Помимо перечисленных центров с их активными звеньями — сотрудниками, есть также три главные группы медитирующих агентов, которые работают в качестве посредников между тремя группами Самосознающих Жизней на нашей планете, а также между нашей планетой и теми планетами, что находятся в линии эволюции перед ней и за ней, с которыми наш Планетарный Логос поддерживает самые тесные и интенсивные взаимоотношения. В этой связи медитация как агент происходящего сейчас творческого процесса играет очень важную роль в подготовке к пришествию Христа и провозглашению новой цивилизации, час появления которой неотвратимо приближается.
Существует, согласно тому же лучевому принципу семеричности, семь фаз творческого медитативного процесса, и все они приводят к требуемым результатам. Все что ни существует в настоящее время в трех мирах и более высоких сферах жизни, является результатом некой формы медитативной активности. Эти семь источников следующие:
1. Сам Планетарный Логос, Который сформировал и насытил мир Своей мыслью и Который удерживает все вместе внутри Своего Ума в течение многих, многих эонов проявленного существования. В этом смысле оккультное выражение «Бог мыслил, Бог визуализировал, Бог говорил, и мир был сотворен и поддерживается» всегда останется истинным.
2. Группа, являющаяся высшим соответствием Нирманакайя. Эта группа поддерживает Планетарный Логос и сотрудничает с Ним в Его сосредоточенном творческом мышлении. Члены группы являются агентами притяжения тех внепланетарных энергий, в которых Он нуждается для развития Своего проводника выражения, планеты, а значит, и для соединения всего вместе в одно великое целое.
|
3. Шамбала с ее жизнью и намерением, сфокусированными в Совещательной палате Великого Владыки Саната Кумары. Здесь известна и воплощается цель Планетарного Логоса согласно медитативному впечатлению группы, которая знает Его волю и владеет законом синтеза. В руках авторитетного Совета закон кармы применяется адекватно в планетарном масштабе. Это не относится к закону в том смысле, как он воздействует на индивидуальное человеческое существо, поскольку о таких индивидуумах у членов Совета нет знания по причине того, что они мыслят и медитируют только в терминах целого. Но они понимают природу планетарной кармы и знают о ее замедленном или ускоренном применении согласно временным планетарным знакам. Они направляют великое колесо жизни с его преходящими явлениями и цивилизациями, и они же контролируют все царства природы, эти великие циклические выражения жизни, осуществляя этот управленческий акт могуществом своей творческой медитации.
4. Нирманакайя, Божественные Созерцатели. Эта восприимчивая группа принимает из Шамбалы впечатления, относящиеся к планетарной творческой цели. Затем они на своем собственном уровне активности создают посредством созерцательной медитации обширный резервуар могущественных энергий, которые оплодотворяются качествами семи энергий семи планетарных лучей. Они же являются и хранителями жизни, получая для этого прямое вдохновение от «Будд действия», и проводят зоны в непрестанном планетарном служении великому замыслу.
Их объединенная аура, или область влияния и протяженность магнетического и динамического излучения, приблизительно соответствует ауре самой планеты. В их рядах те, кого мы отождествляем с Владыками семи лучей. Они, в специфическом смысле, являются творческими агентами жизни в том виде, как она исходит из Шамбалы, наполняя все аспекты, сферы, царства и области проявления, что осуществляется путем настойчивой, сосредоточенной, интенсивной и динамической медитации. Они — хранители и исполнители воли Планетарного Логоса, выражающей себя в проявлении, и тот источник, который проводит в жизнь принцип планетарного призыва и отклика.
|
5. Иерархия Учителей (Учителей мудрости и Владык сострадания). Эта группа стоит между Шамбалой и человечеством и подвергается впечатлениям из Шамбалы через Нирманакайя; ее члены сами являются агентами, вдохновляющими человечество. Они воплощают и выражают аспект любви божественной цели; они направляют и контролируют закон притяжения — мотивирующую энергию, которая побуждает к действию закон эволюции в трех мирах. Они в основном работают через направленную медитацию, причем каждый ашрам является центром медитации, в которую вносят вклад все ученики, посвященные и Учителя. Темой же этой иерархической медитации является План, воплощающий божественную цель.
