Социальные последствия осуществления проектов.




Социальный анализ

1.Основные направления социального анализа проекта .

Основными направлениями социального анализа проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются:

· изменение количества рабочих мест в регионе;

· улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

· изменение условий труда работников;

· изменение структуры производственного персонала;

· изменение надежности транспортного сообщения;

· изменение уровня здоровья работников и населения;

· экономия свободного времени населения.

В стоимостной оценке социальных результатов учитывается только их самостоятельная значимость. Затраты, необходимые для достижения социальных результатов проекта или обусловленные социальными последствиями реализации проекта (например, изменение затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности), учитываются в расчетах эффективности в общем порядке и в стоимостной оценке социальных результатов не отражаются.

 

Социальные последствия осуществления проектов.

Исследования, показали, что крупномасштабные проекты могут вызывать следующие социальные последствия.

1. Территориальные изменения — урбанизация сельских районов; строительство новых дорог и транспортных сетей; новые положения по землепользованию и зонированию; повышение водопользования и т.д.

2. Демографические изменения — миграции и изменения, вызванные ними; явление «бума городов»; разделение на административные и рабочие районы.

3. Социально-экономические изменения — новые возможности для получения работы; новые отрасли торговли и сферы услуг; изменения жизненного уклада.

4. Социально-политические изменения — конфликты между ранее проживавшими в районах и вновь прибывшими («мигрантами»); возникновение новых по типу занятий групп и социальных классов; новые политико-административные отношения; появление новых бюджетно-налоговых аспектов.

5. Изменения идеологического и морального плана, возникновение новых моральных установок и способов поведения; появление новых религиозных верований и ценностных ориентировок.

В ходе реализации исследуемых проектов наблюдались различные типы отношения к ним местного населения:

- нейтральное — большая часть населения;

- значительная поддержка (представители местных органов власти; мелкие торговцы; профсоюзы; гражданские организации);

- против, но готовы согласиться на компенсационные или смягчающие меры (местные религиозные лидеры; организации социального обеспечения);

- значительный протест и попытки «перекроя» юридических позиций (национальные и региональные экологические организации);

- явное сопротивление (экологические группы радикального толка).

Несмотря на то, что большая часть местного населения обычно поддерживает осуществление проектов, может оказаться достаточным для замедления или даже срыва, например, строительных работ наличие враждебно настроенной группировки или сопротивления местных властей.

3. Стратегия социального развития.

При подготовке проектов рекомендуется специальное составление плана развития местности с учетом интересов коренного населения, который будет:

а) учитывать предпочтения местного населения;

б) предвидеть возможные негативные тенденции и разрабатывать тактику их избегания или смягчения;

в) проверять наличие требующихся навыков структур, отвечающих за реализацию проекта;

г) учитывать местную культуру, религиозные верования и эксплуатацию имеющихся ресурсов;

д) поддерживать производственные системы, приспособленные для удовлетворения местных потребностей;

е) избегать появления или усиления зависимости проекта; поощрять раннюю передачу в эксплуатацию; включать в проект подготовку кадров и их обучение;

ж) предусматривать длительные предшествующий и последующий периоды деятельности по проекту. Например, отдаленные районы или районы, которым уделялось недостаточно внимания, требуют проведения дополнительных исследований или реализации пробных программ;

з) поддерживать или финансировать уже действующие эффективные программы, а не разрабатывать новые.

Таким образом, план социального развития в интересах местного населения следует разрабатывать вместе с подготовкой основных инвестиций. План может потребовать включения компонентов, которые лежат за рамками основного проекта, например:

- здравоохранение;

- обеспечение питания;

- производственная инфраструктура;

- сохранение лингвистических и культурных особенностей;

- предоставление прав пользования природными ресурсами местности;

- образование;

- планы недобровольного переселения (если не удается их избежать).

В результате социальный анализ также оформляется в виде плана социального развития (участников проекта и региона).

Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения его экономической (народнохозяйственной) эффективности. При определении коммерческой и бюджетной эффективности проекта социальные результаты проекта не учитываются.

