи в княжество Шамбалу. Из текста явствует, что это княжество — не самый важный духовный центр буддизма в этом крае, на первом месте по значимости стоит «страна богов» — Уддияна, которая находилась в долине реки Сват на западе Тибета» О духовной значимости для буддистов Уддияны свидетельствуют записи в китайских летописях, отмечающие огромное количество буддийских святынь и храмов в этой стране.

Многие исследователи для географического вычисления местоположения Шамбалы обычно используют первую главу «Калачакра-тантры», где представлены расчеты продолжительности кратчайшего дня зимы в шести регионах Индии. Исходя из этих вычислений, Шамбала может быть идентифицирована с регионом, окружающим гору Кайласа, — гору в Юго-Западном Тибете, священную как для индусов, так и для буддистов. Это имеет смысл, поскольку, по тибетской этимологии, Шамбала может истолковываться как местопребывание блаженства, синоним, равно приемлемый как для индуистского бога Шивы, так и для образа Будды Херу-ки. В индуизме гора Кайласа рассматривается как резиденция Шивы, а в буддизме — как главная резиденция Херуки. Некоторые ученые отождествляют три района между Индией и Шамбалой — Бхотию, Ли и Чин — с Тибетом, Хотаном. и Китаем, а затем предполагают, что Шамбала находится где-то в Восточном Туркестане (современная китайская провинция Синцзян), хотя подобное утверждение выглядит необоснованным. Эти три названия также используются соответственно для районов Терай, долин Катманду и Долпо в Южном, Центральном и Северо-Западном Непале. Шестой регион, Химаван («страна снегов»), — это общее название Тибета.

Однако гора Кайласа — это не реальная Шамбала, она лишь является зримо-земным олицетворением Шамбалы. В «Калачакра-тантре» говорится о четырех святых местах вокруг Ваджрасаны (Бодх-Гайи), места, где Будда достиг просветления: Пятивершинной горе на востоке, горе Потала на юге, Шамбале на севере и Уддияне на западе. Эти особые места связываются соответственно с Манджушри, Авалокитешва-рой, правителями Калки и гуру Ринпоче. Их можно отождествить с Утайшанем в Северном Китае, цепью гор Виндхья в Южной Индии, горой Кайласа в Юго-Западном Тибете и долиной реки Сват в Северном Пакистане.

Если дать себе за труд и проследить по карте маршрут русских паломников, отправлявшихся на поиски Беловодья, то окажется, что он обычно начинался от реки Иртыш в Сибири, после чего путешественники пересекали горы Тянь-Шань и наконец достигали соленых озер Гоби у подножия тибетского плато. Таким образом, из множества источников вырисовывается вполне конкретная картина: Беловодье, эта русская Шамбала, ограничено Сибирью на Севере, Тибетом и Индией на юге, Китаем на Востоке и Хотаном на Западе, а это значит, что ока расположена где-то в пустыне Гоби.

А вот указания на местоположение «обители богов» из книги Н. Рериха «Шамбала»: «Много предположений высказано о местонахождении земной Шамбалы. Некоторые из предположений относят это место на крайний север, говоря, что северное сияние есть лучи этой невидимой Шамбалы. Отнесение Шамбалы на север легко понятно: в Тибете Шамбала называется Чанг-Шамбала, то есть Северная Шамбала. Этот эпитет вполне объясним. Манифестация учения произошла в Индии, откуда все по ту сторону Гималаев, очевидно, является северным. На север от Бенареса находится деревня Шамбала, связанная с легендой о Майтрейе. Таким образом, еще раз становится ясным, почему загималайская Шамбала называется Северной Шамбалой. Некоторые указания, затемненные символами, указывали местонахождение Шамбалы на Памире, в Туркестане и в Центральной Гоби… Относительность указаний и многие недоразумения, связанные с установлением географического положения Шамбалы, имеют свои причины. Во всех книгах о Шамбале, в устных преданиях, рассказывающих об одном и том же месте, ее расположение описывается в высоко символических выражениях, почти недоступных для непосвященных».

«Знаменательно, — пишет в одном из писем Елена Ивановна Рерих, — что в монгольских мифологических легендах святая Шамбала отнесена к Сибири, к северу от «центра Земли», горы Сумбур-Ула (Меру). И до сих пор многие чуткие монголы и тибетцы относят это священное понятие не только к Сибири, но вообще к России как к краю грядущих свершений, и в этом заключается великий пророческий символ».