6. Новая группа мировых служителей быстро становится крупным центром планетарной медитации. Основой медитации этой группы являются углубленные размышления о проблемах человечества, за которыми стоит и которым содействует глубокое стремление мистиков, принадлежащих к этой группе. Одна из целей творческой медитации этой группы — создание новой цивилизации и нового мирового порядка.
|
Новая группа сама работает через другую группу мыслящих мужчин и женщин на ментальном плане, тех, кто вдобавок к способности мыслить обладает любовью к своим собратьям и, в свою очередь, работает через идеалистов, стремящихся к лучшему миру, и тех, кто откликается на вдохновение доброй воли. Эта последняя группа, в свою очередь, работает со всеми, кто эмоционально стремится помогать человечеству в изменении жизненных условий к лучшему. Они не открыты прямому духовному впечатлению, но привлекаются интеллектуальным подходом и представленными идеями и составляют активное творческое объединение, которое действует в качестве динамического вдохновителя для седьмой группы, которая суть
7. Само человечество. Все люди, сами того не ведая, пребывают в состоянии неосознанной медитации, мечтая о лучшем, борясь за желаемые материальные блага, стремясь к тому, что находится за пределами их нынешних возможностей и знаний, а во многих случаях даже за пределами их видения. Все эти желания, стремления, потребности, образы и мечты являются «ингредиентами» фокусированной медитации, которую они однажды познают. Эти стремления являются первыми результатами, приносящими успех в трех мирах и ведущими в конечном итоге к появлению интегрированной личности, которая будет готова к восприятию высших аспектов медитации, когда сосредоточение на мирском материальном успехе и благах более не будет ее удовлетворять. В этом случае медитация переходит к творчеству более высокому, в мир духовных ценностей и того, что мы обычно подразумеваем под достаточно зыбким и не совсем удачным термином «небеса».
Таким образом, посредством медитации создается все сущее: желание переходит в мимолетную мысль, которая становится ясным мышлением и, наконец, абстрактной и трансцендентной мыслью. Длительное сосредоточение на той или иной форме становится, в конце концов, медитацией на том, что не имеет формы, и в этом случае медитация переходит в созерцание, являющееся источником вдохновения и просветления.
Воистину, прав был Христос, когда говорил: «Как человек помышляет в сердце своем, таков он и есть».
Учителя мудрости
Теперь остановимся более подробно на Учителях мудрости, Махатмах, поскольку они суть те, кто является на материальном, как, в принципе, и на духовном плане, связными между человечеством и Шамбалой.
Мировой жизнью в значительной степени управляет Братство адептов, к которому принадлежат и Махатмы. Однако относительно последних люди малосведущие впадают во все виды заблуждений. Их часто рассматривают как большую монашескую общину, живущую совместно в неком потаенном месте. Иногда их представляют чем-то вроде ангелов, а многие считают, что все они индусы или что все они живут в Гималаях. Ни одно из этих предположений не соответствует истине. Да, действительно существует Великое братство, и члены его находятся в постоянном общении друг с другом, но общение это совершается на высших планах, да и сами «братья» не обязательно живут все вместе. Некоторые из этих Великих братьев, называемые Учителями мудрости, принимают учеников-подмастерьев (что является частью их работы) и обучают их, но это лишь небольшая часть могущественного братства совершенных.
Поскольку великая волна развивающейся жизни явственно разделяется на семь лучей, то, естественно, существует и семь типов людей, каждый из которых принадлежит к одному из лучей. Каждому из этих лучей придан особый адепт, который следит за подготовкой начинающих, и все те, кто подпадает под его особый луч эволюции, проходят через его руки.