Оценка социальных результатов проекта предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека.

 

4. Элементы социальной проектной среды.

1. Культурные факторы: общество, состояние общества, структура общества, традиционные культурные особенности и обычаи, исторические места, религиозные учреждения, общественные учреждения, отдых.

2. Социальная инфраструктура:образование, здоровье и благополучие, болезни, физическая безопасность, опасности здоровью, плотность населения (городского и сельского).

3. Социальное развитие:возможности трудоустройства, распределение доходов, обеспеченность жильем, защищенность необходимых естественных ресурсов, внутренние и внешние отношения (торговля, безопасность, оборона и т. д.).

4. Экономические факторы:экономическое развитие (сельскохозяйственный, промышленный и обслуживающий секторы), транспорт и связь, развитие городской и сельской зон.

Для каждого проекта необходимо построение собственной системы оценки взаимодействия с социальной средой, которая должна учитывать цели проекта, его месторасположение, организационно-технические условия реализации и т.д. Однако важно, чтобы в центре внимания такого анализа находились проблемы создания и поддержания бесконфликтности (непротиворечивости) как во внутренней, так и во внешней социальной проектной среде.

Можно проследить связи между конкретными проектными результатами и факторами социального характера, которые могут оказать свое корректирующее влияние на эти показатели. Так, например, с позиций определения объема производственных мощностей необходимо проводить анализ соответствия устанавливаемых проектом правил использования рабочей силы принятому законодательству, их непротиворечивости соглашениям с профсоюзами или распространенной в данном регионе общепринятой практике.

Вопрос 5. Факторы негативного влияния проектов на окружающую социальную среду.

В процессе социальной оценки необходимо идентифицировать и оценить основные негативные последствия проектной деятельности.

1. Риски для здоровья:

a. Риск несчастных случаев, воздействующих на социальную и естественную окружающую среду (в период строительства и производства, после закрытия производства, во время транспортировки опасных веществ);

b. Возрастание уже существующих рисков;

c. Риск для здоровья рабочих и служащих.

2. Миграция:

a. Вытеснение среды обитания человека;

b. Вытеснение существующих видов экономической деятельности (секторы неофициального и малого бизнеса, рыболовство, сельское хозяйство и пр.);

c. Разрушение конкретных социально-культурных взаимоотношений и инфраструктур;

d. Ухудшение общих жизненных условий.

В настоящее время в отечественной практике сохранились традиционные подходы к проведению государственной экспертизы по вопросам относящимся к социальной сфере, особенно по проектам строительства промышленных объектов.

 

6. Проект и трудовые ресурсы.

Опыт осуществления проектов во многих странах показывает, что проблема трудоустройства является важнейшей. Создание новых рабочих мест — наиболее привлекательная сторона инвестиционных проектов. Системный подход к оценке эффективности проектов предполагает проведение комплексной оценки трудовых ресурсов, в том числе тенденций в сфере занятости населения. Такой анализ позволяет, прежде всего, строить грамотную политику в области планирования оплаты труда.

Так, например, для России важно учесть, что произошедшие глубокие экономические преобразования и изменения структуры собственности привели к серьезным переменам в области трудовых отношений и занятости населения. Государственное — централизованное — управление трудовой сферой перестало существовать. Предприятия начали самостоятельно решать вопросы заработной платы работников, условий и охраны их труда, численности персонала, организации и нормирования труда.

Для анализа и оценки работы с кадрами проекта можно воспользоваться следующим вопросником, по результатам работы с которым можно будет дать оценку уровню бесконфликтности внутренней среды проекта.

1. Есть ли жалобы, связанные с квалификацией назначенного персонала от:

- руководства кадрами;

- руководства производства;

- руководства организации?

2. Как руководство оценивает текучесть кадров?

3. Каковы причины текучести кадров?

4. Как идет поиск новых сотрудников?

5. Какова процедура отбора кадров?

6. Правильно ли ведутся интервью?

7. Какие используются тесты и насколько они обоснованы для группы претендентов на определенные должности?