 

Шамбала и Третий рейх

 

Поисками Шамбалы на государственном уровне занимался и Третий рейх. Идея господствующей расы, наделенной мистическими силами и сверхъестественными способностями, оказалась крайне привлекательной для нацистов. Подоплека нацистской идеологии, таинственно связанной с Шамбалой, стала проясняться только в самых последних публикациях, ранее эта тема освещалась редко. Как только нацистское движение начало располагать крупными финансовыми средствами, оно организовало многочисленные экспедиции в Тибет (1931–1932, 1934–1936 и 1939 годы), следовавшие одна за другой вплоть до 1943 года. В день, когда завершилась битва за Берлин, среди трупов последних защитников этого оплота нацизма было обнаружено около тысячи трупов добровольцев-смертников, выходцев из Тибета. Этот факт — что в составе отборных войск СС находились и тибетцы — был в дальнейшем подтвержден данными советских военных архивов.

Немецкие ученые, идеологи нацизма Дитрих Эккарт и Карл Гаусгофер, являвшиеся идейными вдохновителями оккультного общества «Туле», основывались на древней легенде, свидетельствующей о том, что тридцать или сорок веков назад в Гоби существовала высокоразвитая цивилизация. В результате катастрофы Гоби превратилась в пустыню, а выжившие эмигрировали — одни на север Европы, другие на Кавказ. Посвященные из числа членов общества были убеждены, что именно оставшиеся в живых представители цивилизации Гоби и были основной расой человечества, родоначальниками арийцев. В книге Луи Повеля и Жака Бержье «Утро магов» читаем: «Легенда о Туле столь же древняя, как и сама германская раса. В ней говорится об исчезнувшем где-то на Крайнем Севере острове Туле, который, как и Атлантида, считается магическим центром исчезнувшей цивилизации. Эккарт и его друзья верили, что не все тайны, не все знания Туле исчезли без следа. Особые существа, посредники между людьми и «тем, что там», располагают хранилищем сил, доступным для посвященных. Оттуда можно черпать силу, чтобы дать Германии главенство над миром, чтобы сделать из нее провозвестницу грядущего сверхчеловечества — мутированной человеческой породы. Настанет день, когда из Германии двинутся легионы, чтобы смести все препятствия на духовном пути Земли. Их поведут несгибаемые вожди, черпающие могущество в хранилище сил и вдохновленные Великими Древними. Таковы мифы, лежащие в основании арийской доктрины Эккарта и Розенберга, которыми эти пророки «магического социализма» напитали медиумическую душу Гитлера».

По подсчетам историков, на изучение тайных психических сил фашистский рейх истратил больше средств, чем американцы — на изготовление атомной бомбы. В нацистской Германии было распространено учение о сверхчеловеке и мистических силах, которые управляют человечеством. Идеологи фашизма и сам Гитлер глубоко верили в эти идеи и с приходом к власти начали поддерживать и финансировать их изучение на государственном уровне. Господствующими научными идеями в нацистской среде была доктрина «Вель» — доктрина «вечного льда», полой земли и сверхчеловека. Это учение гласило, что миллионы лет назад на земле существовала сверхмощная цивилизация людей-богов, людей-гигантов, и что с помощью мутации, селекции и катаклизмов можно снова возродить эту расу сверхлюдей. Согласно доктрине, предки немцев пришли с севера, где обрели силу в снегах и во льдах, а вера в мировой лед — естественное наследие человека нордического типа. «Германия отделилась от всего остального мира в 1933 году и избрала собственный путь развития. За 12 лет техническое и научное развитие рейха пошло иным путем, странно разошедшимся с мировым. За этими радикальными различиями в области техники — еще более разительные различия в философии», — говорится в одном исследовании, посвященном Третьему рейху.

В 1933 году по приказу Гиммлера под эгидой СС в Германии была создана специальная организация «Аненербе» («Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков»), выделившаяся в специальный отдел СС, которому подчинялись 50 институтов; перед ними была поставлена задача научно обосновать расовую теорию нацистов и заниматься изучением древних оккультных знаний, дающих власть над природой. В задачу «Аненербе», в частности, входила подготовка и организация экспедиций в Тибет для поиска родоначальников арийцев, хранилища неведомых сил и древнего центра могущества — Шамбалы. Нацисты считали, что именно арийская раса может заключить договор с Шамбалой и стать хозяином планеты. Известно, что Гитлер был убежден в своей избранности и верил, что на Востоке есть страна насилия и могущества, которая управляет стихиями, человеческими судьбами и готовит человечество к «повороту времени». Там властвует высшая сила — Король Ужаса, или Властелин Мира, и эта высшая сила помогает ему, посылая вещие видения и голоса.