Никому из тех, кто стоит ниже уровня адепта, не позволяется принимать полную ответственность за новичка, хотя те, кто были челами на протяжении многих лет, часто используются как наставники и получают привилегию помогать и давать советы подающим надежды молодым стремящимся. Так старшие ученики постепенно подготавливаются к своей будущей работе, когда сами они станут адептами. Они учатся брать на себя все больше и больше рутинной работы, чтобы освободить Учителей для тех высших целей, которые только они могут исполнить. Предварительный отбор кандидатов на ученичество теперь в значительной мере передан этим старшим работникам, и кандидаты чаще связаны с такими представителями, нежели напрямую с великими адептами. Тем не менее ученики с Учителем представляют столь чудесное единство, что его с полным правом можно назвать «различием без разницы».
Силы адепта, воистину, многочисленны и удивительны, но все они естественно вытекают из тех способностей, которыми обладает каждый из людей, только адепты обладают этими способностями в гораздо большей степени. Адепт отличается от обычного человека тем, что в нем нет никаких себялюбивых и эгоистических мыслей, которые являются столь характерной чертой большинства людей. Адепт устранил свое низшее эго и живет не для себя, а для всех, радея о благе всего человечества. Он достиг той ступени, когда в характере его нет изъяна, нет ни мысли, ни чувства для личного, отдельного «я». Единственный мотив его действий — помогать эволюции, работая в гармонии с Логосом, Который ею управляет.
Следующая, наиболее выдающаяся черта, — это, пожалуй, его всестороннее развитие. Все мы несовершенны, никто из нас ни в чем не достиг высочайшего уровня, и даже величайший ученый или высочайший святой обычно достигает превосходства только в чем-либо одном, имея в то же время и другие, еще не раскрытые и несовершенные стороны природы.
Каждый из нас обладает в зачатке всеми этими различными чертами, но все они пробуждены лишь частично, причем одни более, чем другие. Адепт же — это человек, развитый во всех отношениях. Его преданность, любовь, сочувствие и сострадание совершенны, и в то же время интеллект адепта гораздо выше, чем мы способны осознать, а духовность его чудесна и божественна. Он стоит несравненно выше всех известных нам людей благодаря тому, что развит полностью.
Что касается внешнего облика, то, несмотря на их совершенство, у них нет таких физических черт, по которым можно было бы безошибочно отличить адепта от других людей; единственное, что можно сказать по этому поводу, — адепт всегда производит сильное впечатление на обычного человека, он всегда благороден, полон достоинства, светел, свят и ясен, и каждый встретившийся с ним едва ли откажется признать, что он находился в присутствии человека, в высшей степени замечательного. Адепт — это сильный, но молчаливый человек, говорящий только тогда, когда у него есть определенная цель — ободрить, помочь или предостеречь, но при этом он удивительно благожелателен и полон проницательного чувства юмора. Юмор его всегда добродушен и никогда не используется на то, чтобы ранить, но всегда — чтобы облегчить тяготы жизни. Учитель Мория однажды сказал, что без чувства юмора прогресс на оккультном пути невозможен, и действительно, все адепты в той или иной степени обладают этим чувством.
Большинство из них определенно красивые люди. Их физические тела совершенны, потому что они живут в полном подчинении законам здоровья, но прежде всего потому, что никогда ни о чем не беспокоятся.
Вся их негативная карма уже давно исчерпана, поэтому физическое тело является настолько совершенным выражением аугоэйда (просветленного тела эго), насколько это допускают ограничения физического плана. Эта свобода от кармы позволяет им, принимая новые тела, рождаться в любой стране по своему выбору, как это будет удобно для их работы, и таким образом национальность конкретных тел, которые им случилось носить в то или иное время, не имеет первостепенной важности.
Для того чтобы определить, является ли данный человек адептом или нет, необходимо видеть его каузальное тело, поскольку в этом теле его развитие наглядно отражается сильно увеличенным размером и особенным расположением и чистотой цветов. (Образец тела архата можно увидеть на цветных иллюстрациях в книге Ч. Ледбитера «Человек видимый и невидимый».)