8. Правильно ли проводятся тесты? Даются ли необходимые инструкции?

9. Ведется ли учет результатов тестов для выявления прогресса?

10. Часто ли нанимаются на работу кандидаты, не прошедшие тесты?

11. Подвергались ли тестированию опытные квалифицированные сотрудники?

12. Разработан ли план продвижения по службе ключевых фигур руководящих и технических команд?

13. Какая часть руководящих должностей занимается внутренними кадрами благодаря продвижению по службе и повышению квалификации?

14. Что включает в себя процедура выбора руководящих кадров?

15. Каков результат процедуры отбора кадров?

16. Учитываются ли рекомендации с предыдущего места работы?

17. Разработана ли процедура оценки для руководства?

18. Какая часть претендентов оказывается выше среднего, среднего или ниже среднего уровня?

19. Доводятся ли результаты тестирования до тех, кто их проходил?

20. Какова структура заработной платы?

21. Как часто пересматриваются оклады?

22. Каковы методы назначения заработной платы?

23. Может ли организация получить и сохранить необходимые ей кадры?

24. Каков моральный уровень кадров?

25. Каковы перспективы увеличения производительности труда?

26. Какими взглядами обладает руководство на проблемы персонала?

27. Нормально ли происходит общение?

28. Предоставляются ли персоналу дополнительные льготы?

29. Планируется ли рабочая нагрузка, и даются ли четкие и краткие инструкции?

30. Является ли эффективным контроль?

31. Проходят ли руководители среднего звена соответствующее обучение?

32. Какие шаги предпринимаются для повышения квалификации внутреннего персонала?

33. Имеет ли организация тренинговую программу и выделяет ли средства на тренинг?

7. Анализ связей проекта с организациями и социальными группами.

При проведении социального анализа необходимо, по мнению ряда специалистов, определить тех (население, отдельные его группы или организации), чьи интересы в той или иной степени будут задеты действиями, связанными с осуществлением проектов. Под ними понимаются все те, кто потенциально может быть вовлечен в процесс общественного обсуждения, дискуссий или консультирования в связи с их заинтересованностью осуществляемым проектом, в том числе:

- отдельные жители и целые семьи, проживающие в зоне проекта;

- коренное население и их лидеры;

- спонсоры;

- представители местной общественности (негосударственных организаций — НГО);

- неправительственные организации всех спектров деятельности (например, «зеленые»);

- представители местных властей;

- политики;

- университеты и исследовательские центры;

- религиозные группы;

- частные компании и отдельные предприниматели;

- профсоюзы;

- органы социальной сферы;

- СМИ;

- бизнес-ассоциации.

Все эксперты признают необходимость тщательного определения тех юридических и физических лиц, кто имеет отношение к проекту: это позволяет, во-первых, точнее представить их интересы и потребности и, во-вторых, выявить их потенциальные действия, как по поддержке проекта, так и в создании барьеров на пути его реализации.

Экологический анализ

Воздействие на природную среду является одним из наиболее часто встречающихся внешних эффектов крупномасштабных проектов. Например, транспортные системы часто создают барьеры в природном ландшафте, изменяют дождевой сток и характер естественной дренажной сети, создают возможности для передачи болезней. Они также могут привести к социальным катастрофам вследствие влияния вновь приехавшего населения на систему ценностей традиционного общества. Все это должно быть компенсировано расширением торговых связей и возможностей путешествовать в результате транспортных проектов. Промышленным проектам сопутствуют шум, дым и другие неблагоприятные последствия, которые должны сопоставляться с выгодами развития.

 

1. Сущность и содержание экологического анализа.

Задачами экологического анализа инвестиционного проекта являются установление потенциального ущерба окружающей среде во время осуществления и эксплуатации проекта, и определение мер, необходимых для его смягчения и предотвращения. Для природоохранных мероприятий превентивные меры гораздо важнее и практически всегда значительно дешевле, чем исправление нанесенного ущерба, которое иногда может оказаться необратимым.