«Подписание пакта с высшими силами изменит на тысячелетия жизнь на земле и даст смысл ныне бесцельному уделу человечества, — приводят Л. Повель и Ж. Бержье в своей статье «Какому богу поклонялся Гитлер» слова Карла Хаусхофера. — Заключив союз с Королем Ужаса, можно преобразовать землю. Заключив договор с Шамбалой с приношением массовых человеческих жертв, молено получить власть над миром». Комментируя эту статью, историк Л. Н. Гумилев пишет: «Фашистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала, центр могущества и насилия, управляющий стихиями и массами. Маги, водители народов, якобы могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося человеческие жертвы. По мнению вожаков нацизма, массовые человеческие жертвоприношения, побеждая равнодушие «могуществ» — сил мрака, побуждали их к помощи жертводателям. Потому-то и были убиты 6 миллионов евреев и 750 тысяч цыган, что в этом руководители нацизма якобы видели глубокий магический смысл. Они обосновывали свои злодеяния верой в «силы мрака», но легенда, на которой они будто бы базировались, была плодом и последствием глубокого невежества европейского обывателя XX века».

А вот цитата из «Дневников Рудольфа Гесса», который, как известно, был членом Тайного кабинета, заместителем Гитлера в нацистской партии и входил в правление общества «Туле»: «Поход Германии на Восток, по сути, был санкционирован Центром космического контакта на Земле, так называемой Шамбалой. Махатмы не только подсказали Гитлеру необходимость разгромить источник пролетарского зла, захватившего территорию России, но и направили в Генштаб рейха своих специалистов. Воины Шамбалы (тибетцы) оказались не только в личной охране фюрера, но и в центре стратегического планирования. Именно они называли день и даже час нападения. Беда в том, что Адольф был наполовину сумасшедшим и наполовину гением, и первое взяло верх над вторым: он отдал приказ уничтожить под корень все сущее на пространствах противника. Это полностью изменило отношение к нему Махатм. И хотя посланники Шамбалы оставались при Гитлере до его последнего часа и лишь позднее были перебиты русскими, энергетическая поддержка Шамбалы исчезла. Уже к середине 1942 года мы были обречены на полное поражение».

Русский историк Михаил Демиденко, автор книги «По следам СС в Тибет», обнародовал документы архива СС, в котором хранились материалы об экспедициях этой нацистской организации в Тибет для установления прямой радиосвязи с магическим центром в Лхасе, дабы фюрер мог напрямую общаться с высшими могущественными силами. Главная задача экспедиции состояла в установлении контакта с Шамбалой, источником высшей силы, для победы в борьбе за мировое господство. Документы, касающиеся третьей экспедиции нацистов в Тибет (она была осуществлена в 1939 году под руководством Эрнста Шеффера, под началом которого было 12 человек), свидетельствуют, что была налажена радиосвязь между Берлином и Лхасой. Западный исследователь Брондер утверждает, что связь между Гитлером и тайной сектой лам в Лхасе имела «сверхъестественную дьявольскую силу». Известно, что Шеффер встречался с Далай-ламой и привез Гитлеру «документы такой важности, что он всегда держал их запертыми в сейфе».

Экспедиция была укомплектована специалистами в области биологии, антропологии, географии, геологии, этнографии и геофизики, каждый из которых выполнял свое особое задание. Так, например, в задачу доктора Бруно Бегера, крупного специалиста-антрополога, входило «проводить антропологические измерения черепов местного населения на предмет изучения остатков нордических примесей среди аристократов Внутренней Азии». Кроме того, экспедиция доставила из Тибета в Берлин «Канджур», свод буддийских священных текстов в ста восьми томах на тибетском языке, которых до тех пор в Европе никто не читал. Результаты экспедиции были признаны блестящими. Эрнст Шеффер был награжден знаком элитной части СС «Мертвая голова» и в 1942 году назначен руководителем Имперского института исследований Центральной Азии. Когда Берлин пал, в руки советского командования попали секретные материалы исследований, проводившихся обществом «Аненербе», которые в 25 железнодорожных вагонах были вывезены в СССР. К сожалению, судьба их с тех пор неизвестна. Из отчетов Шеффера известно лишь, что Шамбалу ему обнаружить не удалось, так что сам исследователь, в конце концов, усомнился в ее существовании, что впоследствии пагубно отразилось на его карьере. Скептического отношения к Шамбале — краеугольному камню расистских учений — ему не простили.

