Кафедра детских болезней и поликлинической педиатрии №2
Дисциплина детские болезни
Специальность педиатрия 060103.65
Факультет педиатрический
Курс 4 Семестр 8
Количество часов 4
Методическая разработка практического занятия для студентов.
Практическое занятие № 4
Тема: Аномалии конституции. Атопический дерматит.
Цель занятия: Изучить вопросы распространённости, заболеваемости, этиологии, патогенеза, клиники, классификации диатезов, атопического дерматита, принципы этиотропного, патогенетического лечения, дифференциально-диагностические критерии данных нозологических форм.
Базисные знания:
1. Особенности кожных покровов, слизистых оболочек, иммунной сисемы у детей (Анатомия человека: учебник для ВУЗов/ М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович – 12 издание, переработанное и дополненное, СПб: СПбМАПО, 2006-720 с).
2. Особенности становления иммунной системы у детей раннего возраста (Физиология плода и ребёнка/А.С. Батуев, В.Д. Глебовский, В.А.Жданов. Под ред. В.Д.Глебовского М.: Медицина, 1988 – 224 с.)
3. Патофизиологические механизмы иммунных нарушений (Патофизиология: Учебник в 2 томах / Литвицкий П.Ф. – 2 издание переработанное и дополненное. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2003).
4. Анатомо-физиологические особенности кожных покровов, слизистых оболочек и иммунной системы у детей. Методы исследования и семиотика основных поражений (Пропедевтика детских болезней. Учебник для ВУЗов. /А.В. Мазурин, И.М. Воронцов – 2 издание, дополненное, расширенное и переработанное. – СПб. Фолиант – 2000 г. 926 с.).
Продолжительность занятия: 4 часов. Начало 900, окончание 1215. 2 занятия
Место проведения: клиническая база кафедры – областная клиническая детская больница, пульмонологическое отделение
|
Методическое и материально-техническое оснащение: Для курации подбираются больные в пульмонологическом отделении с различными формами рахита и рахитоподобных заболеваний. При проведении занятия используются макро- и микротаблицы, методическое письмо, журнальные статьи, тесты, типовые задачи.
Хронометраж практического занятия с методикой его проведения:
Время работы | Содержание работы |
20 минут | Вводное слово преподавателя. Ассистент объясняет актуальность темы, сообщает цель и план занятия. Контроль исходного уровня знаний студентов (тестированный контроль) |
60 минут | Курация больных под руководством преподавателя. Студенты распределяются на группы по 2 человека. Каждая группа получает больного с различными формами диатезов и атопического дерматитаСтуденты выясняют жалобы больного, собирают анамнез заболевания и жизни, проводят объективный осмотр, формулируют предварительный диагноз и составляют план обследования. Затем студенты знакомятся с историей болезни, оценивают результаты обследования, обосновывают клинический диагноз, составляют план лечения. Преподаватель контролирует работу студентов, присутствует при сборе анамнеза и проведении клинического осмотра. |
15 минут) | Перерыв |
60 минут | Клинический разбор больных с диатезом и атопическим дерматитом.Проводится анализ жалоб, анамнеза, данных объективного осмотра. Выявляются этиологические факторы развития определяются клинические симптомы заболевания. Обосновывается предварительный и клинический диагноз. Составляется план обследования и лечения, диспансерного наблюдения. |
60 минут | Теоретический разбор вопросов семинарского занятия |
20 минут | Решение ситуационных задач. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом. |
|
Содержание темы: ( см. приложение № 1)
Студент должен знать:
1. Распространённость диатезов и атопического дерматита
2. Причину и предрасполагающие факторы диатезов и дерматита
3. Патогенез диатезов
4. Классификацию диатезов и атопического дерматита
5. Клинико-диагностические критерии периода, характера течения, степени тяжести атопического дерматита
6. Клинические проявления заболеваний и дифференциально-диагностические критерии.
7. Принципы лечения атопического дерматита
8. Принципы диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими диатез и атопический дерматит.
9. Принципы профилактики данных заболеваний.
Студент должен уметь:
1. Собрать анамнез заболевания, выявить предрасполагающие факторы, способствующие развитию диатезов и атопического дерматита.
2. При проведении объективного осмотра выявить клинические симптомы диатезов и атопического дерматита.
3. Обосновать предварительный диагноз
4. Составить план лабораторного обследования
5. Интерпретировать полученные результаты обследования
6. Обосновать клинический диагноз с учётом классификации заболевания
7. Провести дифференциальный диагноз
8. Составить план лечения с указанием конкретных доз препаратов и продолжительности курсов лечения
9.Составить план диспансерного наблюдения
|
Учебная карта занятия.
Самостоятельная работа студентов является неотъемлимой при изучении данной темы и регламентирована Государственным стандартом высшего профессионального образования № 131 мед/сп – педиатрия и учебной рабочей программой дисциплины. Организация самостоятельной работы базируется на готовности студентов к практическому занятию, материально-техническом и учебно-методическом оснащении и осуществляется под контролем преподавателя с оказанием консультативной помощи по вопросам, возникающим при изучении данной темы. Самостоятельная работа студентов проводится как в аудиторное, так и во вне аудиторное время.