В целом инвестиционные проекты, которые требуют проведения экологического анализа, можно разделить на две основные группы:

1. проекты, которые имеют чисто экологические цели, например инвестиции в создание и поддержание заповедника;

2. проекты, которые оказывают воздействие на окружающую среду. Такое воздействие в основном оказывает отрицательное влияние на природные системы и их функции, такие, как:

· обеспечение природными ресурсами (лес, полезные ископаемые и т.д.);

· экосистемные функции — ассимиляция отходов и загрязнения, геофизические и геохимические круговороты вещества, рекреация;

· обеспечение природными услугами (эстетическое удовольствие).

Природные ресурсы и природные услуги в совокупности представляют собой экологические блага, трансформация которых приводит к возникновению экологических выгод или издержек от реализации проекта.

Учесть экологические факторы на стадиях прединвестиционных исследований — значит существенно сократить расходы на борьбу с загрязнением после осуществления проекта.

Основной принцип построения экономической модели оценки эффективности инвестиционных проектов базируется на рассмотрении чистых выгод и затрат производства, обусловленных экологическими положительными эффектами или потерями.

Оценка экономического предотвращенного ущерба охватывает существующие условия окружающей среды по отношению к проекту и потенциальное воздействие проекта на окружающую среду, прямое и косвенное, включая возможности по ее улучшению. Игнорирование одной из составляющих предотвращенного ущерба может привести к завышению эффективности проекта.

В рамках теории проектного анализа эколого-экономическая оценка воздействия на окружающую природную среду является одним из этапов проектного цикла и включает следующие стадии:

· анализ данных других экспертиз проекта (технологической, социальной и т.д.);

· оценка природно-климатических особенностей окружающей среды и ее влияния на проект (ОВОП);

· качественный анализ возможного влияния проекта на окружающую среду;

· экономическая (количественная) оценка воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС);

· анализ экологических рисков и неопределенности;

· оценка экологической эффективности проекта;

· постпроектный экологический аудит.

Основным принципом количественной оценки воздействий на окружающую среду может стать значение, которое придается обществом или отдельными лицами улучшению или ухудшению среды. Следовательно, затраты или выгоды экологического аспекта проекта могут иметь стоимостное выражение, исходя из готовности либо заплатить за улучшение окружающей среды, либо принять компенсацию за ее ухудшение.

Меры по снижению отрицательного воздействия проекта на окружающую среду могут состоять из:

- физических изменений (например, прокладывание дорог в другом месте);

- технологических изменений (установка газоочистителей для снижения содержания серы в отходнике газов угольных топок):

- ценообразовательных, регламентирующих или информационных программ.

Однако сегодня в век безудержной химизации и бесконтрольности промышленного развития уже недостаточно прорабатывать экологический аспект проекта только с точки зрения его воздействия на окружающую среду. Более важным и для инвестора, и для потребителей продукции является факт создания экологически безопасного для здоровья продукта. В случае, если информация о вредности данной продукции распространится, ее продажа будет запрещена государственными органами или само население негативно отнесется к этой продукции. В итоге инвестиционный проект не обеспечит возврат понесенных затрат.

Речь идет обо всех сферах потребительского рынка, например, о производстве бытовой химии с использованием хлора (население, например, Европы уже не покупает эту продукцию), о строительстве домов по экологически вредным технологиям (железобетонных конструкций, оказывающих негативное электромагнитное влияние на человека; домов на площадках, имеющих радоновое излучение; отделке помещений вредными для здоровья материалами — виниловыми обоями, вредными клеями и т.д.), о производстве продуктов питания, одежды и игрушек из вредных для здоровья материалов и т.д.

Иными словами, экологический аспект любого инвестиционного проекта сегодня — это:

- экологическая безопасность для потребителя конечной продукции;

- экологическая безопасность условий труда для работающих;

- экологическая безопасность для окружающей природной среды и населения, проживающего на территории реализации данного проекта.

Только при таком подходе проект, реализуемый в интересах его собственников, действительно не нанесет вреда остальной части населения, но при этом не будет иметь рисков невозвратности средств по причине раскрытия информации о его негативном воздействии на здоровье людей.