 

Шамбала и ОГПУ

 

Аналогичные попытки установить контакт с духовными вождями Тибета предпринимались и в России силами советского ОГПУ. Первая секретная миссия в Лхасу под руководством В. А. Хомутникова была осуществлена в 1921–1922 годах, вторая миссия под руководством С. С. Борисова — в 1923–1925 годах, а в 1925 году при прямой поддержке ОГПУ была сделана попытка организации экспедиции А. В. Барченко в Тибет на поиски Шамбалы. Основной целью экспедиций было установление контакта с духовным правителем Тибета Далай-ламой, противодействие английскому вторжению и укрепление влияния России в этом регионе. Что касается двух первых экспедиций, то никаких документов о поставленных перед ними задачах не известно, поэтому говорить, что экспедиции направлялись в Тибет специально для поиска и установления связи с Шамбалой, было бы неправомерным.

Непосредственно с поисками Шамбалы связан только третий проект, то есть подготовка тибетской экспедиции под началом Александра Васильевича Варченко в 1925 году. В последние годы появились новые публикации о деятельности А. В. Варченко (1881–1938), русском ученом с широчайшим кругом интересов, основателе петроградского эзотерического общества «Единое трудовое братство», посвятившем жизнь поискам утраченных знаний предшествующих цивилизаций. Научные труды Варченко снискали ему известность в определенных кругах, в результате чего ему предложили работу в Институте изучения мозга и психической деятельности в Санкт-Петербурге. В 1921–1923 годах Варченко организует экспедиции на Кольский полуостров для поиска следов древней Гипербореи. А в 1924 году становится руководителем секретной нейроэнергетической лаборатории Московского ОГПУ по изучению таинственных сил, проявляющихся в деятельности мозга и человеческой психике.

В начале XX века теории о том, что некогда на Крайнем Севере существовала высокоразвитая цивилизация, пользовались большой популярностью. Варченко верил, что на земле существуют места, где хранятся знания, накопленные этой цивилизацией. Одним из таких мест, по его убеждению, являлся Тибет. Доклад о возможности сохранения знаний предшествующих культур и цивилизаций тайными обществами Афганистана и Тибета был сделан им на коллегии президиума ОГПУ и чрезвычайно заинтересовал высшее руководство страны, о чем свидетельствует письмо в Политбюро ЦК ВКП(б) наркома иностранных дел Г. В. Чичерина с комментариями но поводу организации экспедиции А. Варченко в Лхасу: «Некто Варченко уже девятнадцать лет изучает вопрос о нахождении остатков доисторической культуры. Его теория заключается в том, что в доисторические времена человечество развило необыкновенно высокую культуру, далеко превосходившую в своих научных достижениях переживаемый нами исторический период. Далее он считает, что в среднеазиатских центрах умственной культуры — в Лхасе, в тайных братствах, существовавших в Афганистане, и им подобных — сохранились остатки научных познаний этой богатой доисторической культуры. С этой теорией Варченко обратился к тов. Бокию, который ею необыкновенно заинтересовался и решил использовать аппарат своего специального отдела для нахождения остатков доисторической культуры». К сожалению, из-за недостатка средств эта экспедиция так и не состоялась.

В 1929–1930 годах Варченко удалось организовать экспедицию на Алтай. Никаких материалов об итогах этой экспедиции не сохранилось. Через семь лет, в 1937 году, этот пытливый исследователь тайных знаний был арестован, а в 1938-м расстрелян как враг народа. Все материалы, проходившие по делу А. Варченко, были засекречены и впоследствии затерялись в архивах. Сохранилась лишь запись одного из допросов Варченко, где он, в частности, сказал: «В своей мистической самонадеянности я полагал, что ключ к решению социальных проблем находится в Шамбале-Агарти, в этом конспиративном восточном очаге, где сохраняются остатки знаний и опыта того общества, которое находилось на более высокой стадии социального и материально-технического развития, чем современное. А поскольку это так, необходимо выяснить пути в Шамбалу и установить с ней связь».