Адепты первого луча. Что касается внешности адепта, то она, до некоторой степени, различается в зависимости от луча, или типа, к которому принадлежит каждый из них. Выдающейся чертой первого луча является власть, или сила, и рожденные в нем — это цари, правители мира, прежде всего внутреннего или духовного мира, но также и мира физического. Каждый человек, обладающий в необычайной степени качествами, позволяющими ему господствовать над людьми и легко управлять ими, — это либо человек первого луча, либо человек, имеющий к нему склонность.
Такова царственная фигура Вайвасваты Ману, правителя пятой коренной расы, по росту самого высокого из всех адептов, — в нем два метра, и он обладает совершенным телосложением. Он является представителем нашей расы, ее прототипом, и каждый член этой расы прямо происходит от него. У Ману поразительно властное лицо с орлиным носом, с пышной и волнистой каштановой бородой и карими глазами; своим спокойствием он производит впечатление льва. «Он высок, — описывает его один их видевших, — и царственно величествен, глаза его зорки, как у орла, светло-карие и сияющие, с золотыми искорками». В настоящее время он живет в Гималайских горах недалеко от дома своего великого брата, Господа Майтрейи.
Подобен ему и Учитель Мория, его заместитель и преемник, будущий Ману шестой коренной расы. По рождению он — раджпутский князь; у него темная раздвоенная борода, темные, почти черные волосы, ниспадающие на плечи, темные проницательные глаза, полные силы. Ростом он чуть ниже двух метров и держится как солдат; изъясняется краткими, четкими фразами, как тот, кто привык, чтобы ему повиновались. Его присутствие дает ощущение захватывающей власти и силы; его царственное достоинство внушает глубочайшее почтение.
Еще одна такая же царственная фигура — владыка Чакшуша Ману, Ману четвертой коренной расы, по рождению китаец из весьма высокой касты. У него выдающиеся монгольские скулы, а лицо как будто вырезано из старой слоновой кости. Обычно он носит великолепные одеяния из развевающейся золотистой ткани. Основной сферой его деятельности, разумеется, является Китай.
Адепты второго луча. Из влияний, излучаемых Господом Бодхисатвой (Мировым Учителем) и Учителем Кут Хуми, его главным заместителем, ярче всего проявляется излучение их всеобъемлющей любви. Господь Майтрейя облечен в настоящее время в тело кельтской расы, но когда он придет в мир, чтобы учить людей, что он и намеревается вскоре сделать, он воспользуется телом, приготовленным для него одним из его учеников. Его лицо — удивительно прекрасное, сильное и, тем не менее, нежное, а по плечам, как червонное золото, струятся пышные волнистые волосы. Борода заострена, как на некоторых старых портретах, а глаза удивительного фиолетового цвета, как два цветка-близнеца, как звезды, как глубокие священные пруды, наполненные водами вечного мира. Его улыбка несказанно лучезарна, и его окружает ослепительный свет, смешанный с тем чудесным розовым сиянием, который всегда исходит от Господа Любви.
Учитель Кут Хуми — уроженец Кашмира, хотя семья его родом из Индии. Это человек благородного вида, высокого роста, несколько более стройного телосложения, чем Учитель Мория. У него светлый цвет лица, волосы и борода золотисто-коричневые, а глаза чудесного темно-синего цвета, через которые, кажется, излучаются любовь и мудрость веков. При все при том его лицо довольно трудно описать, потому что улыбка постоянно меняет его выражение. У него большой опыт и обширное образование: он учился в одном из английских университетов и бегло говорит по-английски. Он читает много и обо всем, и вся текущая литература на разных языках находит дорогу в его кабинет в Гималаях. Он занимается, главным образом, энергетизацией некоторых великих философских течений и интересуется многими благотворительными движениями. Его работа — стимулировать проявление любви, скрытой в сердце каждого человека, и пробуждать в сознании расы понимание великого фундаментального факта братства. Подобно Великому Господу, он также учитель и священнослужитель; через много веков Кут Хуми сменит на посту нынешнего Мирового Учителя примет его скипетр и станет бодхисатвой шестой коренной расы.