2. Влияние проектов на окружающую среду.

В самом начале проектного анализа необходимо провести идентификацию проекта с целью присвоения ему экологической категории.

Категория А присваивается проектам с многосторонним и необратимым экологическим воздействием на отраслевом или региональном уровне. В эту категорию попадают большинство проектов топливно-энергетического комплекса, а также лесная промышленность, термальная электроэнергетика, транспорт и т.д.

Категория В присваиваетсяпроектам, воздействие на окружающую среду которых менее значительное как по глубине, так и по масштабу, но также характеризуется необратимыми процессами: агроиндустрия, линии электропередач, развитие аква- и марикультуры, электрификация сельских районов, туризм (строительство), водоснабжение сельских районов, водоочистные сооружения и др.

Категория С присваивается проектам, не оказывающим никакого отрицательного воздействия на окружающую природную среду: образование, здравоохранение, планирование семьи, питание, организационное развитие, развитие людских ресурсов, оказание технической помощи и т.д.

Инвестиционные проекты, попавшие в категорию А или В, требуют проведения тщательного экологического анализа. К сожалению, следует признать, что основная часть проектов попадает именно в категорию А, особенно это касается развивающихся стран, в том числе и России, из чего следует, что дальнейшая деградация природных систем неизбежна. Однако главной задачей экологического анализа является как можно более точная качественная и количественная оценка будущих экологические выгод, а главное — потерь, для того чтобы включить соответствующие расходы, связанные с предотвращением ущерба, а также рекультивацией трансформированных ландшафтов, еще на стадии инвестиционного проектирования.

В идеале проект не должен оказывать никакого отрицательного воздействия на природную среду. Поскольку эта цель может быть достигнута только в исключительных случаях, необходимо предусматривать применение производственных процессов с возможно низкими выбросами и минимизацией тяжести воздействия на окружающую среду. Вариант производства с минимальными выбросами может быть получен путем рассмотрения на отдельных этапах проведения прединвестиционных исследований различных технико-экономических альтернатив, таких как: использование малоотходного сырья, создание замкнутых производственных циклов, систем рециклирования (внутри и вне производства) и средств экологической защиты на выходе (фильтров, систем удаления двуокисей серы и окислов азота и т.д.).

 

3. Методы экономической оценки воздействия проекта на окружающую природную среду.

Разработанные экономические методы оценки воздействия на окружающую среду направлены на то, чтобы частично или полностью разрешить существующие противоречия. Они являются прекрасной методологической основой для экологизации проектного анализа в целом.

В самом начале проектного анализа необходимо провести идентификацию проекта с целью присвоения ему экологической категории.

Обобщая теоретические и практические наработки в области инвестиционного проектирования и экономической оценки воздействия на окружающую среду, можно выделить следующие основные этапы экологического анализа инвестиционных проектов.

I этап. Сбор необходимой информации касательно предполагаемого инвестиционного проекта, включая цель его реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, а также данные технологической, социальной, правовой, экономической и других экспертиз; объемы предполагаемых выбросов, сбросов или данные об иных возможных формах загрязнения окружающей природной среды.

II этап. Природно-климатическое и социально-культурное описание потенциальной среды реализации проекта. Характеристика особенностей природно-территориальных комплексов (ПТК), наличие и степень их антропогенной трансформации. Данные о качестве окружающей среды, а также общем состоянии здоровья населения.

III этап. Обобщение законодательных и подзаконных актов в области охраны окружающей среды, здравоохранения, землепользования и др., относящихся к данному случаю. Целесообразно рассмотреть документы, касающиеся национальной политики и международных обязательств государства в этой области, а также соответствие намечаемого проекта территориальным и отраслевым планам и программам федерального и местного уровней.

IV этап. Анализ и обобщение результатов проведения ОВОП и ОВОС. Оценка социально-экономических последствий воздействия на окружающую среду. Рассмотрение возможных альтернативных вариантов реализации проекта. Анализ ситуации «с проектом» и «без проекта». Выбор альтернативного варианта реализации проекта требует перехода заново к этапам I или I V.