 

Послание Махатм

 

Собственно говоря, лучшим свидетельством существования Шамбалы в лице ее представителей, Махатм, являются не столько книги и очерки Николая Рериха, сколько он сам, поскольку он был одним из тех, кому лично посчастливилось встретить этих людей. Доказательством этого служит тот факт, что в 1926 году Рерих доставил в Москву послание гималайских Махатм Советскому правительству. В нем, в частности, говорилось: «На Гималаях мы знаем совершенное вами. Вы упразднили церковь, ставшую проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войска рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота притонов. Вы избавили землю от предателей денежных». Вместе с посланием Рерих вручил наркому иностранных дел Г. В. Чичерину инкрустированный ларец с гималайской землей и записку: «Посылаем землю на могилу Брата Нашего Махатмы Ленина», а также предложение о помощи. К сожалению, это послание было воспринято советскими руководителями, затемненными догмами материализма, без должного внимания и даже с иронией (А. В. Луначарский даже назвал Рериха «полумонахом, полубуддистом»), и весьма вероятно, что столь пренебрежительное отношение к предложению о сотрудничестве от, в полном смысле этого слова, владык мира привело к таким печальным последствиям в судьбах нашей страны.

 

Некоторые выводы

 

Если отбросить в сторону вопрос о власти и могуществе над миром, который подвигал сильных мира сего на поиски Шамбалы, то возникает резонный вопрос: а надо ли вообще открывать Шамбалу подобно пресловутой Америке? Не вернее ли было бы вслед за наиболее вдумчивыми философами полагать, что Шамбала — не место на карте, но мир внутри нас. Ведь непостижимое, по сути дела, постоянно с нами, в душе каждого из цас, но мы к нему настолько привыкли, что уже ничему не удивляемся. Как не вспомнить в этой связи Канта, удивлявшегося даже звездному небу над головой и нравственным законам внутри человека!.. Откуда-то все это приходит? Почему бы не из страны великой мудрости, охраняющей нашу несмышленую цивилизацию и заботящейся о ней на уровне каждого отдельно взятого ее представителя?

О том, что Шамбала — это не только физическое место на земле, но и цель духовных устремлений и чаяний ищущих людей, которая достигается только через духовное подвижничество и осознание себя, говорят многие выдающиеся личности.

Известный последователь Рерихов, духовный теоретик и исследователь их творчества А. И. Клизовский приводит такое очень емкое и, пожалуй, самое удачное определение Шамбалы: «Шамбала — самое священное слово Азии, в котором воплощены все лучшие человеческие ожидания и чаяния. Это и эпоха, и учение, и местность».

Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV дает следующее определение: «Шамбала — место, расположенное где-то на этой планете, это также место, которое могут увидеть лишь те, чьи умы и кармические склонности чисты. Вот почему она остается закрытой для повседневного мира».

А Панчен-лама Третий в своем «Наставлении о Шамбале» утверждает: «Легендарная страна Шамбала является в действительности тремя совершенно разными вещами: йогическим символом состояния достижения Калачакры, чистой землей и реальным физическим местом».

Этот взгляд вполне стыкуется и с тантрическим учением, которое гласит, что путь к Шамбале, прежде всего, пролегает в человеческом сознании. Достичь ее может лишь прошедший несколько начальных стадий очищения и посвящения, как это предписывает учение Калачакры. Путь в Шамбалу — это путь к себе. Ее возможно достичь, но только как высшее откровение.

Божественный огонь горит в каждом из нас, надо только уметь отыскать его в себе. Это и будет наша личная Шамбала. Она существует везде, где неугомонный человеческий дух ищет пути воссоединения со своей родиной. И у каждого из нас свой, неповторимый путь к ней. Об этом же пишет и великий датский провидец, философ-интуитивист Мартинус в своей (к сожалению, единственной) статье, посвященной поискам Шамбалы, которую он называет Шангри-Ла. (См. его статью в Приложении.)

 

Путь к Братству

 

Здесь возникает естественный вопрос: если высшее Братство реально существует где-то на земле, если ему близки радости и горести человечества, если оно управляет делами и судьбами его, то почему же оно не раскрывает себя миру, почему явно и открыто не участвует в мировых событиях?

В действительности Братство очень активно участвует в судьбах людских на физическом плане, но делает это через своих посланников — великих учителей, провозвестников и сотрудников, которые задают основной тон духовной жизни человечества.