Адепты других лучей. Махачохан представляет собой тип государственного человека, великого организатора, хотя у него тарке и много военных качеств. Чисто внешне Махачохан напоминает индуса, носит белые одежды и чалму. Это высокий, худой, поджарый человек, всем своим обликом выражающий стальную волю и непреклонность, но в то же время очень гибкий и податливый, объясняющийся короткими, отрывистыми фразами, больше напоминающими приказы. Лицо узкое, лишенное растительности, с орлиным носом, квадратным подбородком и точеным профилем. Глаза глубоко запавшие, проницательные, озаренные вневременной мудростью. Он мгновенно, с одного взгляда оценивает ситуацию, и будущее для него — как открытая книга. Обычно он носит индусское одеяние и большой тюрбан.
Граф Сен-Жермен, или Учитель Ракоши, как его называют по последнему воплощению, во многом похож на него. Хотя он и не особенно высок, но держится прямо и по-военному. Он полон утонченной вежливости и достоинства вельможи XVIII века; сразу чувствуется, что он принадлежит к древнему аристократическому роду. У него большие карие глаза, полные нежности и юмора, хотя в них есть проблеск власти; величие его персоны заставляет людей беспрекословно подчиняться ему. Лицо его смугло-оливкового цвета; коротко остриженные каштановые волосы с пробором посредине зачесаны назад; борода короткая и остроконечная. Обычно он носит темный мундир с обшлагами из золотого кружева, но часто его украшает также и великолепный красный плащ, который лишь подчеркивает его военную выправку. Обычно он живет в старом замке в Карпатах, который уже много веков принадлежит его роду.
Учитель Серапис — высокий человек с голубыми глазами и золотисто-рыжими волосами. По рождению он грек, хотя вся его работа совершается в Египте и связана с Египетской ложей. У него весьма своеобразное аскетическое лицо, которое делает его похожим на священнослужителя высокого ранга, не ниже кардинала.
Венецианский Учитель — пожалуй, красивейший из всех членов Братства. Он очень высок, примерно метр девяносто пять, у него голубые глаза, волнистая борода и золотистые волосы, несколько похожие на волосы Ману. Хотя он родился в Венеции, семья его, несомненно, имеет в жилах кровь готов, поскольку он определенно принадлежит к этому типу.
Учитель Илларион — грек, хотя относится, скорее, к древнегреческому типу. Чисто внешне Илларион выглядит гораздо моложе, чем все другие Учителя, и имеет приятную наружность. У него красивый греческий профиль, нос с горбинкой и низкий широкий лоб, напоминающий лоб статуи Гермеса работы Праксителя.
Тот, кто некогда был учеником Иисусом, носит теперь сирийское тело. Это высокий, худощавый человек с внешностью воина. У него смуглая кожа, узкое, продолговатое лицо, увенчанное черной арабской бородкой, и пронзительные голубые глаза. Он очень дисциплинирован, отличается внутренней чистотой, железной волей и пламенным идеализмом, сокрушающим любое сопротивление. Обыкновенно он носит белые одежды и тюрбан. Он — Учитель набожных людей, его отличают беспредельная чистота помыслов и огненный тип преданности, не терпящий препятствий. В церковных делах он тесно сотрудничает с Христом, избавляя того от многих хлопот и действуя как его посредник, когда бы ни представлялась для этого возможность. Никто так не осведомлен о проблемах Запада, как Иисус, никто так не связан с людьми, олицетворяющими все лучшее, что есть в христианском учении, и никто так хорошо не осведомлен о нуждах нынешнего времени, как он. Живет он среди друзов в горах Ливана, и некоторые высокопоставленные прелаты англиканской и католической церквей являются его мудрыми агентами.
Двое других великих адептов внешне отличаются от того типа, который, судя по описаниям, можно было бы назвать типом физического тела адептов. Один из них — Учитель Юпитер. Он меньше ростом, чем большинство членов Братства, и единственный из них, у кого волосы с проседью. Он держится прямо и двигается очень быстро, с военной точностью и выправкой. Другой — это Учитель Джуал Кхул, и теперь носящий то же тело, в котором он в 1875 году прошел пятое посвящение и достиг степени адепта. Его лицо определенно тибетского типа, с выдающимися скулами, в нем заметны признаки пожилого возраста, а выражение его несколько сурово.
Джуал Кхул и живет в маленьком домике неподалеку от большего дома Учителя Кут Хуми, которому он очень предан. Из-за Его готовности служить и делать все, что должно быть сделано, его прозвали «вестником Учителей». Он обладает глубокими познаниями и знает о лучах и планетарных иерархиях Солнечной системы больше, чем кто-либо другой из Учителей. Он работает с целителями, с теми, кто посвятил себя делу исцеления и помощи миру, и с великими мировыми благотворительными движениями, такими, как Красный Крест. Он занимается с различными учениками других Учителей, способными извлекать пользу из его инструкций, и за последние десять лет избавил как Учителя Кут Хуми, так и Учителя Мория от большого объема преподавательской работы.
Иногда адепт для особой цели нуждается в теле, которым он мог бы временно пользоваться в мирской жизни. Так будет во время пришествия Мирового Учителя; ожидается, что вместе с ним появятся и несколько других адептов, чтобы работать в качестве его заместителей и помогать ему в великой работе во имя человечества. Большинство этих Великих последует примеру своего главы и временно заимствует тела своих учеников, поэтому необходимо, чтобы ко времени их прихода некоторое число таких проводников уже было готово для их пользования.
Заимствованные проводники. Временно занимая тело ученика, адепт избегает многих неудобств и в то же время дает неоценимый толчок для его эволюции. Он обитает в проводнике только тогда, когда в нем нуждается, — например, чтобы прочесть лекцию или излить особую волну благословения. Осуществив желаемое, он выходит из тела ученика и возвращается в свое собственное, чтобы продолжить работу помощи миру, а ученик, тем временем выжидавший, снова занимает свое тело. Подобное замещение мало влияет на обычную работу Учителя, зато он всегда имеет в своем распоряжении тело, посредством которого может в случае необходимости содействовать на физическом плане благой миссии Мирового Учителя.
Великие всегда прибегают к методу заимствования подходящего тела, когда считают необходимым сойти к людям при тех условиях, которые наличествуют в современном мире. Этим же методом воспользовался и Господь Гаутама, когда пришел на Землю для достижения степени Будды; то же сделал и Господь Майтрейя, когда посетил Палестину две тысячи лет тому назад. Единственное известное исключение из этого правила — это когда новый бодхисатва принимает пост Мирового Учителя после того, как предшественник его стал буддой. Тогда, впервые появляясь на Земле в этой роли, он рождается обыкновенным образом — как человеческий младенец.
Это временное занятие тела ученика не следует смешивать с постоянным использованием продвинутым человеком проводника, подготовленного для «него кем-нибудь другим. В таких случаях всегда есть некоторая трудность, состоящая в том, чтобы приспособить проводник к нуждам и особенностям мышления нового владельца; возможно, что такой проводник никогда не становится идеальным и полностью подходящим «одеянием». Так что перед приходящим «я» стоит выбор: или посвятить значительное количество времени и сил надзору за ростом нового проводника, который был бы настолько совершенным его выражением, насколько это возможно на физическом плане, или избегнуть всех этих трудностей, войдя в тело кого-либо другого. Последнее обеспечит достаточно хороший инструмент для обычных целей, пусть даже этот инструмент и не сможет во всех отношениях вполне соответствовать желаниям нового владельца. К сожалению, проводники, настолько чистые, чтобы их можно было использовать подобным образом, достаточно редки.
Чоханы и лучи. У адептов Братства различие в лучах гораздо заметней, чем у других людей, поскольку луч, к которому принадлежит адепт, определенно влияет не только на его внешность, но и на ту работу, которую ему приходится выполнять. Это прекрасно видно на примере деятельности пяти чоханов, представляющих лучи от третьего до седьмого, а также еще двух, которые стоят на том же уровне на первом и втором лучах, проводя ту же работу, что и великие сущности, возглавляющие два первых луча.
Следует, однако, понимать, что полное обладание качествами одного луча никоим образом не предполагает недостатка качеств других лучей. Если, например, один адепт достиг могущества в таком аспекте, как сила, верно и то, что он достиг не меньшего совершенства в благоговении, любви и других качествах.
Так, Учитель Мория, представитель первого луча на уровне посвящения чохана, стоит в непоколебимой и ясной силе своего луча, играя большую роль в работе по руководству людьми и формированию наций. На этом же луче находится и Учитель, которого мы называем Юпитером и который является охранителем Индии, народа, который за все время существования пятой расы выращивает семена всех ее возможностей и посылает их в должное время каждой подрасе для того, чтобы они взросли, созрели и дали плоды. Он обитает в горах Нилгирри в Южной Индии и обычно не набирает себе учеников, так как причисляет к своим ученикам посвященных высокой степени и довольно большое число Учителей. На него возложена трудная задача вывести в итоге Индию из ее нынешних хаоса и смуты и соединить в конечном синтезе разные ее народности. Этот Учитель глубоко проникает в те сокровенные науки, внешним выражением которых являются астрология и химия, и в этом отношении его работа являет пример того разнообразия деятельности, какое может существовать в пределах одного луча.
Учитель Кут Хуми, бывший ранее великим математиком Пифагором, также чохан, представляет на этом уровне второй луч. Это луч мудрости, дающий миру Великих Учителей; именно на этом луче ведут работу Бодхисатва и Будда. Другие Учителя, стоящие на других лучах, подводят своих учеников к тому же пункту и развивают в них те же благородные качества, причем самыми безупречными способами, хотя в их методах и есть заметная разница, как есть разница и в том, как один и тот же Учитель обходится с различными учениками.
Во главе третьего луча стоит Великий Учитель, называемый Венецианцем. В людях этого луча, занятых служением человечеству, очень ярко проявляется принадлежащее этому лучу качество приспособляемости, благодаря которому они могут приспосабливаться к другим людям так, чтобы иметь возможность помогать им наилучшим образом и тем самым стать, как выразился святой Павел, «всем для всех». Продвинувшиеся по этому лучу обладают большим тактом и редким даром делать нужные вещи в нужный момент. С этим лучом связана астрология, ибо это наука, позволяющая узнать, в какое точно время лучше выполнять ту или иную задачу, приводить в действие те или иные силы или, наоборот, какое время неблагоприятно для выполнения тех или иных вещей, что позволяет избавиться от многих забот и стать более полезным в служении человечеству.
Четвертый луч находится на попечении Учителя Сераписа. Особая линия этого чохана — это красота и гармония, и люди этого типа всегда несчастны, если не могут привнести гармонию в свое окружение, поскольку большая часть их работы идет именно в этом направлении. Большое значение на этом луче имеет искусство, и многие из людей искусства принадлежат именно к четвертому лучу.
К этому же лучу принадлежит и Учитель П., работающий ныне в Северной Америке под руководством Учителя Ракоши. В свое время ему пришлось много потрудиться над распространением двух ментальных наук, известных ныне как «Христианская наука» и «Новая мысль», которые являются попытками Ложи познакомить людей с реальностью невидимого и с творческим могуществом ума. Этот Учитель находится в ирландском теле, но его местожительство в настоящее время не может быть открыто.
Во главе пятого луча стоит Учитель Илларион, обладающий таким великолепным качеством, как научная точность. Когда-то Илларион был Ямвлихом в школе неоплатоников, и это он через Мэйбл Коллинз дал человечеству книги «Свет на Пути» и «Идиллия белого лотоса». Он оказывает влияние на большинство великих ученых мира, ибо известно, что люди, работающие на этом луче, отличаются способностью к точному наблюдению, и там, где дело касается научных исследований, на них вполне можно положиться. Конечно, способности этого Учителя простираются далеко за пределы чисто научного изыскания и ему ведомы и доступны многие из тех природных сил, которые влияют на жизнь человека.
Учитель Иисус, ставший адептом еще в том воплощении, когда он был Аполлонием Тианским, а затем представший в образе великого индийского религиозного реформатора Шри Рамануджачарьи, правит шестым лучом — лучом благоговения или преданного служения. Это луч набожных святых и мистиков всех религий, и Иисус печется об этих людях независимо от того, в каких формах они поклоняются Божественному. Девятнадцать веков тому назад Аполлоний Тианский был послан Братством с миссией, одной из задач которой было основать в различных странах магические центры. Ему были даны предметы, имеющие природу талисманов, которые он должен был захоронить в избранных местах для того, чтобы под действием излучаемых ими сил эти места стали в дальнейшем центрами великих грядущих событий. Некоторые из этих центров уже были активизированы, а некоторые еще нет, но эти последние будут использованы в ближайшем будущем в связи с предстоящей работой, связанной со «вторым пришествием» Христа. Как видим, многие подробности этой работы были определены и намечены еще две тысячи лет тому назад, причем подготовка к ней велась и на физическом плане.
Глава седьмого луча — граф Сен-Жермен, или Учитель Ракоши, последний представитель этого венгерского княжеского рода. Он действует в значительной мере через церемониальную магию и пользуется услугами великих ангелов, которые беспрекословно повинуются ему и с радостью исполняют его волю. Хотя он говорит на всех европейских и на многих восточных языках, многие из его трудов написаны по-латыни, на языке, который служит особым проводником для его мыслей, так как великолепие и ритм латыни не превзошел никакой другой из ныне существующих на Земле языков. При совершении различных ритуалов он носит чудесные многоцветные одеяния и драгоценности. У него есть золотая кольчуга, некогда принадлежавшая римскому императору, на нее он набрасывает великолепный малиновый плащ, застегивающийся семиконечной звездой из алмазов и аметистов, а иногда надевает и прекрасное одеяние фиолетового цвета. Хотя он связан с церемониалом и все еще совершает некоторые из ритуалов древних мистерий, сами названия которых давно забыты во внешнем мире, не менее активно он занимается и политической ситуацией в Европе, а также следит за ростом современных физических наук.
Заканчивая рассказ об Учителях, будет уместно упомянуть некоторые факты, касающиеся их работы в настоящем и будущем.
Во-первых, это работа, которую они проводят с учениками и стремящимися с целью подготовить последних к тому, чтобы они помогали в ходе двух великих событий, первым из которых будет приход Мирового Учителя в середине или в конце XXI столетия, а вторым — основание новой шестой подрасы и перестройка нынешних мировых условий. Учителям сейчас приходится очень нелегко, поэтому большая часть их работы по обучению учеников поручена посвященным и наиболее продвинутым из учеников, так что некоторые Учителя первого и второго лучей на время взяли себе учащихся из департамента Махачохана.
Во-вторых, это широкомасштабная подготовка мира к приходу Мирового Учителя, требующая принятия необходимых мер перед тем как он и его соратники появятся среди людей, что, безусловно, они и сделают. Можно с уверенностью сказать, что до пришествия Христа будут приняты меры, чтобы во главе каждой из больших оккультных групп, масонских организаций и различных крупных церковных образований стояли Учителя или посвященные, принадлежащие ко многим нациям и имеющие степень посвящения не ниже третьей. Вся эта нелегкая работа осуществляется в настоящее время, и все усилия Учителей направлены на ее успешное завершение. Повсюду они собирают под свои знамена тех, кто так или иначе демонстрирует тенденцию отзываться на высокую вибрацию; Учителя стараются усилить эту вибрацию и сделать ее носителей полезными для служения к моменту пришествия Христа, Благословен и велик день благоприятной возможности, потому что, когда этот момент настанет, огромная сила вибрации, которая сойдет на сынов человеческих, даст возможность тем, кто исполняет сейчас необходимую работу сделать большой шаг вперед и пройти через врата посвящения.