V этап. Рассмотрение компенсационных мер, связанных с воздействием на окружающую среду в отношении принятого проекта, а также определение потребностей в последующем экологическом мониторинге, аудите и контроле за ходом реализации проекта.

VI этап. Калькуляция всех совокупных, а также чистых приведенных экологических выгод и затрат, генерируемых проектом (возможно использование более низких ставок дисконта). Включение данных об экологической эффективности проекта в общую отчетность финансовой и экономической экспертиз проектного анализа.

 

4. Оценка воздействия окружающей среды на проект (ОВОП).

- характеристика ландшафтных особенностей исследуемой территории — литологический состав пород, условия формирования и строение почвенного профиля, характер и распространение растительности, микроклимат и т.д., а также их динамика во времени;

- учет и анализ экологических рисков — вероятность землетрясений, оползней, наводнений и т.д.;

- анализ степени воздействия природно-климатических особенностей на проект, экономическая оценка возможного ущерба, а также превентивных расходов для уменьшения или предотвращения риска (ущерба);

- анализ качества окружающей природной среды с точки зрения планируемого производства, степень ее антропогенной трансформации, внешние эффекты от существующих на данной территории хозяйствующих объектов.

5. Оценка воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС).

1. Выбор метода или группы методов для оценки:

а) выявление экологической опасности:

- продолжительность воздействия во времени;

- характер чрезвычайности;

- степень необратимости ущерба;

- кумулятивный и синергетический эффекты, связанные с воздействием других проектов;

б) определение наиболее значимого вида воздействия;

в) определение географического ареала и потенциального населения, подвергаемых опасности в случае реализации проекта;

г) наличие и доступность необходимых источников информации, а также количество имеющихся в распоряжении временных, людских и денежных ресурсов.

2. Проведение экономической оценки (для общего случая):

а) определение конкретной экологической характеристики или группы характеристик и (или) репрезентативной выборки населения, испытывающего влияние со стороны проекта, а также территориальных границ оценки;

б) сбор необходимой информации — исследования рынка, а также выявленных и (или) декларированных предпочтений потребителей в отношении данного экологического товара или услуги;

в) обобщение и сравнение оценок, полученных с помощью других методов, построение уравнений регрессии, нахождение кривой спроса;

г) определение экономической стоимости экологического блага, совокупных размеров выгоды и/или ущерба, наносимого окружающей среде в случае реализации инвестиционного проекта.

3. Анализ экологических рисков и неопределенности.

4. Оценка экологической эффективности.

5. Экологический аудит проекта.

Основной принцип оценки воздействия проекта на окружающую среду — соотношение затрат и выгод, которые могут иметь стоимостное выражение, исходя из альтернативы либо заплатить за улучшение окружающей среды, либо принять компенсацию за ее ухудшение. Проблемы, однако, возникают в связи с тем, что экологические затраты и выгоды, обнаруживающиеся в течение относительно длительного времени, очень трудно предсказать и измерить.

Совокупные экологические издержки можно разделить на следующие составляющие:

- плата за пользование природными ресурсами (вода, энергия, земля и т.д.), в том числе возобновляемыми;

- плата за использование ассимиляционной функции природной среды;

- плата за выбросы (сбросы) и захоронение отходов;

- плата за истощение используемого ресурса, связанная с его замещением в будущем;

- издержки, покрывающие будущую рекультивацию территории, демонтаж оборудования (например, буровых установок);

- плата за экологические ресурсы, которые были «косвенно» использованы в производстве продукции (например, электроэнергия) и в отношении которых, в частности, предлагается использовать налог на единицу продукции.

 

Финансовый анализ

 

1. Содержание и принципы финансового анализа.

Финансовый анализ фактически означает оценку дохода проекта и его распределение между потенциальными инвесторами. Задачи финансового анализа:

a) оценка финансовой эффективности проекта и предприятия;

b) разработка оптимального финансового плана;

c) структурирование информации по проекту для обсуждения с участниками проекта и для экспертизы.

Схема проведения финансового анализа проекта представлена на рисунке 1.