Когда люди теряют понимание основ высшей истины, когда помрачение духа грозит поглотить свет сознания человечества, когда религии застывают в догмах и нравственность приходит в упадок, тогда из Братства является Великий Дух — мировой учитель, или духовный реформатор, чтобы очистить истину от покровов тьмы, чтобы вновь влить в сознание человека огонь озарения и открыть ему законы любви и пути к познанию высшего смысла жизни. Так пришли на землю Будда, Кришна, Конфуций, Зороастр, Христос и многие другие учителя и их ученики. И точно так же пришли из Братства или были озарены пламенем исходящего из него вдохновения великие философы, носители духовного синтеза, толкователи писаний, святые и даже государственные мужи и титаны культуры.

Надо сказать, что когда-то, в далеком прошлом, о существовании священной обители было так или иначе известно всем народам и наиболее значимые и духовно возвышенные его представители находились в постоянном контакте с этими Учителями. Вот, например, что пишет об этом уже упоминавшийся нами Жан Марк Ривьер в книге «Под сенью тибетских монастырей»:

«Некогда центр Владыки Трех Миров не находился постоянно там, где теперь. Были эпохи в этом цикле, когда учение жизни познавалось и почиталось почти открыто… Затем духовный центр мира ушел от назойливого любопытства варваров на Восток, где и пребывает поныне, таинственный и скрытый от глаз людских…

Как прекрасны и полны славой были минувшие века! Ибо Мировой Учитель есть также Господь Истины и Мира. Но всегда темные циклы следовали за светлыми, по нерушимым законам судьбы… В эту эпоху, когда кровь заливает поверхность мятежной земли, лишь мудрые знают о существовании благословенной страны…

Зачем порицать нас, что мы храним молчание? Это вы, люди, закрываете глаза».

Итак, были в истории эпохи, когда Братство более прямо и непосредственно было связано с человечеством, нежели теперь. Но почему же оно позднее отошло на задний план, а его образ потускнел и затемнился в памяти народной? Это произошло вследствие погружения человечества в грубо-материальное, рационалистическое мышление и атеизм. Согласно ведическому учению, это произошло с наступлением Кали-Юги, эпохи варварства, насилия и тьмы, когда человечество начало все больше замыкаться в тесный круг гордыни и самости, отмежевываться от тонких миров духа и предавать забвению высшие принципы, возведя в закон культ материальных благ. Чтобы остаться духовным центром планеты и не Превратиться в место паломничества жаждущих сенсаций невежественных людей, Братство окуталось покровом тайны. Хотя при этом ни на миг не теряло связи с человечеством.

Вот что говорят по этому поводу сами Махатмы: «В разные времена мы появлялись в странах Запада. Мы далее имели кроме восточных ашрамов и наши убежища в западных городах — в Лионе, Нюрнберге, в местности недалеко от Лондона, недалеко от Петербурга и в Италии. Так, кроме ашрамов восточных и египетских, мы должны были иметь оплоты в некоторых больших городах. Нужно не забывать, что борьба с силами тьмы вызывала и надобность многих мер».

Если бы даже Братство обнаружило себя и стало видимым и известным всем, что проку было бы в этом, коль скоро неверие и сомнение безраздельно завладели сознанием людей? Что можно доказать сегодняшнему человеку с его интеллектуальным настроем на неверие и противодействие? Разве в наше время не совершаются тысячи чудесных феноменов, и все же мы закрываем на них глаза, или проходим мимо, или ищем им какого-то «правдоподобного» рационального объяснения, или же просто списываем на счет разыгравшегося воображения и своеобразной реакции нервной системы»! Вот что говорят по этому поводу в «Письмах Махатм» сами руководители человечества:

«Что же касается человеческой природы вообще, она такая же сейчас, какою была миллионы лет тому назад: предрассудки, основанные на себялюбии, общее нежелание отказаться от установленного порядка вещей ради нового образа жизни и мысли… гордость и упрямое сопротивление истине — таковы характерные черты вашего века, и в особенности среднего и низшего классов.

Каковы же будут следствия самых поражающих феноменов, если предположить, что мы согласились бы произвести их? Как бы успешно все ни проходило, опасность росла бы пропорционально этому успеху. Скоро не осталось бы выбора, пришлось бы продолжать в постоянном crescendo или же пасть… в этой нескончаемой борьбе с пред



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: