Введение
Каждый имеет право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийного бедствия и на требование гарантий обеспечения реализации этого права от министерств и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, руководства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения.
Государство как гарант этого права создает систему гражданской обороны, которая имеет своей целью защиту населения от опасных последствий аварий и катастроф техногенного, экологического, естественного и военного характера.
Предназначение гражданской обороны
Силами гражданской обороны являются ее войска, специализированные и невоенизированные формирования.
Войска гражданской обороны подчиняются руководителю специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти, к полномочиям которого отнесен вопрос гражданской обороны.
Войска гражданской обороны выполняют задание относительно предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера в соответствии с законами.
Условия привлечения частей и подразделений Вооруженных Сил, других военных формирований, образованных в соответствии с законами, к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера определяются Президентом в соответствии с Конституцией, законами. Количество и численность частей и подразделений этих войск определяются с учетом потребностей и особенностей региона назначения.
Для выполнения специфических работ, связанных с радиационной и химической опасностью, значительными разрушениями в результате землетрясения, аварийными ситуациями на нефтегазодобывающих промыслах, проведения профилактических и обновительных работ, в том числе и вне пределов страны, в установленном законодательством порядке могут создаваться специализированные формирования, которые подчиняются центральному органу исполнительной власти, к полномочиям которого отнесен вопрос защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера.
|
Комплектование специализированных формирований гражданской обороны осуществляется по контракту из числа специалистов, которые имеют опыт работы в чрезвычайных ситуациях.
Невоенизированные формирования гражданской обороны создаются в областях, районах, городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения.
Для обеспечения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций и проведения специальных работ в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, местных государственных администрациях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения создаются специализированные службы гражданской обороны: энергетики, защиты сельскохозяйственных животных и растений, инженерные, коммунально-технические, материального обеспечения, медицинские, оповещения и связи, противопожарные, торговли и питания, технические, транспортного обеспечения и другие. Для проведения эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций на базе местных государственных администраций создаются эвакуационные комиссии.
|
задачи гражданской обороны и мероприятия по их выполнению
Заданиями Гражданской обороны и мероприятиями по их реализации являются:
1. Предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения и обеспечение уменьшения убытков и расходов в случае стихийного бедствия, аварий, катастроф, взрывов и больших пожаров.
С целью выполнения задания:
· заблаговременно разрабатываются и проводятся инженерно-технические мероприятия для уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от влияния их последствий;
· готовится научно обоснованный прогноз последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
· осуществляется непрерывное наблюдение за состоянием потенциально опасных объектов и окружающей естественной среды;
· содержатся в готовности к немедленному приложению средства оповещения и информационного обеспечения населения, создаются локальные системы выявления мест заражения и локальные системы оповещения;
· создаются специализированные формирования и осуществляется их подготовка к действиям по назначению;
· проводится обеспечение работников предприятий, учреждений и организаций индивидуальными средствами защиты, а также ведется строительство защитных сооружений в соответствии с нормами и правилами инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
|
2. Оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, постоянное информирование его о состоянии имеющейся обстановки.
С целью выполнения задания во всех звеньях городских и внегородских пунктов на основе автоматизированных систем централизованного оповещения, сети связи и радиовещания, а также специальных средств создается система оповещения и информационного обеспечения. Она представляет собой комплекс организационно технических средств для передачи соответствующих сигналов и распоряжений органам государственной исполнительной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций, силам гражданской обороны и населению.
Автоматизированная система оповещения и информационного обеспечения создается на базе общегосударственной сети связи и радиовещания и разделяется на государственную и региональную. Система должна обеспечить циркуляционное оповещение должностных лиц с применением для этого городской телефонной сети, средств радиовещания и телевидения.
Система оповещения и информационного обеспечения используется централизованно.
Оповещение подчиненных штабов, сил гражданской обороны и населения организует вышестоящий штаб.
3. Защита населения от последствий стихийного бедствия, аварий, катастроф, взрывов, больших пожаров и применения средств поражения.
С целью выполнения задание осуществляется комплекс мероприятий, которые должны обеспечить укрытие населения в защитных сооружениях, его эвакуацию, медицинскую, радиационную и химическую защиту, а также защиту от влияния биологических средств поражения.
Укрытие населения в защитных сооружениях достигается:
· заблаговременным строительством защитных сооружений и поддержанием их в готовности к использованию;
· комплексным освоением подземного пространства городов и других населенных пунктов для размещения предприятий, учреждений и организаций социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения (с учетом приспособления и использования части помещений для укрытия населения в чрезвычайных ситуациях);
· обследованием и учетом подземных и наземных зданий и сооружений, которые отвечают требованиям защиты населения;
· дооборудованием с учетом реальной обстановки подвальных и других углубляющих помещений.
4. Организация и проведение спасательных и других безотлагательных работ в районах бедствия и очагах поражения.
Это задание заключается в исполнении мероприятий, предусмотренных действующим законодательством по вопросам ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий, которые создают угрозу жизни и здоровью населения, а также в:
· разведке очагов поражения и определении пределов (границ) этих ячеек;
· проведение работ, связанных с поиском и спасением людей;
· представление помощи потерпевшим;
· эвакуации населения из опасных районов;
· карантинно-обсервационных мероприятиях;
· окружении очагов поражения;
· обеспечении общественного порядка в районах бедствия и очагах поражения;
· осуществлении мероприятий жизнеобеспечения населения;
· социально психологической реабилитации населения;
· осуществлении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Для проведения спасательных и других безотлагательных работ:
· создаются и содержатся в готовности к действиям силы гражданской обороны;
· привлекаются в случае потребности другие силы независимо от их ведомственной принадлежности и спасательные добровольные силы;
· осуществляется подготовка органов управления гражданской обороны и прорабатывание соответствующих планов;
· изготовляются необходимые технические средства;
· обеспечивается соблюдение требований безопасности личным составом сил гражданской обороны, который принимает участие в спасательных и других безотлагательных работах;
· поддерживается инженерное, химическое, медицинское, транспортное и материальное обеспечение действий сил, которые принимают участие в проведении работ.
5. Создание системы анализа, прогнозирования, управления, оповещения и связи, наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением, поддержанием их готовности к постоянному функционированию в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации сеть наблюдения и контроля укрепляется за счет привлечения соответствующих подразделений из состава сил гражданской обороны.
Для своевременного выявления угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, оповещения персонала и населения, которое проживает в зонах возможного поражения, на радиационно и химически опасных объектах создаются локальные автоматизированные системы, которые должны быть соединены с централизованной системой управления Гражданской обороны.
Перечень объектов, где должны примениться локальные автоматизированные системы, определяется правительством РФ.
Работы, связанные с созданием этих систем, включаются в план мероприятий по предотвращению аварий и катастроф и уменьшению убытков и потерь в случае их возникновения.
6. Организация жизнеобеспечения населения во время аварий, катастроф, стихийного бедствия и в военное время.
Задание предусматривает мероприятия, которые осуществляются центральными и местными органами государственной исполнительной власти, исполкомами местных Советов народных депутатов, штабами гражданской обороны, администрацией предприятий, учреждений и организаций заблаговременно, а также в случае чрезвычайной ситуации с целью создания условий для выживания населения, которое может оказаться (очутилось) в очагах поражения.
Мероприятиями жизнеобеспечения населения, направленными на удовлетворение минимума жизненных потребностей граждан, которые пострадали (могут пострадать) от последствий чрезвычайных ситуаций, предоставление им бытовых услуг и реализацию социальных гарантий на период проведения спасательных и других безотлагательных работ, являются:
· временное расселение граждан в безопасных районах;
· организация питания в районах беды и временного расселения;
· организация обеспечения населения, которое пострадало, одеждой, обувью и товарами первой необходимости;
· организация представления финансовой помощи потерпевшим;
· обеспечение медицинского обслуживания и санитарно- эпидемиологического присмотра в районах временного расселения.
7. Подготовка и переподготовка лиц руководящего состава гражданской обороны, ее органов управления и сил, учеба населения умениям применить средства индивидуальной защиты и действовать в чрезвычайных ситуациях.
8. Контроль за выполнением заданий гражданской обороны полагается на штабы гражданской обороны, которые в этом направлении деятельности сотрудничают с центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления, общественными организациями.
заключение
Предназначение гражданской обороны – защита жизни, здоровья людей от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Заданиями Гражданской обороны и мероприятиями по их реализации являются:
1. Предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения и обеспечение уменьшения убытков и расходов в случае стихийного бедствия, аварий, катастроф, взрывов и больших пожаров.
2. Оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, постоянное информирование его о состоянии имеющейся обстановки.
3. Защита населения от последствий стихийного бедствия, аварий, катастроф, взрывов, больших пожаров и применения средств поражения.
4. Организация и проведение спасательных и других безотлагательных работ в районах бедствия и очагах поражения.
5. Создание системы анализа, прогнозирования, управления, оповещения и связи, наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением, поддержанием их готовности к постоянному функционированию в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
6. Организация жизнеобеспечения населения во время аварий, катастроф, стихийного бедствия и в военное время.
7. Подготовка и переподготовка лиц руководящего состава гражданской обороны, ее органов управления и сил, учеба населения умениям применить средства индивидуальной защиты и действовать в чрезвычайных ситуациях.
8. Контроль за выполнением заданий гражданской обороны полагается на штабы гражданской обороны, которые в этом направлении деятельности сотрудничают с центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления, общественными организациями.
список литературы
1. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И.. Гражданская оборона. - М: Высшая школа, 2006.
2. Руководство по медицинской службе гражданской обороны / Под ред. Бурназяна А.И.. - М: Медицина, 2003.
3. Дворжак Й. Земля, люди, катастрофы. – Киев: 2002.
4. Гражданская оборона. Пособие для подготовки населения. - Москва, 2006.
5. Гражданская оборона / Под ред. Шубина. - Москва, 2007.