 

Рис. 1. Схема финансового анализа проекта

 

Финансовый анализ является ключевым при проведении оценки эффективности проекта.

Прежде чем приступить к сбору необходимой информации для проведения финансового анализа проекта, нужно, во-первых, определить методологию исследования, обозначив ситуации «с» и «без» проекта, условия и принципы оценки затрат и выгод, альтернативные варианты использования ресурсов; и во-вторых, составить таблицы, заполнение которых и предполагается в ходе исследования.

В основу оценки финансовой рентабельности проектов положены следующие основные принципы, применимые к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей:

- рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) — от открытия финансирования до прекращения проекта;

- моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;

- сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);

- принцип положительности и максимума получаемого эффекта;

- учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и/или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);

- учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе осуществления проекта затраты и поступления, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных производственных фондов, а также предстоящие потери, непосредственно вызванные осуществлением проекта (например, от прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью, отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием. Прошлые, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (т.е. получаемых вне данного проекта) доходов в перспективе (невозвратные затраты), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют;

- сравнение «с проектом» и «без проекта». Оценка эффективности инвестиционного проекта должна производиться сопоставлением ситуаций не «до проекта» и «после проекта», а «без проекта» и «с проектом»;

- учет по возможности всех последствий проекта, включая оценку мультипликативного эффекта;

- учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;

- многоэтапность оценки. На различных стадиях разработки и осуществления проекта его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;

- учет влияния инфляции (учет изменения цен на различные виды продукции и ресурсов в период реализации проекта) и возможности использования при реализации проекта нескольких валют;

- учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.

Коммерческая эффективность проекта характеризуется финансовыми результатами, а также соотношением этих результатов с затратами, связанными с реализацией проекта. Она может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов в проект. Другими словами, данный подход предполагает оценку и анализ эффективности инвестиций с использованием финансовых показателей.

Показатели, используемые для оценки будущего финансового состояния проекта, можно подразделить на две группы:

- абсолютные показатели или показатели денежных потоков;

- относительные показатели.

 

2. Денежные потоки проекта.

При анализе затрат определяются элементы будущих проектных притоков и оттоков денежных средств — как генерируемые проектом поступления от реализации продукции или услуг, так и всю совокупность связанных с этим проектных затрат — единовременных и текущих. На основании таких прогнозных оценок и проводится расчет чистого денежного потока и базовых значений показателей эффективности проекта.

При составлении отчета о движении денежных потоков методом финансового потока, в рамках проекта осуществляется три вида деятельности, которые оказывают влияние на результаты:

1. Операционная;

2. Инвестиционная;

3. Финансовая.

В процессе каждого вида деятельности происходит приток и отток денежных средств. На основании этих данных рассчитывается ряд абсолютных финансовых показателей, которые характеризуют эффективность деятельности, как в отдельные периоды времени, так и за весь период реализации.

Потоком реальных денег называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности в каждом периоде осуществления проекта.

Поток реальных денег от инвестиционной деятельности включает в себя следующие статьи:

· Земля;

· Здания, сооружения;

· Машины, оборудование, передаточные устройства;

· Нематериальные активы;

· Прирост оборотного капитала.

Каждая из вышеприведенных статей в конкретный период времени рассматривается с двух сторон: приобретение активов и увеличение оборотного капитала являются оттоком денежных средств, а поступления от их продажи и уменьшения оборотного капитала относятся к притоку денежных средств.

Поток реальных денег от операционной деятельности включает в себя следующие виды доходов и затрат:

· Выручка, объем продаж в денежном выражении;

· Внереализационные доходы;

· Переменные затраты;

· Постоянные затраты;

· Амортизация основных фондов.

Другими словами, поток реальных денег от операционной деятельности включает сумму чистой прибыли и амортизации за расчетный период.

Поток реальных денег от финансовой деятельности в свою очередь включает статьи расходов и доходов компании, связанные с кредитными отношениями, а также отношениями с акционерами. Также в этот раздел могут быть включены результаты работы компании на фондовом рынке:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: